Цель – сдержать рост тарифов на тепло. Их устанавливают региональные власти. Чиновники оправдывают свои действия растущими издержками ресурсоснабжающих организаций (РСО) на ремонт и содержание объектов теплогенерации и сетей, закупку топливо, транспорт и т.д. Предприятия ЖКХ закладывают затраты в стоимость услуг для конечных потребителей, регионы идут им навстречу, не всегда разбираясь в том, насколько корректны расчеты. И это нередко, как говорится, приводит к перегибам на местах, заставляя вмешиваться федеральный центр.
Инициатива ФАС – выполнение поручения президента Владимира Путина, который в 2018 году поставил перед правительством задачу осуществить переход на эталонные тарифы в сфере ЖКХ. Первый шаг три года назад был сделан – правила изменились при расчете сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков (ГП) электроэнергии. Это те деньги, которые фирмы прибавляют к тарифу за электроэнергию как плату за свои услуги. Результат – почти в два раза сократилась разница между надбавками, действующими на уровне регионов. Что, безусловно, имело принципиальное значение для реального сектора экономики.
До введения эталонного тарифа стоимость электроэнергии для промышленности в России еще в прошлом году была выше, чем в США, Турции и некоторых странах Европы. Это отрицательно влияло на конкурентоспособность отечественных товаров как за рубежом, так и на внутреннем рынке.
Стоит разобраться, что же такое эталон и как этот инструмент понимает и готово применять ФАС в теплоэнергетике. В классическом виде эталон – нечто точное, показательное, то, что является аксиомой, константой. Отличие эталонных тарифов на тепло, электроэнергию и другие виды коммунальных услуг в том, что они не постоянная величина. За основу при расчетах берется усредненный уровень расходов организаций, ведущих аналогичную работу.
Допустим, какая-то энергокомпания завысила тариф на тепло на 10–30% в сравнении с рынком, списывая все на инвестиции в модернизацию оборудования. В случае применения «эталонной» методики расчета резкого повышения стоимости услуги не произойдет.
Любые чрезмерные расходы ресурсоснабжающих организаций станут их внутренними проблемами, а не головной болью потребителей – граждан и бизнеса. Таким образом, расширяются полномочия регионов при установлении экономически обоснованных тарифов. Это позволяет сделать ценообразование в сфере коммунальных услуг более прозрачным и предсказуемым.
Злая "коммуналка": насколько услуги ЖКХ подорожают в 2021 году
Как было сказано выше, в настоящее время тарифы на тепло устанавливают местные власти. При принятии решения они исходят из заявок региональных ресурсоснабжающих организаций. Последние в большинстве случаев не прочь включить в прайс все свои производственные и непроизводственные издержки.
То есть сегодня тарифы рассчитываются, исходя из расходов предприятий, которые те могут аргументированно обосновать. А сделать это, как показывает опыт, при желании можно практически всем. Например, объяснять повышение платы за тепло высокими тратами на ремонтные работы, модернизацию оборудования, закупки перманентно дорожающего топлива, транспорт и логистику и т.д. В итоге тариф подчас увеличивается на 20–30% от среднего по рынку.
Учитывая монополизацию поставщиков коммунальных услуг в регионах, существующих регулятивных рычагов для того, чтобы умерить их аппетиты, не хватает. ФАС стремится исключить порочную практику корректировки тарифов, в которой, к слову сказать, присутствуют и коррупционные риски.
Впрочем, гипотетически возможности для завышения тарифов на тепло или электроэнергию могут сохраниться и после введения эталонных тарифов на тепло. Этого нельзя полностью исключить, допустим, если предприятия, осуществляющие аналогичные виды деятельности на территории, пойдут на картельный сговор. Проще говоря, обозначат перед региональными властями одинаково высокие расходы, обоснуют их, чтобы оправдать необходимость повышения цен на тепло. Однако это уже другой вопрос, также находящийся в поле деятельности Федеральной антимонопольной службы.
Профильное ведомство призвано не допускать подобных злоупотреблений на рынке. У него есть полномочия инициировать антимонопольные расследования, выявлять факты картельных сговоров, пресекать нарушения в том числе через уголовные преследования виновных.
Эталонные тарифы на тепловую энергию предлагается формировать, исходя из размера постоянных затрат теплоснабжающих организаций, которые определит ФАС. При таком раскладе порядок цифр в жировках будет зависеть от количества точек поставок теплоэнергии региональным потребителям.
Эта методика основана в целом на понятном механизме расчета, учитывающем в первую очередь территориальные особенности рынка, а также особенности функционирования сбытовых подразделений. Помимо количества точек поставки тепловой энергии эталонный тариф будет учитывать: плотность населения, уровень ставки арендной платы помещений, развитость филиальной сети банков и т.п.
Проработать стандарт для доли расходов на ЖКХ поручил Мишустин
Однако в создаваемой системе есть некая ловушка, достаточно неприятная для массового потребителя. Ведь в основе методики закладывают обычное арифметическое усреднение, аналогично тому, что применяется в расчетах для сбытовых надбавок и тарифов на электричество. В связи с этим эталонный тариф на тепло может не совсем корректно учитывать реальные затраты теплоснабжающих предприятий и организаций. Например, энергокомпаниям удастся покрыть все свои издержки на уровне ниже эталонного тарифа, но для потребителей счета за тепло и горячую воду окажутся менее выгодными, поскольку были рассчитаны из усредненного показателя.
Среднюю же температуру по больнице рискованно использовать для постановки диагноза конкретного пациента. На ценовую политику в сфере ЖКХ, особенно в такой большой стране, как Россия, оказывают влияние множество факторов, начиная с цен на различные виды топлива и заканчивая стоимостью оплаты труда.
Причем все эти показатели в разных регионах могут отличаться в несколько раз. В то же время надо понимать, что административное по своей природе регулирование тарифа на тепло на основе эталона в идеале должно мотивировать энергокомпании заняться ревизией всех своих издержек, чтобы повысить эффективность хозяйственной деятельности. То есть нововведение потенциально может стать хорошим стимулом для технической модернизации, обновления основных фондов, оптимизации штата сотрудников.
В ФАС утверждают, что в основе разрабатываемой методики расчетов тарифов ЖКХ закладывается единый алгоритм. Механизм позволит максимально полно учитывать региональные особенности, а также специфику функционирования сбытовых подразделений.
В конечном итоге нормативный тариф на тепло позволит создать более справедливый подход во всех субъектах Федерации. Насколько оправдаются эти ожидания, покажет опыт пилотных регионов, в которых с июля следующего года начнут тестировать эталонный тариф на тепло.
Автор – профессор, завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова