Профиль

Удачные кадры

Как крупные компании России готовят свои трудовые ресурсы

После разрушения Советского Союза из нашей жизни ушел такой важный аспект, как планирование в сфере отраслевого образования, то есть институты, техникумы и училища вроде бы остались, но исчезла связь между реальным производством и учебными заведениями, которые готовили кадры для этого производства.

"Инженерная школа УГМК"

©Пресс-служба ОАО УГМК

Увы, если вузы перешли на коммерческую основу, отраслевые министерства перестали заниматься системной подготовкой кадров, а ставшие частными гиганты индустрии заботились только об извлечении прибыли, то и результаты будут соответственными.

Очень быстро эти самые гиганты индустрии стали сталкиваться с элементарной нехваткой рабочих рук. И в какой-то момент крупные компании осознали, что выращивать свое будущее надо самим. Хоть и со скрипом, но процесс создания системы подготовки кадров начался во всех отраслях.

Атомщики

Сегодня можно констатировать, что кадровая работа и корпоративное образование у гигантов экономики уже налажены и продолжают развиваться.

Естественно, чем ближе компания к государству, тем больше у нее возможностей. Взять, к примеру, госкорпорацию «Росатом», на которую трудится не только легендарный профильный вуз НИЯУ МИФИ. Госкорпорация объединила 18 профильных учебных заведений по всей стране в Ассоциацию вузов «Консорциум опорных вузов госкорпорации «Росатом». В нее входят такие известные институты и университеты, как «Бауманка», Физтех, МИФИ и многие другие, все они поставляют самые необходимые для ядерной отрасли кадры.

Для интересующихся ядерной тематикой старшеклассников госкорпорация ежегодно проводит Всероссийскую физико-математическую олимпиаду «Росатома», ряд олимпиад для школьников 8–11‑х классов по физике, математике и информатике, а также Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор».

Для студентов и выпускников вузов «Росатом» разработал программу знакомства с предприятиями атомной отрасли – ежегодно госкорпорация проводит «Дни карьеры «Росатома» на базе НИЯУ МИФИ и его филиалов.

Нефтяники

Еще один пример грамотного подхода к подготовке собственных кадров – ПАО «НК «Роснефть», где создана единая корпоративная система подготовки кадров, охватывающая все направления бизнеса и категории персонала.

Компания постоянно ведет управленческую подготовку руководителей, выявляет и развивает кадровый резерв. В «Роснефти» действует система дистанционного обучения, которая состоит из большого количества корпоративных курсов и мультимедийных пособий. Для подготовки сотрудников, работающих на опасных производствах, в компании заняты 63 корпоративных учебных центра, в которых трудятся более 2000 преподавателей. Эти центры имеют современную базу, оснащенную профессиональным тренажерным оборудованием, электронными и дистанционными средствами обучения и проверки знаний, участками тренинга для отработки практических навыков.

Алмазодобытчики

Неплохо обстоят дела в компании АЛРОСА, где также работает целая система эффективного обучения и развития персонала. АЛРОСА организует для своих сотрудников профессиональное (в т. ч. дополнительное профессиональное) обучение, корпоративные управленческие программы, а также проводит мероприятия по профориентации для молодежи и потенциальных сотрудников.

Для создания системы непрерывного образования в АЛРОСА действует Корпоративный университет. Программа университета включает более 70 образовательных программ. Помимо этого компания активно привлекает на работу молодых перспективных специалистов в рамках сотрудничества с высшими и среднеспециальными учебными заведениями.

Металлурги

Если брать отрасль цветной металлургии, то здесь, пожалуй, самый яркий пример работы с кадрами демонстрирует Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). Образованная в 1999 году компания растет и развивается и постоянно нуждается в квалифицированных рабочих и инженерных кадрах, особенно в населенных пунктах, удаленных от больших городов.

С одной стороны, есть специфичные запросы горных и металлургических предприятий на узких специалистов и рабочих (плавильщик, проходчик, машинист погрузочно-доставочной машины, водитель БелАЗа, флотатор) – таких специалистов в техникумах готовится мало, и их подготовка ведется на базе учебных центров предприятий.

С другой стороны, есть профессии общего профиля (электромонтеры, электрослесари, токари, сварщики и т. п.), которых готовят учреждения среднего профессионального образования, но за этих специалистов на рынке труда конкурируют многие предприятия, зачастую переманивая друг у друга.

В структуре предприятий УГМК есть лицензированные учебные подразделения, которые осуществляют профессиональное обучение и повышение квалификации по краткосрочным программам.

Традиционно организации УГМК активно взаимодействуют с учреждениями среднего профессионального образования (например, Верхнепышминский техникум «Юность», Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова, Учалинский колледж горной промышленности), являются для них заказчиками. Совместно разрабатываются или корректируются под нужды производства образовательные программы, создаются условия для практического обучения, организуются практика на рабочих местах, стажировки для преподавателей. Руководители и специалисты предприятий участвуют в итоговой аттестации выпускников.

В 2013 году начал свою работу корпоративный Технический университет УГМК. Он реализует более 300 программ повышения квалификации и тем самым обеспечивает основные потребности предприятий УГМК по обучению персонала. Продолжительность программ – от 16 до 300 часов. Перечень учебных курсов ежегодно обновляется на 40% в соответствии с запросами предприятий и с целью опережающей подготовки кадров для модернизируемого производства.

В 2016 году ТУ УГМК получил государственную аккредитацию Министерства образования и науки РФ, что позволяет выдавать выпускникам дипломы о высшем образовании государственного образца. Университет под заказ предприятий готовит кадры высшей квалификации (бакалавриат, специалитет, магистратура) по направлениям: горное дело, металлургия, энергетика, механика, автоматизация, управление инвестициями. Ежегодно в университет по очной и заочной форме зачисляются около 160 человек, и сейчас проходят обучение 636 студентов по договорам с предприятиями, в том числе 269 – в очной форме.

Впрочем, в УГМК считают, что будущих сотрудников надо начинать готовить еще в школе. Вот почему профориентация – одно из традиционных направлений работы служб по персоналу всех предприятий УГМК. В последние годы в связи с ростом оттока молодежи в крупные города профориентационные проекты приобрели особую актуальность.

Для того чтобы привлечь интересующуюся техникой молодежь к деятельности компании, в ней запущен необычный проект – Инженериада УГМК. Это корпоративный конкурс детских инженерных проектов, который проводится с 2017 года. Всего в Инженериаде приняли участие уже более 2000 детей. Под руководством опытных инженеров организаций УГМК и педагогов разработано более 400 проектов по решению актуальных задач компании, более 40 проектов внедряется в производство. Десятки участников конкурса стали студентами Технического университета УГМК и в будущем придут работать на предприятия. Инженериада УГМК сейчас является частью большого проекта «Инженерная школа УГМК».

«Инженерная школа» – это один из самых масштабных образовательных проектов УГМК, который охватывает 12 регионов страны. Цель проекта – популяризация специальностей и профессий, востребованных в горнодобывающей промышленности и металлургии, повышение качества подготовки школьников для поступления в Технический университет УГМК, а также в другие технические вузы и техникумы.

Обучение в «Инженерной школе УГМК» ведется в дистанционном (предметное обучение по физике, химии, математике, проектной деятельности) и очном (профориентационные мероприятия) форматах. В онлайн-школе и очных мероприятиях участвуют более 2100 учащихся 7–11‑х классов. Подросткам рассказывают о технологических процессах на предприятиях УГМК и востребованных профессиях.

Через погружение в реальное производство, инженерную среду, овладение профильными знаниями формируется интерес, позже – осознанная потребность в профессии и готовность влиться в коллективы предприятий. Одновременно специалисты имеют возможность познакомиться со школьниками – будущими работниками компании.

Самое читаемое
Exit mobile version