Субсидии, которые будут распределены между 82 субъектами Российской Федерации, предоставляются в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Это следует из распоряжения, опубликованного на сайте правительства России.
Описывая предназначение подпрограммы, председатель правительства Дмитрий Медведев был краток.
«Малый и средний бизнес. Распределяется 7,5 млрд рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе так называемого молодежного предпринимательства. Цель — увеличить число людей, которые занимаются бизнесом, и создать предпринимателям благоприятные условия для развития своего дела», — сказал премьер на заседании правительства.
Деньги будут направлены на «софинансирование расходных обязательств» субъектов федерации. Помимо финансовой поддержки малым и средним предпринимателям (включая фермеров), деньги пойдут на организацию «предоставления услуг по принципу одного окна в целях создания, развития и поддержки» МСБ, софинансирование «капитальных вложений в объекты региональной и (или) муниципальной собственности». Планируется также, что средства будут потрачены на «содействие развитию молодежного предпринимательства».
«7,5 млрд на год — это много или мало? Это нормально по трем причинам, — говорит председатель Института МИРБИС Джомарт Алиев. — Первая — это большая сумма даже в абсолютном выражении. Вторая — очень ценно, что эти деньги идут в регионы. Третья — сейчас хороший момент для правительства, чтобы просигнализировать, что даже в такой год правительство готово поддерживать предпринимателей».
При этом, продолжает эксперт, остаются вопросы, на что и как будут расходоваться деньги. Сказано, что деньги пойдут на софинансирование объектов муниципальной и государственной собственности. «Но какое отношение имеет малый и средний бизнес к объектам муниципальной собственности? — задается вопросом Алиев. — Деньги пойдут на строительство нового муниципального центра поддержки малых предпринимателей? Идея софинансирования хороша, но софинансировать надо сами коммерческие проекты предпринимателей. Если бы это было софинансирование муниципальной доли проектов малого и среднего бизнеса, было бы понятней. Еще одна странность — продолжается история про организацию единого окна. Похоже, бюджетные деньги пойдут на создание рабочих мест для сотрудников районной администрации, консультантов, центров развития и так далее. Меня волнует эффективная ценность этих денег».
В распоряжении о субсидиях (№129-р) подробно расписаны суммы, выделяемые регионам. Различия в суммах весьма велики. Например, городу Севастополю полагается 40 миллионов 671 тысяча 689 рублей 2 копейки, тогда как Смоленская область сможет рассчитывать на 318 миллионов 303 тысячи 390 рублей 5 копеек.
Алиев также обращает внимание на большую разницу в выделяемых средствах. «Ингушетия и Кабардино-Балкария: на Ингушетию выделяется 9 млн, на Кабардино-Балкарию — 52 млн. Они правда в 6 раз различаются? — удивляется он. — Коми и Саха: Коми — 25 млн, Саха — 102 млн. И самый интересный пример: Амурская область получит 5,5 млн, Хабаровский край — 88 млн». Нужно наблюдать реализацию программы в течение года, чтобы сделать выводы, заключает эксперт.
«Это существенный объем, чтобы оказать эффективную поддержку, но если просто выделять субсидии, то значительного эффекта не будет, — говорит член совета московского отделения «Опоры России» Станислав Супрунов. — Нужно развивать систему поддержки предпринимательства и создавать благоприятный инвестиционный климат и экономические условия. Чем больше денег будет выделено на такую систему, тем эффективнее будет поддержка».
Оба эксперта в разговоре с «Профилем» указали на то, что финансовая поддержка предпринимателей сейчас приоритетна.
«Софинансирование важнее, чем создание среды или снятие административных барьеров и так далее, — уверен Алиев. — На мой взгляд, существующая экономическая среда для развития малого и среднего бизнеса совершенно точно не идеальна, но абсолютно работоспособна. У нас нормальная законодательная среда и нормальный набор правоприменительных практик для того, чтоб люди могли развиваться. А вот помочь им развиваться нужно самым дефицитным в стране ресурсом — длинными деньгами. Сейчас мы в разы уступаем не то что США, а даже Польше по доле МСБ. Важно дать умный и качественный money injection». Но как сделать этот money injection софинансированием объектов муниципальной собственности, не вполне понятно, добавляет эксперт.
«Финансовая помощь для малого и среднего бизнеса сейчас необходима, — согласен Супрунов. — В текущей экономической ситуации у него нет реального доступа к дешевым финансовым ресурсам, высока налоговая нагрузка, плата за аренду, а спрос падает. Выручка снижается, а постоянные издержки остаются прежними, поэтому финансовая поддержка нужна. Но всем предпринимателям прямыми финансовыми субсидиями не поможешь. Нужно смотреть на механизмы: где-то снизить налоговую нагрузку, где-то ввести льготную арендную ставку на государственное имущество для определенных сфер бизнеса, например, для социального или молодежного предпринимательства. Торговле проще пережить кризис, а у социальных услуг и рентабельность гораздо ниже, и доходы меньше».