Индексация рекордными темпами
Заработные платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в течение ближайших трех лет планируют поднять на 31,7%. В частности, в следующем году правительство нашло возможным провести индексацию на уровне 13,2%, в 2026-м – на 10,2%, в 2027-м – на 8,3%. При этом в 2024 году зарплаты работникам образования, здравоохранения, соцобеспечения, культуры и науки с 1 января повысили на 9,8%, а с 1 октября – еще на 5,1%.
В пояснительной записке к проекту федерального бюджета указано, что перемены касаются сотрудников федеральных государственных учреждений здравоохранения, социального обеспечения населения, образования, культуры и науки. Однако субъекты РФ в этих решениях следуют примеру федерального центра, повышая зарплаты также работникам и служащим региональных и муниципальных организаций.
Бюджетники – общее определение работников предприятий и учреждений, финансируемых за счет средств федерального, региональных или муниципальных бюджетов. Формально к этой категории относятся и госслужащие, хотя по своему статусу, социальным гарантиям и полномочиям они составляют отдельную группу. В их трудовых договорах и контрактах указан статус «государственный (муниципальный) служащий».
К бюджетникам относятся: работники государственных или муниципальных унитарных предприятий; медицинский персонал больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, муниципальных аптек; педагоги государственных и муниципальных школ, техникумов, институтов; персонал муниципальных и государственных учреждений культуры, спорта; работники администраций и органов власти, не отнесенные к категории государственных или муниципальных служащих.
Сколько в России бюджетников
Повышение заработных плат, которое планируют провести с 1 января 2025 года, затронет около 5,2 млн работников социальной сферы, составляющих почти 70% всех бюджетников страны. Общая численность сотрудников госорганов и органов местного самоуправления в субъектах Федерации превышает 2,24 млн человек. Это данные на конец 2022 года и не учитывают статистику по Донецкой и Луганской народным республикам, Запорожской и Херсонской областям.
Остальным работникам бюджетной сферы (судьям, прокурорам, сотрудникам Следственного комитета и госучреждений, госслужащим федерального уровня) заработную плату предлагается повысить в 2025-м на 4,5%, а в 2026 и 2027 годах – на 4%, то есть на уровень ожидаемой инфляции. Этим категориям бюджетников индексация проводится ежегодно 1 октября. Поскольку должностные оклады у них достаточно высокие (например, должностной оклад федерального судьи – 140 тыс. руб. в месяц, доплата за выслугу лет может составлять 40–50%), прибавка в любом случае получается солидная.
Повышение зарплат бюджетников правительство проводит в рамках майских указов президента 2012 года, предусматривающих постепенное доведение размера оплаты труда учителей, соцработников и медперсонала до среднерыночных показателей в регионах, где они трудятся. При этом зарплаты врачей, научных работников и преподавателей вузов должны вдвое превышать средний уровень в субъекте Федерации.
Вопрос находится под особым контролем главы государства. В этом году 30 марта он подписал перечень поручений по реализации послания Федеральному собранию. Правительству среди прочего поставлена задача подготовить доклад по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы. В частности, предложить меры по устранению «экономически необоснованных различий в уровне оплаты труда работников одной организации, а также в уровне оплаты труда работников различных организаций, осуществляющих один вид деятельности».
Актуальность задачи подтверждена в указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 7 мая 2024-го. Документ требует обеспечить рост доходов россиян и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции. При этом минимальный размер оплаты труда (МРОТ) к 2030 году намерены поднять почти в два раза – до 35 тыс. руб., а в 2026-м подготовить новые системы оплаты труда бюджетников с таким расчетом, чтобы внедрить их в 2027 году.
В очередь за дотациями
Ожидается, что это поможет улучшить ситуацию, ведь не многие регионы достигли прогресса в реализации майских указов 2012 года. Например, требования, касающиеся педагогов, решены в Чукотском АО, Магаданской и Сахалинской областях – по заработной плате педагогов общего образования; в Ямало-Ненецком АО – по зарплате педагогов общего образования, преподавателей и мастеров начального и среднего профессионального образования. Вместе с тем уровень заработной платы у работников социальной сферы ниже, чем у педагогов. Следовательно, задачу нельзя считать решенной.
Причина – в региональных бюджетах не хватает средств для выполнения обязательств перед бюджетниками. Трансферты из федерального центра не покрывают финансовые потребности в полной мере. Например, в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 1 января 2024 года на 18,5% регионам требовалось порядка 300 млрд руб., чтобы поднять зарплаты в бюджетной сфере до уровня, установленного в майских указах.
В действительности 58 регионам на текущий год выделено только 108 млрд руб., причем 79 млрд получили субъекты Федерации с низкой бюджетной обеспеченностью. Среди них – Республика Алтай, Карелия, Тува, Курганская область, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край, Чувашия, Псковская область и Калмыкия.
В департаменте межбюджетных отношений Минфина признали, что федеральные дотации в таком объеме были предусмотрены, исходя из нового МРОТ. Все понимали, что денег хватит лишь на то, чтобы частично компенсировать рост расходов регионов на повышение зарплат. Регионы с наименьшей бюджетной обеспеченностью, получившие львиную долю помощи федерального центра, смогли выполнить обязательства на 96%, а усредненный показатель составил 78%.
Чтобы ликвидировать кассовый разрыв, в соответствии с распоряжением премьер-министра в регионы дополнительно направили в общей сложности свыше 30 млрд руб. на индексацию зарплат отдельных категорий бюджетников (работников образовательных, научных и медицинских учреждений, а также учреждений культуры). В федеральном бюджете нашли на эти цели более 5,6 млрд руб., еще 25 млрд выделили из резервного фонда правительства.
В проекте федерального бюджета сказано, что «на 2025 год увеличивается общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в целом на 6% к текущему году, в том числе без учета новых регионов на 4,5%». Также продолжится и поддержка территорий, которые могут рассчитывать на трансферты на повышение оплаты труда бюджетников. Однако на эти цели пока зарезервировано всего 114 млрд руб. и еще 10 млрд – на индивидуальные программы развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Таким образом, субъектам Федерации денег на то, чтобы проиндексировать зарплаты на 13,2%, скорее всего, опять не хватит.