Уперлись в потолок
В начале августа в Соединенных Штатах завершилось двухлетнее соглашение о приостановке лимита госдолга. Его одобрил Конгресс еще при президенте Дональде Трампе в 2019 году. Оно позволяло наращивать заимствования без всяких ограничений до 31 июля 2021 года. К моменту достижения соглашения объем госдолга США составлял $22 трлн. Сегодня он достиг уже $28,5 трлн.
У американских властей всего два варианта: либо снова приостановить действие кредитного лимита, либо в очередной раз поднять потолок заимствований до определенного уровня. В противном случае, пишет Bloomberg, США могут объявить дефолт в октябре.
Впрочем, дефолт США, так популярный в СМИ, является маловероятным и катастрофическим событием. Причем не только для Соединенных Штатов, но и для всей мировой финансово-экономической системы. Поэтому его не будет. Стоит помнить о том, что Конгресс спасал ситуацию и поднимал потолок госдолга почти 80 раз за последние 70 лет.
Единственное возможное неудобство в случае с проволочками при достижении нового внутреннего соглашения по уровню заимствований – правительственный шатдаун. Иными словами, приостановка работы некоторых государственных учреждений. В любом случае сегодня Соединенные Штаты настроены на наращивание государственных расходов из-за пандемии – можно не сомневаться в том, что страна продолжит привлекать триллионы долларов через казначейские облигации.
Байден и печатный станок: как США погасят пандемию долларами
Пандемия сильно увеличила госдолг в ведущих экономиках, соглашается главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. В 2020 году, продолжает он, в США показатель поднялся до 107,6% ВВП. А дефицит бюджета вырос с 4,6% ВВП в 2019 году до 14,9% ВВП в 2020-м. За счет наращивания долгов государство во многом финансирует программы поддержки экономики, поясняет эксперт.
«Но катастрофы здесь нет. Хотя, казалось бы, такое утверждение звучит парадоксально на фоне острой реакции СМИ на очередное приближение размера госдолга к законодательному пределу. И дело даже не в том, что такая ситуация – почти рутинная. Она повторяется примерно раз в 2 года. Обычно это заканчивается повышением лимита в Конгрессе. Просто предметом торга становятся определенные бюджетные ассигнования на проекты, курируемые той или иной партией (демократов или республиканцев), первоначально выступающей против увеличения лимитов. Так, очевидно, произойдет и в 2021 году», – комментирует Гойхман.
По его мнению, самое «важное и успокаивающее» заключается в следующем. Во-первых, не столь страшна динамика отношения госдолга США к ВВП. За 5 лет, с 2016 по 2020 год, данное соотношение повысилось с 105,3% до 107,6%. Причем последний показатель наблюдается на фоне падения ВВП в 2020 году при одновременном резком увеличении заимствований. Все это – форс-мажор, связанный с пандемией, который в 2021-м будет сглажен. Но даже при таких соотношениях есть возможность достаточно безболезненного наращивания долга, уверен аналитик. А при восстановлении экономического роста в 2021 году отношение долга к ВВП может даже снизиться. По результатам II квартала 2021-го американская экономика выросла на 6,5%.
Во-вторых, добавляет Марк Гойхман, нужно оценивать отношение процентов по госдолгу к инфляции. Доходность 10-летних казначейских облигаций США составляет сейчас 1,3% годовых. И даже на пике тревог 2020 года она не поднималась выше 1,9%. Во многом это связано с крайне низкой процентной ставкой ФРС (0,25%). Вероятно, она сохранится до 2023 года. А инфляция в США равна 5,4%. Таким образом, Казначейство привлекает средства примерно под 1,3% в год, а отдает их обесценившимися на 5,4% в год. В результате данная операция сама по себе источник не затрат, а прибыли государства. И прибыль тем выше, чем больше суммы заимствований и разница между указанными процентами. Даже если в дальнейшем инфляция уменьшится до цели ФРС в 2%, она все равно будет превышать процент по обслуживанию госдолга.
«Кроме того, имея основную в мире валюту, Соединенные Штаты могут позволить себе повышать уровень долга без серьезной опасности дефолтов. Надо только в Конгрессе договориться о новом потолке. Поэтому в перспективе можно ожидать дальнейшее наращивание задолженности. Гипотетически ее относительный уровень к ВВП может в долгосрочной перспективе снижаться, оптимизироваться в случае опережающего экономического роста», – говорит Гойхман.
Драконовские меры
Стремительно выросший совокупный долг Китая (государственный + корпоративный) стал серьезным вызовом для властей страны, пишет CNBC. Пандемия сильно ударила по бизнесу. Правительство в ответ облегчило условия получения кредитов для корпораций. В итоге, по данным Банка международных расчетов, в III квартале 2020 года совокупный долг КНР достиг рекордных 290% ВВП (около $40 трлн). Большая его часть приходится как раз на корпоративный сектор.
Власти Китая видят риски в накоплении долга и сейчас, когда экономика начала восстанавливаться после коронакризиса, предпринимают меры по ограничению кредитования. По оценке Barclays, темпы кредитования в 2021 году замедлятся до 10–10,5% с 13,3% в 2020-м. Но такие меры, отмечает CNBC, могут помешать амбициозным планам руководства КНР по удвоению дохода на душу населения к 2035 году.
Ситуация в Китае несколько отличается от ситуации в Соединенных Штатах, отмечает Марк Гойхман из TeleTrade. Так, ставка по 10-летним государственным облигациям в Поднебесной составляет 2,8%, а инфляция – 1,1%. По итогам 2020-го соотношение госдолга к ВВП резко поднялось – сразу на 9,7 процентного пункта.
«Это соотношение, как и абсолютный объем госдолга (66,8% ВВП), – максимальные за всю историю. Но 66,8% ВВП – это гораздо ниже, чем в США. Кроме того, в КНР намного меньше последствия пандемии и, соответственно, расходы государства на преодоление ее последствий. Это отражается и на дефиците бюджета. В 2020 году он увеличился лишь до 3,7% ВВП (с 2,8% в 2019-м). Размер не катастрофичный, таковым он был и в 2016–2017 годах. А в 2018-м поднимался даже до 4,2%», – поясняет эксперт.
Для Поднебесной, отмечает Гойхман, гораздо более актуальная и грозная проблема – неадекватные корпоративные долги, в том числе и у госпредприятий. Однако в Китае не практикуется широко спасение компаний, даже государственных, за счет бюджетных ассигнований. Поэтому, считает эксперт, риски крупных дефолтов корпораций, действительно реальные в перспективе, могут оказать лишь косвенное влияние на проблему госдолга КНР.
Стоим в сторонке
Для России долговая проблема сейчас не является актуальной. По данным Счетной палаты, в 2020 году госдолг вырос резко – почти на 40%, или на 5,4 трлн руб. Его общий объем достиг 18,9 трлн руб. Тем не менее уровень госдолга остается низким, лишь 17,8% ВВП.
Минус госдолг США: Россия сокращает кредитование американской экономики
Согласно последним данным ЦБ, совокупный внешний долг России (в данный показатель входят также долги коммерческих структур) на 1 июля составляет $471,4 млрд (объем резервов при этом – почти $600 млрд). Это капля в море, если сравнивать с десятками триллионов долларов долга у США и КНР.
С одной стороны, у России надежная позиция, которая не грозит дефолтами. С другой – она говорит о том, что иностранные инвесторы неохотно дают в долг российским компаниям и российскому государству. Причем в случае с кредитованием правительства РФ нерезидентами ситуация постепенно ухудшается. По информации Банка России, в июле доля иностранных держателей облигаций федерального займа составляла 19,7%. В июле 2020-го их было чуть больше 30%. А в начале 2020 года – 32,2%.
«Госдолг России по отношению к ВВП составляет лишь 17,8%. В пандемийном 2020-м он увеличился незначительно – с 14,6% в 2019 году. В 2021-м российский бюджет вновь стал профицитным, что снижает необходимость наращивания долга. Кроме того, со времени памятного дефолта 1998 года экономические власти придерживаются политики крайней сдержанности в привлечении заимствований. Есть и значительные резервы. Таким образом, для России при текущих обстоятельствах проблема госдолга не стоит остро», – заключает Марк Гойхман.