Овощи против инфляции
К концу зимы инфляция в России заметно сбавила темпы роста. По итогам последней недели февраля Росстат и вовсе зафиксировал дефляцию. По данным ведомства, за период с 21 по 27 февраля индекс потребительских цен снизился на 0,02%, что нехарактерно для этого времени года. Результат достигнут прежде всего благодаря ценам на плодоовощную продукцию, снизившимся на 0,8%. Зафиксирована дефляция и в сегменте непродовольственных товаров. Пусть минимальная, 0,08%, но, как говорится, важен прецедент. Объяснить происходящее можно не только превышением предложения над спросом, но и сокращением самого спроса.
"Секретное оружие" Кремля: как российской экономике удалось выжить под жесточайшими санкциями
В полной мере это ощутили ритейлеры. В декабре прошлого года оборот розничной торговли снизился на 10,5% в годовом выражении. В начале 2023-го показатель снова ухудшился: в январе россияне потратили в магазинах на 16% меньше, чем месяцем ранее, и на 12% меньше, чем за аналогичный период 2022-го.
На 20% в годовом выражении сократились продажи электроники и деталей к ней. Упал спрос на мебель, кухонные принадлежности, детские товары, спортивный инвентарь, спецодежду, канцелярские товары, табачную продукцию. На 16% снизились объемы реализации в рознице бытовой техники, на 18% – лекарств и парфюмерии, на 14% – хозяйственных товаров. На прошлогоднем уровне остались показатели потребления всех видов топлива и услуг.
Все это свидетельствует о доминировании сберегательной модели потребления, на которую весной прошлого года перешло большинство российских домохозяйств. Перспективы смены тренда в настоящий момент неочевидны, что подтверждает опрос Фонда общественного мнения (ФОМ). На улучшение своего материального положения в ближайшее время надеются 25% респондентов, 15% уверены, что ситуация ухудшится, еще 43% признались, что не ждут изменений ни в ту, ни в другую сторону.
При этом уровень позитивных ожиданий у москвичей немного выше, чем в городах с меньшим количеством населения. «30% жителей столицы надеются, что через полгода-год их материальное положение улучшится, 39% думают, что значимых изменений не произойдет, 22% полагают, что ситуация ухудшится», – сообщает ФОМ.
Опросы также показывают, что доля россиян, готовых повременить с крупными дорогостоящими покупками, в настоящий момент достигает 55%. Граждане включили режим экономии прежде всего из-за сокращения реальных располагаемых доходов. В 2022 году они снизились на 1%, как отмечено в январском докладе Росстата «Социально-экономическое положение России».
Покупки встали на паузу
Потребительское поведение формируется под воздействием и других факторов. Первый – психологический: в условиях экономической неопределенности возникает естественная потребность отложить часть зарплаты или пенсии на черный день. С другой стороны, тревоги и неуверенность в завтрашнем дне люди пытаются компенсировать. Надо думать, именно этим объясняется зимний рост расходов домохозяйств по статье «эмоции и настроение». Продажи товаров для праздников выросли на 50%, подарков и сувениров – на 19%, товаров для дома – на 16%.
Работают и сугубо экономические факторы, определяющие потребительский спрос. Можно говорить, например, о насыщении личных запросов определенной части населения. Это когда четвертый костюм или пятое платье в гардеробе будут явно лишними, как и третий телевизор или второй холодильник в квартире.
Оттолкнулись от дна: российский автопром начал наращивать производство
Наблюдается также дефицит предложения. Из России после введения в 2022 году западных санкций ушли многие известные бренды (производители автомобилей, мебели, одежды, бытовой техники и электроники и т. д.). Соответственно, сократился ассортимент этих товаров на внутреннем рынке. Найти замену им – по параллельному импорту или за счет привлечения других производителей – пока в полной мере не удалось. Кто-то не доверяет новым брендам, ожидая возвращения привычных. Все это тоже отрицательно влияет на статистику продаж.
