Кого придавит «потолком цен»
Нынешний демарш еврочиновников – это не первая попытка ввести так называемый потолок цен на российскую нефть. В начале сентября страны «большой семерки» (G7: США, Великобритания, Канада, Япония, Германия, Франция, Италия) уже договорились установить предельные цены, правда, не определились с уровнем потолка. Тогда министры финансов G7 постановили с декабря этого года применить «всеобъемлющий запрет» на услуги, позволяющие осуществлять морские перевозки сырой нефти и нефтепродуктов из РФ по всему миру.
Теперь брюссельские бюрократы пошли путем «семерки» и запрещают транспортировку по морю российской нефти в третьи страны «по цене, превышающей лимит, а также (установить запрет) на сопутствующие услуги». По данным газеты The New York Times (NYT), механизм санкций таков: все зарегистрированные в ЕС судовладельцы, страховщики, андеррайтеры и т.д. ответственны за что, чтобы нефть, которую они помогают перевозить, продавалась не выше установленной цены. В противном случае им грозят судебные иски в своих странах.
Эксперты признают, что если заявленные угрозы будут исполнены, то снижение экспортной выручки для РФ окажется весьма существенным. Так, Bloomberg писал, что ценовой потолок может снизить добычу нефти в РФ на 3 млн баррелей в сутки.
Интересно, что государства, ратующие за установление предельной цены, сами практически не зависят от поставок Москвы. Так, США, Япония, Канада, Великобритания еще в начале весны отказались от закупок российской нефти либо свели их к минимуму. Евросоюз с 5 декабря тоже вводит эмбарго на поставки по морю.
Как пояснил «Профилю» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, авторам санкций теперь надо решить две задачи. Первая – уговорить крупных импортеров российского сырья присоединиться к «потолку», и вторая – распространить этот запрет на частные компании, судовладельческие, страховые и прочие.
Удастся ли уговорить Азию
Успех или провал затеи с ограничением цен почти стопроцентно зависит от позиции Китая и Индии – обе страны входят в тройку крупнейших мировых импортеров черного золота. В прошлом году доля российской нефти в общем объеме импорта КНР составила 15,5%, в этом году цифра может увеличиться до 20% – такие данные приводил главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Индия до 2022 года не входила в список крупных потребителей нашей нефти – поставки из РФ составляли около 2% ее импорта. Но начиная с весны они выросли кратно, и по итогам года наша доля может достичь 20%.
Крепость и поджигатели: как Россия справляется с санкционными атаками
Причиной стремительного скачка стали очень большие дисконты, предлагаемые Москвой: на пике, по экспертным оценкам, они превышали $30 за баррель, затем опустились до примерно $20. Однако если летом, по словам Громова, неприсоединение Индии к ценовым ограничениям казалось «вполне очевидным», то к осени ситуация изменилась. В начале сентября министр нефти страны Хардип Сингх Пури пообещал «очень внимательно» рассмотреть предложение «семерки». А 23 сентября газета The Times of India, ссылаясь на источники в отрасли, сообщила, что индийские нефтеперерабатывающие заводы хотят вообще отказаться от сырья из России. Мол, даже со скидкой стоимость доставки сибирской нефти выходит на $5–7 дороже, чем покупка аналогичных сортов в Африке или ОАЭ. Правда, данное заявление может быть лишь элементом торга вокруг предлагаемых скидок – неслучайно индийский источник в статье посетовал, что «раньше российская нефть была дешевле».
Ответом Москвы на угрозу введения предельных цен стало обещание президента Владимира Путина прекратить поставки странам, которые введут заявленный потолок. Это намерение 5 октября подтвердил вице-премьер Александр Новак. И здесь как нельзя кстати пришлась инициатива ОПЕК+, которая уже с ноября текущего года сокращает добычу нефти сразу на 2 млн баррелей в сутки. Официальная причина – необходимость балансировки рынка в условиях замедления мировой экономики и риска рецессии. Уже в день объявления о сокращении добычи нефтяные котировки поднялись выше отметки $90 за баррель и, по прогнозу Алексея Громова, видимо, закрепятся на этом уровне. Комфортный уровень цен для РФ – $70 за баррель.
Надо отметить, что квота Москвы в рамках ОПЕК+ будет сокращена с 11 млн барр. в сутки до 10,5 млн барр., что гораздо меньше потерь, которые прогнозировал Bloomberg в связи с введением «потолка цен».
Интрига ближайших недель, по словам доцента РАНХиГС Сергея Хестанова, заключается в том, решатся ли в новых условиях наши контрагенты присоединиться к ограничениям и реализует ли Россия свою угрозу лишить поставок тех, кто все же введет «потолок» – это определит всю дальнейшую судьбу нефтяных санкций. Понятно, что любое дополнительное сокращение поставок на мировой рынок еще больше разгонит цены, а это усугубит проблему инфляции, роста процентных ставок и риска глобальной рецессии.
«В ближайшее время нас ждет война нервов – кто первый введет послабления, исключения и пр. Это определит динамику нефтяного рынка, а для России – динамику поступлений от нефтяного экспорта», – уверен эксперт.
Транспортировка
Теперь перевозчики. По данным Константина Симонова, более половины морских поставок российской нефти осуществляется греческими и мальтийскими компаниями. Решения, принятые G7, для них, строго говоря, не указ, хотя риск попасть под вторичные санкции, безусловно, присутствует. А вот соблюдать санкции Евросоюза мальтийцам и грекам уже придется, пусть для судовладельцев данный шаг и станет очень болезненным. К слову, когда в мае в седьмом санкционном пакете еврочиновники пытались прописать запрет на морские перевозки нефти, представители Греции и Мальты буквально восстали и добились исключения этого пункта.
Бюджет в сапогах: сможет ли российская экономика пережить объявленную мобилизацию
На сей раз, как сообщает NYT, Брюссель пообещал учесть деловые интересы Греции, Мальты и Кипра, правда, как именно они будут учтены, не сообщается.
Ситуация с компаниями-перевозчиками, по словам Симонова, является довольно спорной, ведь владелец судна не обязан знать, по какой цене продана перевозимая им нефть. «Он просто доставляет товар из точки А в точку Б, ему контракт купли-продажи вообще могут не показывать, – рассуждает эксперт. – Как доказать, что судовладелец знал, по какой цене продана нефть?»
С другой стороны, сам факт введения санкций и угроза репрессий за их нарушение неизбежно приведет к удорожанию морских перевозок. «Появился риск – выросли цены. Ничего личного – бизнес», – говорит Сергей Хестанов. А мы помним, что возможный отказ Индии от российской нефти был связан в том числе с удорожанием перевозок.
Эксперты подчеркивают: как именно повысятся цены на перевозки, сейчас спрогнозировать невозможно – это вопрос переговоров с каждым конкретным перевозчиком. В ближайшие недели или месяцы игрокам нефтяного рынка придется решать уравнение со множеством неизвестных.