Минфин во время перемен
О подготовке изменений в бюджетное правило сообщил Банк России. Соответствующая информация содержится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Согласно документу, рассматривается возможность пополнения и расходования средств ФНБ в валютах дружественных стран. «В случае его принятия бюджетное правило вновь сможет контрциклически воздействовать на курс рубля», – констатирует регулятор.
Юани, рупии и турецкие лиры должны заменить доллары США, евро и другие валюты стран, признанных Россией недружественными.
Ранее ТАСС со ссылкой на Счетную палату РФ сообщил, что Минфин может законодательно оформить решение об отказе от размещения средств суверенного фонда в токсичных валютах. Коррективы хотят внести в ближайшие месяцы, что позволит активировать новое бюджетное правило с 2023 года.
В мировой практике при формировании государственного бюджета принято использовать механизм стерилизации части доходов казны. Мера необходима для сдерживания чрезмерного роста госрасходов в благоприятные для экономики времена. Это создает условия для обеспечения устойчивости финансовой системы государства и выплаты суверенного долга.
Страны, экономика которых является сырьевой, таким способом снижают зависимость бюджета и внутренних экономических условий от мировой конъюнктуры. Применительно к России – речь прежде всего о ценах на энергоносители. За счет стерилизации части нефтегазовых доходов формируются суверенные фонды – Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Тем самым удается избежать перегрева национальной экономики, а также поддерживать рыночный курс рубля. Кроме того, создаются «подушки безопасности» на черный день.
После введения антироссийских санкций западными странами в ответ на специальную военную операцию по защите Донбасса почти половина золотовалютных резервов Банка России оказалась заморожена на счетах иностранных банков. Следовать действовавшему на тот момент бюджетному правилу стало бессмысленным занятием.
В начале марта рубль обвалился до значения 120 руб. за доллар. Но после введения Банком России валютных ограничений курс национальной валюты стабилизировался. Определяющим фактором резкого укрепления стали экспортно-импортные потоки. Крупные поступления от экспортной выручки на фоне высоких цен на сырье и энергоносители привели к тому, что рубль закрепился на отметках около 60 руб. за доллар.
Однако это не самым лучшим образом сейчас отражается на конкурентоспособности российских компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ослабление регулятором большей части введенных весной ограничений ситуацию не исправило. Решить проблему, считают в Минфине и ЦБ, поможет новое бюджетное правило.
По доходам и расходы
Исходной величиной при планировании нефтегазовых отчислений в бюджет являются утвержденные Госдумой госрасходы. По этим данным рассчитываются цена и объемы продаж нефти и газа, доходы от которых направят на покрытие расходов бюджета и выплат суверенного долга. Ненефтегазовые доходы при утверждении главного финансового документа страны (федерального бюджета) также учитываются.
После формирования трансферта бюджета нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд, предельный размер которого определен в 7% ВВП. Излишки направляются на пополнение средств ФНБ.
Данные июля текущего года показали резкое снижение ненефтегазовых доходов казны. Одновременно было зафиксировано существенное повышение нефтегазовых доходов, обусловленное удорожанием сырья на мировых рынках. Благодаря этому профицит бюджета пока сохраняется.
В проекте новой концепции бюджетного правила Минфин предлагает ориентироваться на цену российской нефти марки Urals $60 за баррель и зафиксировать объем ее добычи на уровне 9,5 млн баррелей в сутки. В середине августа «бочка» черного золота торговалась примерно за $69. Таким образом, остается пространство для пополнения суверенных фондов РФ.
ЦБ рассчитывает, что в измененном виде бюджетное правило усилит контрциклический характер (автоматическое смягчение бюджетной политики во время кризиса и ее ужесточение при восходящем экономическом цикле). Это может быть достигнуто путем включения в формулу расходов федерального бюджета помимо цены на нефть дополнительного показателя. Показатель будет положительным при депрессивной динамике базовых отраслей и отрицательным при положительной динамике. Тем самым удастся сохранить более высокий уровень бюджетных расходов, несмотря на снижение ненефтегазовых доходов.
Для поддержания курса национальной валюты в интересах государства необходим инструмент валютных интервенций. На эти цели при необходимости направляют международные резервы ЦБ. В последние полгода средства, номинированные в долларах и евро, заморожены. Доступ имеется лишь к юаню, золоту и Специальным правам заимствования (СПЗ) или СДР (Special Drawing Rights, SDR), которые эмитирует Международный валютный фонд (МВФ).
ФНБ на сегодняшний день уже избавился от доллара, однако его портфель наполовину все еще состоит из валют недружественных стран: доля евро – 40%, доля британского фунта стерлингов и японской иены в совокупности – 10%. На юань в настоящее время приходится 30%, остальные активы фонда номинированы в золоте и рублях.
Китайские церемонии и турецкие горки
Отказ от ставших токсичными западных валют в пользу юаня, рупии или турецкой лиры сопряжен с определенными рисками. Их надежность, ликвидность, свободная конвертируемость еще недостаточны для формирования портфеля, устойчивого перед геополитическими и экономическими кризисами.
Китайский юань по определению нельзя считать свободно конвертируемой валютой. На его курс влияют не столько биржевые торги, сколько решения пленумов ЦК компарии Китая. Сейчас наблюдается замедление темпов роста экономики Поднебесной. Соответственно, курс юаня по отношению к доллару снижается. Правда, резкого падения не предвидится. Турецкая лира ведет себя куда менее предсказуемо: в 2021-м она обесценилась на 44% и в текущем году продолжает демонстрировать большую волатильность.
Кроме того, обе эти валюты рассчитываются через кросс-курсы к американскому доллару. При таком раскладе выбор их в качестве основных активов ФНБ не кажется оправданным. Более рациональным, думается, было бы наращивание доли золота и иных драгоценных металлов.
Новая концепция Минфина не дает четкого ответа на вопрос, как новое бюджетное правило будет работать в условиях снижения экспорта. Между тем нефтяное эмбарго вступит в силу с 5 декабря, и это будет новый вызов для российской экономики.
Доля торгов юанем на валютном рынке РФ продолжает расти: в июне она составила 11% оборота биржевого рынка против 6% в апреле. Показатель внебиржевого рынка – 8% в июне после 4% в апреле и 1% в феврале. Нарастили спрос на юани и физические лица: в июне доля физлиц в объеме покупок составила 13,9%, в объеме продаж – 5,5%. Юань по итогам июля стал третьей по востребованности валютой на бирже. Тем не менее доллар пока сохранил доминирование.
Допустим, что Минфин в рамках нового бюджетного правила начнет скупать юани на бирже в резервы, тем самым рубль ослабнет относительно юаня, но никак не доллара. Цель если и будет достигнута, то естественным ходом событий. По мере налаживания новых логистических маршрутов экспорта российских товаров и увеличения параллельного импорта, а также окончательного снятия валютных ограничений изменится внешнеторговый баланс. Соответственно, увеличится спрос на валюту. И тогда курс рубля вернется к комфортным для всех участников рынка значениям.
После 2023 года, по мере перехода России на торговлю с другими странами в национальных валютах, использование бюджетного правила станет по-настоящему эффективным, что позволит накапливать резервы. Однако не обязательно они должны быть номинированы в денежных знаках иностранных государств.
Сверхдоходы от экспорта углеводородного сырья можно направлять на формирование резервов в виде реальных активов, считает председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Другие варианты – вкладывать средства в инфраструктурные проекты или развитие промышленности, в том числе и предприятий ОПК.
Автор – доцент, эксперт Высшей школы управления финансами