Впрочем, наличие качественного и знакомого товара в магазинах в современных условиях не гарантирует его реализацию. Например, «Коммерсантъ» со ссылкой на производителей и поставщиков бытовой техники написал о заполненных холодильниками и стиральными машинками складах. Их ввезли в надежде на ажиотажный спрос, но продажи в прошлом году сократились на 30%, а в этом, по прогнозам, могут снизиться еще на 10–30%. То же самое происходит на рынке ноутбуков и мобильных телефонов, пылесосов.
Ритейлеры уверяют, что эти товары не подешевеют, но данные Росстата свидетельствуют об обратном. В частности, за последнюю неделю зимы цены на телевизоры снизились на 1,4%, на смартфоны – на 0,4%.
Отечественные легковые автомобили в цене за февраль практически ничего не потеряли, а вот средний чек на иномарку в середине месяца опустился на 0,25%. Несмотря на это, продажи машин в годовом выражении рухнули на 62,1%, составив всего 41 851 автомобиль, подсчитали в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Высокий уровень неопределенности наблюдается и на рынке недвижимости. Падение продаж квартир в новостройках подтверждает аналитический центр «Дом.РФ». По оценкам госкорпорации, объемы непроданного нового жилья в декабре прошлого года превысили 41 млн кв. м. Общая площадь неликвидов сейчас, скорее всего, существенно больше, поскольку до 25 млн кв. м числилось за проектами, по которым продажи на момент проведения исследования еще не были открыты.
Портал irn.ru отметил сокращение в январе предложения жилой недвижимости в Москве примерно на 20%. За этим стоит не восстановление спроса: лоты в большинстве случаев снимали с продажи сами продавцы, недовольные актуальными ценами. «В объявлениях «старомосковский» метр с мая по декабрь 2022 года подешевел в среднем на 7,5%. А чтобы этот метр продать, надо снизить цену еще на 5–10%. Многие собственники морально не готовы к таким уступкам и уходят с рынка до лучших времен», – указано в обзоре.
Ставка на ключевую ставку
Продолжающееся падение потребительского спроса – серьезный вызов для российской экономики. В среднесрочном прогнозе социально-экономического развития Минэкономразвития основным источником роста ВВП видит именно внутренний спрос. В документе подчеркнуто, что темпы роста расходов домашних хозяйств на конечное потребление выйдут на уровень 2,8–3,1% в 2023–2024 годах. Достижение этих показателей – необходимое условие компенсации снижения чистого экспорта и бюджетных расходов.
Ставка на сохранение: ЦБ не стал менять денежно-кредитную политику
Одна из главных задач Банка России – поддержка экономики путем стимулирования потребительского спроса доступными займами. Пока главным приоритетом денежно-кредитной политики (ДКП) регулятора является борьба с инфляцией, о чем было заявлено по итогам февральского заседания совета директоров ЦБ, на котором сохранили ключевую ставку на уровне 7,5%.
«Потребление остается сдержанным, частные инвестиции замедляются, но растут бюджетные расходы. При этом проинфляционные риски в целом увеличились. Поэтому в текущем году вероятность повышения ставки превышает вероятность ее снижения», – подчеркнула глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Заседание совета директоров, состоявшееся 17 марта, подтвердило, что «ястребиный сигнал», посланный ранее, в силе: ключевая ставка осталась неизменной. Однако в будущем смягчения ДКП, думается, нельзя исключать. Учитывая, как развивалась ситуация с потребительскими ценами и спросом во второй половине февраля и в начале марта, сберегательная модель поведения населения не отвечает интересам развития отечественной экономики. Более того, она создает угрозы не менее серьезные, чем высокая инфляция.
Очередное заседание ЦБ по ключевой ставке запланировано на 27 апреля, а 11 мая совет директоров намерен обсудить денежно-кредитную политику. Возможно, принципиальные решения будут приняты как раз на этих заседаниях.
Станислав Бовт – финансовый аналитик