Основатели «М.Видео» Александр Тынкован и партнеры согласились продать 100% своей инвесткомпании, владеющей торговой сетью. «Сафмар» заплатит за каждую акцию $7. Сообщается, что впоследствии структуры Гуцериева предложат миноритарием продать акции по той же цене. Таким образом, пишет RNS, «Сафмар» заплатит Тынковану и его партнерам $726 млн, а всего «М.Видео» группа оценила в $1,26 млрд.
По данным СМИ, три компании, консолидированные Гуцериевым, могут занять порядка 27-27,5% рынка. Тынкован сообщил RNS, что «Сафмар» уже направил ходатайство о покупке «М.Видео» в ФАС, и предположил, что ведомство может наложить ограничения на сделку. Впрочем, в ФАС ходатайства еще не получили и дать прогноз по сделке не смогли.
«На данный момент у меня нет подтверждения того, что это ходатайство (об одобрении сделки о покупке «М.Видео» — «Профиль») к нам поступило, — сказал «Профилю» заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров. — Если мы его получим, то будем анализировать рынок. По результатам этого анализа мы примем решение. Это все, что могу сказать на данный момент, не хочу ничего предвосхищать»
Впрочем, говорить о появлении монополиста на рынке электроники и бытовой техники не приходится в любом случае: совокупная доля трех ритейлеров будет недостаточно велика.
«Компания может занимать доминирующее положение на рынке, если ее доля превышает 35%, — объясняет руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. — При доле свыше 50% вероятность доминирующего положения оценивается как высокая». Таким образом, объединенная группа «МВидео», «Эльдорадо» и «Техносила» не будет занимать доминирующего положения, если оценивать ее долю в 27,5%, и точно не будет монополией.
Кроме того, добавляет эксперт, конкуренцию сетевой торговле бытовой электроникой создают другие виды торговли — например, быстро развивающаяся интернет-коммерция.
«Принцип ФАС следующий — ведомство будет думать о блокировании сделки в случае, если на рынке появится игрок с долей более 50%, — продолжает Вознесенский. — Отсюда следует, что если ФАС рассматривает рынок более узко, ведомство сможет сделать другой вывод о доле объединенной компании. Тогда и могут возникать дополнительные риски».
В частности, компании с долей 35-50% могут быть вынесены какие-то предписания в качестве условия согласования сделки. «Может возникнуть пограничная ситуация: доля компании по всей РФ может быть невысокой, а в каких-то отдельных регионах или городах — наоборот, — говорит Вознесенский. — Тогда предписание может касаться торговых объектов в этих городах или регионах. Например, может быть предписано продать торговые объекты кому-то из желающих, тем самым снизив свою долю до определенного уровня. Но такие предписания могут быть вынесены, только если будут сделаны выводы, что доля компании где-то превышает 50%».
С Николаем Вознесенским солидарен председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. «С точки зрения законодательства монополия появляется, когда у компании будет 35%. Потенциально ФАС может оценить сделку, обязать продать, например, в каких-то населенных пунктах некое количество магазинов, — говорит он. — Конечно, надо признать, что компания будет достаточно крупной. Долю в 30% она, скорее всего, не достигает, хотя все зависит от того, как все считать, но в целом, основываясь на аналитике, я подсчитал, что это будет около 26%».
На федеральном уровне остается еще один крупнейший игрок — это компания DNS, занимающая на рынке, по данным «Ведомостей», второе место. «Это серьезный игрок, — говорит Карпов. — Он слабо присутствует в Москве, но в России очень неплохо представлен, и во многих регионах чувствует себя очень хорошо, потому что в первую очередь ориентируется на продажу небрендированной продукции, а в регионах не все могут позволить себе продукцию Apple. Кроме того, у DNS очень широкий ассортимент собственной продукции — они выпускают товары под собственной маркой, чего нет у других электронных ритейлеров».
Финансовый аналитик ГК «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин оценивает считает сделку очень выгодной, а момент, выбранный для нее, удачным. «У сделки множество аспектов, — говорит он. — С одной стороны, удачно подобран момент именно для покупателя. Скорее всего, в России будут введены пошлины на ввоз товаров физлицами cross-border, и, соответственно, снизится спрос на покупки в зарубежных интернет-магазинах, а значительная часть рынка техники и электроники приходится именно на cross-border. Следовательно, спрос будет смещаться в сторону российского ритейла».
С другой стороны, вся российская экономика выходит из рецессии, и, что более важно, снижается ключевая ставка, и потенциал для ее дальнейшего снижения высок. «Это приведет к тому, что потенциально в разы может вырасти потребительский спрос из-за снижения стоимости кредитов на бытовую технику и электронику, — замечает эксперт. — Причем снижение ставки еще поддерживает рынок первичной недвижимости, а это очень важно для рынка бытовой техники и электроники. Таким образом, момент подобран удачно».
При этом стоимость покупки, если судить по рыночным мультипликаторам, — далеко не заоблачная. «То есть, если не рассматривать покупку именно с точки зрения бизнеса в сегменте бытовой техники и электроники, а просто смотреть на финансовые показатели — денежный поток к стоимости приобретения, — то сделка очень выгодна даже с учетом премии к рынку», — говорит Нигматуллин.
Третий аспект сделки — перспектива получения положительного синергетического эффекта. «Все три актива входят в топ-5 ритейлеров в сегменте бытовой техники и электроники, и их объединение позволит ожидать экономии на логистике, маркетинге, административных расходах, — объясняет аналитик ФИНАМ. — Очевидно, что поставщики будут вынуждены снизить цены». А вот покупатели будут вынуждены платить немного больше, потому что увеличится доля рынка, и при прочих равных консолидация рынка ведет к увеличению маржи.
Положительный эффект будет существенным, но отсроченным по времени, считает Нигматуллин. В частности, сделка сама по себе технически сложная: «М.Видео», «Эльдорадо» и «Техносила» — активы с разными моделями менеджмента, которые будет сложно консолидировать, и расходы, связанные с объединением, могут быть серьезными. К тому же, считает он, могут быть и другие издержки.
«Естественно, в сделку может вмешаться и, скорее всего, вмешается ФАС, — говорит эксперт. — Несколько лет тому назад готовилась сделка «М.Видео» с «Эльдорадо». «М.Видео» даже консолидировала у себя на счетах денежные средства для покупки, и ФАС тогда был очень недоволен сделкой, предписывал часть магазинов продать или сократить. С 2013 года доля «М.Видео» существенно выросла на рынке, доля других игроков выросла, и очевидно, что требования будут более жесткими, тем более, что сейчас речь идет об объединении трех игроков, а не двух. Видимо, будут существенные сокращения количества магазинов».
Действительно, в 2013 году ФАС одобрила сделку по приобретению «М.Видео» своего конкурента «Эльдорадо». «Сделка была согласована с одновременной выдачей предписания, — напоминает адвокат бюро «Резник, Гагарин и Партнеры» Евгений Горбунов. — В частности, ООО «М.видео Менеджмент» было предписано в течение 6 месяцев после совершения сделки прекратить осуществление деятельности ООО «М.Видео Менеджмент» и (или) ООО «Эльдорадо» на части площадей торговых объектов, расположенных на территории 35 субъектов Российской Федерации с целью снижения на рынках розничной реализации бытовых товаров, а также аудио- и видеоаппаратуры в каждом из этих субъектов Российской Федерации их совокупной доли до уровня 35% и предоставления возможности использования высвободившихся площадей их конкурентам».
По информации СМИ, именно жесткие предписания ФАС привели тогда к срыву сделки.