Глава группы издательств отметил сразу несколько причин таких тенденций, в числе которых рост продаж книг через интернет-магазины (+20%), увеличение федеральных книжных сетей (+19%), рост продаж учебной литературы за счет закупок учебников региональными бюджетами (+23%). Однако сильнее всего, по его словам, на рынок повлиял лидирующий сегмент отрасли – электронные книги (+41%). Росту продаж электронной литературы не помешало даже нелегальное приобретение книг в интернете.
Это при том, что еще несколько лет назад практически любую книгу можно было скачать в Сети бесплатно и большинство людей не задумывались о приобретении легального контента. Так что же изменилось?
Сознательные читатели в меньшинстве
Согласно исследованию, которое для ГК «ЛитРес» провела компания Kantar TNS, ситуация с пиратством на рынке электронной книги такова: 13% читателей предпочитают платить за электронные книги, 36% аудитории читают как бесплатно, так и платно приобретенную литературу, и 51% россиян не платят за электронные книги, однако они используют не всегда нелегальные источники. Например, это могут быть подарочные промокоды на книги или какие-то другие маркетинговые акции, а еще в Сети есть возможность бесплатного чтения классики. Исследование проводилось среди людей, читающих раз в неделю и чаще, которые проживают в российских городах 100 000+.
Как рассказал «Профилю» начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Александр Воропаев, который занимается подготовкой части отраслевого доклада об электронном книгоиздании, сведениями о других исследованиях ведомство на данный момент не располагает. Поэтому возможности привести альтернативную точку зрения нет.
Однако некоторые не столь крупные представители отрасли не вполне согласны с данными ГК «ЛитРес». «13% покупают электронные книги? В последнее время мы не проводили какие-то оценки, но, на мой взгляд, речь идет о том, что 13% населения хотя бы один раз покупали электронную книгу, а в остальное время они тоже скачивают бесплатно. Вот это больше похоже на окружающую действительность», – полагает директор издательства «Симпозиум» Александр Кононов.
Но опытным путем «Профиль» установил, что не все книги можно скачать бесплатно за 30 секунд, как это было раньше.
Приносим свои извинения
При поиске нужной книги пользователь может наткнуться на подобного рода объявления: «Приносим свои извинения, но данный ресурс заблокирован по решению органов государственной власти». Это следствие вступления в силу новой редакции антипиратского закона.
Поправка, которая распространяет действие антипиратского закона еще и на музыку, книги и программное обеспечение (с 2013 года под действие закона подпадали только сайты, распространяющие кино- и телефильмы с нарушением авторских прав), вступила в силу с 1 мая 2015 года. Методы борьбы – блокирование ресурса до судебного разбирательства, либо на неопределенный срок, либо навсегда в случае систематического нарушения закона об интеллектуальной собственности.
Участники рынка высказали разные точки зрения на выполнение закона со стороны Роскомнадзора. Директор издательства «Симпозиум» обратил внимание на выборочность блокировки сайтов с пиратским контентом. Президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков считает, что если бы этого закона не было, то доля легального чтения вообще была бы на уровне 1%, «к чему мы, собственно, шли».
Член Пиратской партии России Павел Рассудов полагает, что блокировки сами по себе ничего не решат: «Для того чтобы решить проблему авторских прав, надо решить проблему авторских прав, а не последствия». При этом он не согласился с тем, что закон не работает вовсе, но обратил внимание на то, что порой «под блокировку попадают дополнительно те сайты, на которых не было той информации, из-за которой сайт блокируется».
Пираты денег не берут
«Антипиратский закон, конечно, помогает издательствам и авторам, – говорит генеральный директор ГК «Лит-Рес» Сергей Анурьев. – Блокировка «Либрусек» (некогда популярный сайт для бесплатного скачивания пиратского контента) на территории РФ создает неудобство использования пиратских ресурсов, что в долгосрочной перспективе, несомненно, ставит их существование под вопрос. Да, это не приводит к тому, что они закрываются все одновременно, но постепенно клиенты сталкиваются с барьерами, с необходимостью настройки VPN, активации специальных опций в браузере. Они, в общем, понимают, что это не только нелегально, так еще и чересчур неудобно».
