В «Здоровом человеке» они в некотором роде поменялись ролями: теперь он – «хороший», а она – «плохая». Хотя, разумеется, все в фильме устроено гораздо сложнее. Если «Сестры» рассматривали актуальную проблему домашнего насилия, рассказывали о ловушке, в которую попадают многие женщины, то «Здоровый человек» посвящен волонтерству и кругу вопросов, связанных с ним.
Никита Ефремов и Ирина Старшенбаум изображают не только супругов, но и коллег: Егор и Майя Погодины работают ведущими на канале «Матч ТВ». Воспитывают дочь, ведут понятную, подчиненную привычному распорядку жизнь и, кажется, счастливы. Однажды ночью, услышав крики с улицы, Егор бесстрашно спускается вниз и спасает от побоев девушку. Но эйфория от этой победы продолжается недолго: уже на следующий день девушка все же погибает от рук того же человека.
Это событие, с одной стороны, что-то ломает внутри Егора, а с другой, рождает в нем новые потребности. Герой устраивается волонтером в детское онкологическое отделение больницы, где начинает проводить все больше времени. Заводит дружбу с опытной волонтеркой (Дарья Балабанова) и сближается с одним из пациентов – светлым мальчиком Алешей (Олег Чугунов). Но и это не полностью удовлетворяет желание Егора творить добро.
Он также становится частью поискового отряда LisaAlert, где сталкивается и с человеческими трагедиями, и со счастливыми избавлениями, к которым сам прикладывает руку. Постепенно новая жизнь настолько захватывает Егора, что он начинает забывать о работе и семье – что вызывает недовольство жены Майи.
У Егора и у Майи разный взгляд на события, происходящие в фильме, и зрителям тоже предоставляется возможность трактовать картину совершенно по-разному. Тодоровский, выступивший не только режиссером, но и сценаристом фильма, скорее, задает вопросы, а не дает ответы.
Кадр из фильма "Здоровый человек"
1-2-3 ProductionПодвыпившая женщина на вечеринке, услышав о волонтерской деятельности Егора, говорит о том, что здоровый человек – это равнодушный человек. Разумеется, такая позиция не близка главному герою. Деятельное небезразличие к чужой беде, стремление помочь страждущим – ценности, которые являлись ключевыми для многих на протяжении веков и стали даже еще более актуальными в современном мире.
Сегодня возможности помогать самыми разными способами как минимум есть у большего количества людей, а слово «эмпатия» стало в современной культуре крайне важным. «Здоровый человек» показывает ситуацию перелома в жизни героя: бывают такие страшные обстоятельства, после которых просто невозможно вести прежнее существование, продолжать жить в благополучном пузыре. Когда Егор соприкасается с трагедией, он словно открывает портал в параллельный мир несправедливости и несчастья, от которого уже не может отмахнуться.
Майя поначалу поддерживает Егора, даже называет его великим (возможно, конечно, не без нотки сарказма). Но постепенно ее все больше обуревают сомнения. Она пытается убедить мужа в том, что его желание творить добро на самом деле эгоистично, неискренне. Что в действительности деле он стремится сделать хорошо себе, а не другим, заполнить свою внутреннюю пустоту.
Тут зритель уже тоже начинает слегка сомневаться в глубокой эмпатичности Егора. То ли жена занимается газлайтингом, то есть пытается убедить в том, чего на самом деле нет, то ли в ее словах есть доля правды. И, разумеется, у Майи возникает закономерный вопрос: почему ее семья должна страдать от того, что Егор уделяет внимание всем на свете, кроме самых близких людей.
Он пропускает эфиры, не думает о том, как семья будет жить после рождения второго ребенка, жертвует много денег чужим людям. Отдаляется от не понимающей его жены, которая говорит: «Должно ли благополучие твоей семьи становиться жертвой твоего благородства и служения людям?»
Тодоровский размышляет о том конфликте, который все чаще волнует современных творцов, будь то актер Джесси Айзенберг, снявший режиссерский дебют «Когда ты закончишь спасать мир», или Сара Мосс, написавшая роман о викторианской эпохе «Фигуры света». Почему, когда ты готов одарить теплом всех нуждающихся, твои самые близкие оказываются не обогреты?
Кажется, создатели картины склоняются к тому, что на самом деле в фильме никого нельзя назвать «здоровым человеком». Егор, чья жизнь слетает в итоге с катушек, тоже довольно далек от этого статуса. Но все равно после картины остается ощущение, что если и быть нездоровым человеком, то только таким, как Егор, – неравнодушным.