Событие отрасли
Завершение строительства «последней мили» Транссибирской магистрали – знаковая веха. К ней российские транспортники – железнодорожники и портовики – шли 8 долгих лет. В 2012 году президент России Владимир Путин обозначил вектор для транспорта на востоке России: для «экспортного окна» в Азию необходимы развитие инфраструктуры РЖД и увеличение мощностей морских портов Дальнего Востока. К тому времени на мировых угольных рынках наметился устойчивый тренд на смещение спроса в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Поручение президента дало старт глобальным проектам. На всем протяжении Восточного полигона РЖД, более шести тысяч километров Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, было запланировано строительство дополнительных путей, расширение узловых станций. Основное внимание было сосредоточено на расшивке «узких» мест, ограничивающих пропускную способность, от выходов из Кузбасса и до сложных участков сети Дальневосточной железной дороги. Синхронно с железнодорожниками в морских портах Приморья и Хабаровского края стартовали проекты крупного бизнеса по строительству морских специализированных терминалов‑миллионников, способных освоить погрузку на суда всех предъявленных объемов российских угольщиков.
Первым крупным результатом транспортной мегапрограммы стало увеличение мощностей по перевалке угля в порту Восточный. Осенью 2019 года российский специализированный терминал АО «Восточный Порт» запустил Третью очередь по высокотехнологичной перевалке угля на морской транспорт, увеличив общие мощности до 55 млн т. Вторым шагом стала модернизация станции Находка-Восточная.
Бизнес-кейс
Примечательным железнодорожный проект Находки-Восточной стал сразу по нескольким направлениям. Весь проект, а это два железнодорожных парка общей длиной 37 тысяч метров с современным цифровым оборудованием, построен полностью за счет 5 млрд рублей частных инвестиций
АО «Восточный Порт». Крупнейший российский угольный стивидор не стал дожидаться разрешения известной проблемы пропускных мощностей на подходах к морским портам, а пошел нестандартным путем «бесшовной» стыковки морского порта и железной дороги.
Проект был организован в рамках государственно-частного партнерства с ОАО «РЖД», с принятием технических условий госкомпании и строительством на первом этапе путей общего пользования. В апреле 2018 года АО «Восточный Порт» передало на баланс ОАО «РЖД» парк «Б», в котором аккумулируются порожние вагоны всех компаний бухты Врангеля для обратной отправки. За счет ускорения вагонопотока через новые пути Находка-Восточная получила 5 млн тонн дополнительного прироста годовой мощности.
На следующем шаге в границах станции в 2020 году была построена собственная железнодорожная инфраструктура АО «Восточный Порт». В ноябре 12 путей парка «Новый» примут первые груженые составы с кузбасским углем. Благодаря парку общая мощность Находки-Восточной увеличивается еще на 15 млн тонн в год, обеспечивая возможность полной загрузки специализированного терминала АО «Восточный Порт» до 55 млн тонн в год.
Модернизация станции имеет ключевое значение для всего Находкинского транспортного узла и Дальневосточной железной дороги. Повышая ежесуточную выгрузку еще на 400–500 вагонов, принимая дополнительные 70 поездов в сутки и ускоряя операции всех компаний морского порта, железнодорожные парки снимают проблему брошенных поездов на сети. Для ОАО «РЖД» высвобождаются необходимые ресурсы, которые могут быть задействованы для строительства обходных участков на маршруте от Уссурийска до Находки и снижения нагрузки в «узких» местах.
Бизнес-кейс по модернизации припортовой станции в Находке показателен для всего куста проектов Восточного полигона РЖД. АО «Восточный Порт» продемонстрировало возможности ускорения развития Восточного полигона РЖД за счет вариантов привлечения ресурсов крупного частного бизнеса. Так называемые «безупречные» инвесторы, доказавшие успех инвестиционных проектов в своих направлениях, могут участвовать в сложном строительстве с вовлечением в смежные отрасли.
Важные принципы
Идеальный бизнес-кейс модернизации станции Находка-Восточная был бы неполон без фирменного подхода крупнейшего российского угольного стивидора. «Восточный Порт», пионер по использованию наилучших доступных технологий, и в железнодорожном проекте воплотил свои основные принципы, важные для Дальнего Востока: экологичность, технологичность, рабочие места», – подчеркнула Ирина Ольховская, директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК».
В проектах новых железнодорожных парков использованы современные инженерные решения, минимизирующие воздействие на окружающую среду. Для примыкания станции к Третьей очереди терминала над железнодорожными путями построен современный автомобильный путепровод, благодаря которому нет скопления машин и составов в ожидании очередности проезда, а значит, сведены к нулю вредные выбросы транспорта. На границах железнодорожных парков по всей длине установлен уникальный защитный экран высотой три метра, который не только снижает уровень шума для жителей ближних домов, но также изолирует соседние экосистемы от промышленной нагрузки станции Находка-Восточная. В дополнение к железнодорожным мощностям стивидор построил новые водоотводные системы и очистные сооружения для сбора поверхностных стоков, не допускающие их попадания в местный водозабор и реку Хмыловка.
Станция Находка-Восточная стала настоящим полигоном для внедрения новых технологических решений. В новых железнодорожных парках реализованы технологии автоматизации обработки увеличенного количества поездов. Пути полностью электрифицированы, в них подключены новые системы сигнализации, освещения, централизации и блокировки, устройства связи. Построены мощные сети электроснабжения, электрообогрева стрелочных переводов для бесперебойной работы в период отрицательных температур. Для управления стрелочными переводами, маневровыми и поездными светофорами применена современная микропроцессорная централизация. Благодаря автоматизированной системе контроля считывание номеров вагонов происходит в автоматическом режиме на скорости подвижного состава до 60 км/ч.
Проекты АО «Восточный Порт» стали мощнейшим драйвером социально-экономического развития Приморья. В 2019 году с запуском Третьей очереди специализированного терминала создано 600 новых высококвалифицированных рабочих мест. После начала работы парка «Новый» в штат стивидорной компании будут зачислены дополнительно 100 квалифицированных сотрудников, которые снимут с ОАО «РЖД» функции доставки и смены локомотивных бригад.