Попасть на сайт сервиса «Либрусек» действительно невозможно без использования VPN. При запросе «Либрусек» (как на «Яндексе», так и в Google) предлагают «инструкцию по входу на сайт» и сам сайт, который оповещает пользователя: «Вы находитесь на неофициальном сайте-каталоге библиотеки Либрусек. Здесь отсутствует возможность загрузки электронных книг».
Но не все ресурсы просто заблокированы – некоторые некогда пиратские гиганты перешли в правовое поле. Один из примеров – крупнейшая нелегальная библиотека «Литмир», которая вскоре после принятия поправки к антипиратскому закону стала работать с легальным контентом.
Генеральный директор АЗАПИ (Ассоциации по защите авторских прав в интернете) Максим Рябыко рассказал «Профилю», что организация наблюдает за этим ресурсом. «По каким-то произведениям там есть отрывки со ссылкой на легального игрока, который говорит, что вот полную версию можете прочитать здесь. Не знаю, всех ли это произведений касается, но могу сказать, что по тем, которые мы защищаем, происходит именно так. Мы регулярно на него заходим, поскольку сайт заявил, что он больше не занимается неправомерной деятельностью, поэтому мы периодически отслеживаем. У нас претензий к этому сайту нет».
А вот электронная библиотека «Флибуста» придерживается принципиально другой позиции – на сделки проект не идет. «У них открываются новые домены, открыто представительство в Tor, есть еще канал в Telegram, где «Флибуста» выкладывает информацию о каких-то книгах, рекомендует что-то прочесть, – рассказывает «Профилю» руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк. – У них нет цели максимально набрать посещаемость, они просто предоставляют максимально возможные альтернативные доступы для тех клиентов, которые хотят бесплатно скачивать книги».
Однако в Сети можно наткнуться на сайты «Флибусты», которые предлагают пользователю приобрести необходимую книгу у легальных игроков за деньги (Labirint, OZON, « ЛитРес»). Козлюк пояснил, что есть условно легальные ресурсы или другие пиратские сайты, которые пытаются «косить» под «Флибусту» и предлагают свои платные услуги: «Если вам предлагают что-то скачать за деньги или вы видите рекламу, знайте – вы попали не на «Флибусту».
Руководитель проекта «Роскомсвобода» подчеркнул, что администраторы «Флибусты» принципиально не размещают никакой рекламы, не берут никаких денег и придерживаются принципа работы абсолютно некоммерческого свободного файлообмена. «Это энтузиасты. «Флибуста» занимается деятельностью по распространению книг и знаний абсолютно бескорыстно. Когда на них выходят какие-то крупные рекламодатели, они им отказывают в предоставлении рекламных мест. Можно однозначно сказать, что они никоим образом не зарабатывают даже на банерной рекламе, не говоря уже о каком-то платном доступе книг. «Флибуста» только формирует какое-то серверное место для их хранения и организует интернет-ресурс, чтобы пользователи могли обмениваться книгами, условно говоря, как в обычной библиотеке».
Одни пиратские электронные библиотеки продолжают придерживаться старых принципов, другие идут на сделки с легальными игроками, третьи просто блокируются Роскомнадзором. Однако зачастую попасть на заблокированный сайт не составляет труда (даже без использования программ для обхода блокировок».
Всех не заблокируешь
По словам директора АЗАПИ, конечно, у правообладателей есть нарекания к исполнению антипиратского закона. В частности, их не устраивает отсутствие эффективного механизма контроля за блокировкой сайтов. А дело вот в чем. «Если бы сайты блокировались полноценным образом, то, собственно, проблема не была бы такой значимой. Но мы видим, что порядка 20–30% трафика пиратских сайтов приходится на РФ, несмотря на то, что они заблокированы. Причем это не пресловутые обходы блокировки. Это просто недобросовестные операторы связи, которые это не блокируют», – обращает внимание Максим Рябыко.
Примеров масса. Один из них привел сам директор АЗАПИ. По его словам, был случай в Арбитражном суде, когда перед рассмотрением дела о пиратском сайте, который к тому моменту был уже заблокирован, секретарю судебного заседания удалось без проблем зайти на этот ресурс (чтобы посмотреть, что он собой представляет).
