По её словам, ключевая роль в системе принадлежит морским портам, однако их возможности сегодня превышают пропускную способность железнодорожной инфраструктуры. За последние годы мощности угольных терминалов выросли настолько, что профицит по стране достиг 55%.
Только в сфере перевалки угля резерв портов превышает 200 млн тонн: в Северо-Западном бассейне – 63,4 млн тонн, в Азово-Черноморском – 54 млн тонн, на Дальнем Востоке – почти 80 млн тонн. «Это огромный потенциал, и его необходимо осваивать», – подчеркнула Ольховская.
По её оценке, особенно остро дисбаланс ощущается на Дальнем Востоке, где спрос на экспорт и загрузка портов значительно превосходят возможности железнодорожной сети. Разрыв приближается к 300 млн тонн и, по прогнозам, будет расти.
Ольховская напомнила, что частные компании вложили сотни миллиардов рублей в портовую инфраструктуру и спецтехнику, однако значительная часть этих мощностей простаивает. Чтобы исправить ситуацию, необходимо увеличить пропускную и провозную способность железнодорожных подходов по всем направлениям, в том числе до 270 млн тонн в год к 2035 году для доступа к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ольховская призвала федеральные органы власти и Минтранс России к более активной координации действий по развитию магистралей и портов, чтобы обеспечить эффективную логистику экспортных потоков.