Изменения стали возможны благодаря новому постановлению правительства. Оно приостанавливает до июля следующего года действие двух положений из другого документа — федеральных Правил ведения реестра закупок. Они действуют с 2016 года и обязывают госкомпании, среди прочего, раскрывать сведения о поставщиках, подрядчиках и субподрядчиках. Теперь ближайшие семь месяцев делать это необязательно — достаточно опубликовать общую информацию о предмете закупок, способе и результатах.
Для трех ведомств — Минобороны, ФСБ и СВР — условия отдельные (отражены в отдельном постановлении). Им тоже до 1 июля 2018 года разрешается вовсе не раскрывать никакую информацию о совершаемых закупках — вся она теперь признается гостайной.
Юристы оценивают нововведения по-разному. Одни говорят, что главная их цель — защитить поставщиков и подрядчиков от западных санкций. С 2014 года под них попали большинство российских госкомпаний и ведомств. Но в конце октября Госдепартамент США опубликовал новый список «жертв». Он включает 39 предприятий (Ижмаш, «Калашников», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «Вертолеты России» и другие) и отличается от всех предыдущих.
Его особенность в том, что самим фигурантам перечня пока ничего не грозит. А вот их партнеры могут получить стандартный набор ограничений: блокировка счетов в США, запрет на кредитование в американских банках, отказ в выдаче виз. Все это последует, если будет доказан факт «существенной транзакции» с заказчиками из списка после 2 августа 2017 года. Это означает, что поставщики и подрядчики по всему миру не заинтересованы в сотрудничестве с российским госсектором.
За это уже чуть было не поплатился немецкий Siemens. В июле его газотурбинные установки были замечены в Крыму. Причем производились они вполне легально и предназначались для строящейся ТЭС на Таманском полуострове Краснодарского края. Заказчиком по контракту выступал «Технопромэкспорт» — дочернее предприятие «Ростеха». Однако электростанцию на Тамани возводить так и не начали, а турбины в нарушение контракта переправили в Феодосию.
В Москве открещивались от обвинений. В Кремле заявляли, что турбины были изготовлены в России из российских компонентов, а значит, использовать их могли где угодно. «Ростех» утверждал, что закупил оборудование на вторичном рынке и модернизировал на своих заводах. Siemens, для которого поставки в Крым грозили обернуться санкциями от ЕС (до 2 августа наказания от Вашингтона можно было не опасаться), поспешил подать на «Технопромэкспорт» в российский суд. Сейчас иск рассматривается Арбитражным судом Москвы.
Уже после этого «Ростех» попал в перечень Госдепа и уже не может сотрудничать с контрагентами без последствий для них. Госкорпорация — отнюдь не лидер в сфере закупок. На первых местах там расположились «Роснефть», «Газпром», РЖД и их дочерние общества. Но первые два холдинга и без того находятся под санкциями еще с 2014 года. Их партнеры пребывают в относительной безопасности и рискуют только штрафами, но сами они тоже заинтересованы в сокрытии информации о сделках, чтобы не разоблачить механизмы обхода санкций. Одна из самых распространенных таких схем — импорт товаров в Россию через третьи страны, не вводившие ограничения. Другой выход — создать специальную подставную компанию, не состоящую в санкционном списке.
Европейские и американские власти пристально отслеживают все сведения о российских госзакупках через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Значительная часть запросов приходит с зарубежных IP-адресов. Теперь им делать это будет сложнее. Срок действия постановления — до 1 июля 2018 года — объясняется просто: к этому времени будет размещен весь оборонзаказ.
Впрочем, новые возможности будет сложно применить в отдельных проектах российских добывающих компаний, реализуемых с помощью западных партнеров. В этих случаях дело не ограничивается одними лишь закупками: сотрудничество носит более глубокий характер, и сведения о нем отражаются не только в ЕИС. Зачастую создаются совместные предприятия с сопоставимыми долями российских и зарубежных участников. Именно об этом в своей свежей отчетности по МСФО за девять месяцев предупредил инвесторов «Газпром».
«Компания предупреждает, что, согласно документу [августовскому закону], президент США получил право вводить санкции в отношении любого лица, которое сознательно, после принятия закона от 2 августа 2017 года, совершало инвестиции или продавало товары, поставляло технологии или оказывало услуги Российской Федерации на сумму более $1 млн или в совокупности в течение года на общую сумму более $5 млн в сфере строительства и обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы», — говорится в отчетности.
В «Газпроме» боятся, что санкции сделают невозможным участие иностранных партнеров в отдельных проектах, в первую очередь, в «Северном потоке-2», который реализуется вместе с австрийской OMV.
Вторая версия юристов — банальное нежелание госкомпаний отчитываться о своих тратах. Многие из них давно лоббируют самые разные меры, которые в итоге должны привести к одному — сокрытию сведений о госзакупках. Сообща им удалось сохранить за собой право проводить некоторые тендеры не в электронном виде.
В мае очередной конкурс «Роснефти» стал поводом для расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Оппозиционер заметил, что дочерняя компания «РН-Аэрокрафт» собиралась закупить «предметы интерьера» (столовые приборы и пледы) для своих вертолетов, на которых перевозят топ-менеджеров. Общая сумма контракта составляла 4,7 миллиона рублей.
Уже через неделю «РН-Аэрокрафт» отказалась от своих планов: закупочная комиссия со второй попытки сочла цены слишком высокие и отменила тендер из-за отказа поставщика снизить их.