Директор АЗАПИ также считает, что наличие пиратов в Сети напрямую зависит от поисковой выдачи «Яндекса». По словам Рябыко, «Яндекс», не желая удалять из поисковой выдачи конкретные ссылки на конкретные сайты, по сути, стал инициатором «всей вот этой колесницы по принятию различных законопроектов», в том числе и закона о блокировке «зеркал» пиратских сайтов (вступил в силу с 1 октября 2017 года). По этой норме операторы связи обязаны заблокировать копию заблокированного пиратского сайта в течение суток после получения соответствующего требования от Роскомнадзора. Также по закону поисковики обязаны исключать заблокированные «зеркала» из поисковой выдачи.
По словам Рябыко, правообладателям не нужно было бы лоббировать принятие этих антипиратских законов, если бы «Яндекс» не отказался удалять ссылки из поисковой выдачи и не заявил, что ссылка на сайт исчезнет оттуда только после блокировки. Но даже после блокировки, по словам директора АЗАПИ, ссылки из поисковой выдачи сразу не исчезают. В то время как с поисковиком Google подобных проблем не возникает.
Последний, работая по системе DMCA (возможность удаления контента либо результатов поисковой выдачи во внесудебном порядке через электронную претензию правообладателя), своевременно реагирует на претензии, и в топовых результатах поисковой выдачи пираты по конкретным произведениям не присутствуют, отметил Максим Рябыко.
В результате, по данным директора АЗАПИ, в Google процент пиратства по книгам, которые защищает агентство, не превышает 5–7%, в «Яндексе» при этом процент пиратства достигает 30–40%.
«Печеньки» для легального читателя
С пиратством пытаются бороться не только посредством блокировок, но и при помощи развития легального рынка электронной книги. Что же делают книгоиздатели для привлечения внимания к приобретению легального контента?
Некоторые сайты, например, часто предлагают пользователям скачивание ознакомительного фрагмента книги. Так, при попытке скачать некоторые бестселлеры 2017 года «Профилю» это сделать, конечно, удалось, но в конце документа имелась надпись: «Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен такой-то компанией. Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ее сайте». Причем надо сказать, что пробные версии книг – это вовсе не 10 страниц, а гораздо больше, от 40 до 100.
Директор АЗАПИ в этой связи отметил, что такой сервис заметно помогает компании – читатели часто после прочтения пробной версии книги приобретают ее полную версию. «По нашим подсчетам, примерно 20–30% трафика у ведущих участников рынка формируется за счет вот этих партнерских сайтов, которые размещают ознакомительный фрагмент», – отметил он.
В ответ на вопрос, чем еще книгоиздатели мотивируют читателей покупать электронные книги, президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков сказал: «Есть три фактора. Во‑первых, книгоиздатели обеспечивают наличие всего ассортимента выпускаемых книг в легальном доступе. То есть чтобы были цифровые права, договор на продажу электронных книг. Во‑вторых, это установление разумного ценового предложения. В среднем цена на электронную книгу на российском рынке в два-три раза дешевле, чем на бумажный аналог. При том, что во всем мире цена сопоставима, а где-то даже дороже. В‑третьих, это то, что мы делаем совместно с ГК «ЛитРес», удобство пользования и интерфейса, предоставляем возможность использовать подписную модель, организовываем специальные акции».
Союзники по подписке
На рынке электронной книги сейчас работают два крупных игрока. Это сервис MyГК «ЛитРес» иу истоков создания которого стояли Андрей Зайцев‑Зотов, Саймон Дайлоп и его бизнес-партнер Виктор Фрумкин. Примечательно, что ни в одной, ни в другой компании не говорят о серьезной конкуренции между ними, а даже наоборот.
В одном из интервью СМИ предприниматель Саймон Дайлоп отметил, что рынок пока настолько молод, что конкуренция только на руку, к тому же обе компании стараются вместе развивать рынок. Конкурентом посерьезнее Дайлоп назвал digital noise (оповещения, мессенджеры и социальные сети, отвлекающие людей весь день). Сергей Анурьев также подчеркнул, что оба сервиса скорее союзники: «Мы все-таки работаем в легальном рынке, где есть большие конкуренты с точки зрения потребителя – пираты».
К тому же сами их модели различны. «У MyBookmate разное предложение ассортимента.в целом больше ориентирован, на мой взгляд, не столько на чтение, сколько на социализацию вокруг чтения – там можно поделиться впечатлениями от чтения. У Myбольше акцент на объем чтения, на рациональное использование подписки», – отметил Анурьев.
Саймон Дайлоп в одном из интервью как раз называетсоциальным клубом для книголюбов, а продают предприниматели в этом случае не книги, а членство в клубе, где можно читать книги. Стоимость такого членства на сегодня в первые 3 месяца подписки равна 100 рублям, далее за 399 рублей в месяц сервис предлагает чтение 850 тысяч книг. У Myпредложение. Можно использовать «стандартную подписку» для начинающего читателя (119 тысяч книг) за 199 рублей в месяц или «премиум-подписку» (136 тысяч книг) за 379 рублей в месяц.
Легко ли быть молодым писателем?
По данным представителя ГК «ЛитРес», объем рынка электронной книги в России в 2017 году в денежном выражении составил около 3,7 млрд рублей, и его доля выросла до 6–7% от емкости всего коммерческого книжного рынка. По прогнозу Сергея Анурьева на 2018 год, объем рынка может приблизиться к отметке 4,6–5 млрд рублей.
То есть рынок электронной книги растет, даже несмотря на активность пиратов. Хотя, по данным последнего отраслевого доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, уровень книжного интернет-пиратства снизился, но все-таки по-прежнему находится на достаточно высоком уровне.
«Нет никаких аргументов в пользу скачивания бесплатного или небесплатного контента, – говорит член Пиратской партии России Павел Рассудов. – Каждый определяет для себя самостоятельно. Если я купил книгу на бумажном носителе, я потом себя считаю вправе ее скачать у автора бесплатно в электронном виде. Если я купил электронный файл, то почему я не могу отдать его другу, как это происходит с бумажной книгой?».
Если говорить о научной литературе, то, по мнению Павла Рассудова, к ней доступ должен быть открыт просто по умолчанию: «Вся научная литература должна быть бесплатной для всех. Для этого должны создаваться электронные библиотеки, к которым могут подключаться студенты».
Что касается современной художественной литературы, игроки легального рынка считают, что пиратство – главная угроза для молодых талантливых писателей, поскольку это сильно бьет по их гонорарам. «Четыре года назад я говорил, что пиратство угрожает национальному рынку книгоиздания, – замечает глава «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. – Все потому, что писатели, столкнувшись с падением их доходов, стали задумываться о другой работе, и приток молодых, особенно талантливых, писателей кратно сократился: они считали, что профессия писателя, которой можно зарабатывать деньги, уже осталась в прошлом. Сегодня ситуация улучшилась, и люди верят в то, что писательским трудом можно заработать. И снова появился поток молодых талантливых писателей, которые желают заниматься этим трудом».
«Профиль» поинтересовался у представителя Пиратской партии, как они относятся к пложению писателя, который лишается денег за свои произведения из-за нелегального скачивания книг.
«С какой целью автор писал книгу? Он ее писал ради творчества или ради того, чтобы заработать денег? Если человек писал для творчества, то для него самый важный критерий – донести свое произведение до максимального числа читателей. В таком случае он не будет преследовать людей за распространение его материала. Ну вот как Борис Гребенщиков распространяет свои альбомы совершенно бесплатно в Сети», – подчеркнул Рассудов.
Если же цель автора – заработать денег на своем творчестве, продолжает он, в таком случае нужно подходить к вопросу об авторских правах с точки зрения бизнеса. «Какой горизонт планирования заработка на этой книге? – задается вопросом мой собеседник. – 5 лет? 10 лет? Срок авторских прав сегодня в России – это 70 лет с момента смерти автора. О какой защите прав автора мы говорим, когда авторское право защищает не он сам, а правообладатели? И это приводит к таким коллизиям, когда, например, правообладатели, наследники, запрещают режиссеру, допустим, снимать кино на основе книг, права на которые им принадлежат. Какое отношение они имеют к произведениям своих умерших родственников?».
Подводя итог, можно сказать, что битва между пиратами и издателями пока в самом разгаре, и у каждой из противоборствующих сторон – своя правда, а потому вопрос, кто в ней победит, пока остается открытым.