Профиль

Крылья над Евразией

Казахстан и Россия наращивают взаимодействие в области авиастроения

В подмосковном Жуковском открылся один из самых крупных авиакосмических салонов планеты – МАКС-2021. Являясь одним из соорганизаторов этого престижного авиафорума, Казахстан в своём национальном павильоне площадью 750 квадратных метров представил передовые разработки 11 ведущих предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса и свою продукцию в области военной и гражданской авиации. Не секрет, что главная стратегическая задача, стоящая перед казахстанскими авиастроителями, – развитие собственного производства, локализация его внутри республики, а также продвижение собственных разработок на внешние рынки.

Во время подписания соглашения о сотрудничестве между российскими и казахстанскими авиастроителями.

©https://www.kazembassy.ru

Казахстан – конкурентный игрок в сфере авиации

Открывая официальную часть 15-го по счёту МАКСа, президент России Владимир Путин особо выделил участие в этом году Казахстана в качестве страны-партнёра.

«Мы намерены наращивать взаимодействие с казахстанскими коллегами и другими участниками Евразийского экономического союза в такой высокотехнологичной отрасли как авиастроение. Наши предприятия уже реализуют ряд перспективных проектов. Так, в Казахстане собираются вертолёты семейства МИ, по линии Роскосмоса продвигается совместный проект «Байтерек». Его цель – создание организационно-технической структуры для выведения космических аппаратов с легендарного космодрома «Байконур» с помощью экологически чистой ракеты-носителя», – подчеркнул глава РФ.

Казахстанская делегация, которую возглавляет министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов, разместила в своём павильоне более 20 макетов и натурных образцов продукции военного и двойного назначения. Например, ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» (это дочернее предприятие «локомотива» оборонно-промышленного комплекса РК – АО «НК «Казахстан Инжиниринг») представило макет производимого в республике вертолёта EC-145, образцы основных его агрегатов в натуральную величину, а также оборудование для обучения лётного и технического персонала. Ещё один ключевой экспонат – совместный проект АО «405 АРЗ» и ТОО «Казахстан Aselsan инжиниринг» по модернизации вертолёта Ми-17 в части установки высокотехнологичной системы авионики, обеспечивающей надёжную навигацию и современные возможности тактического наблюдения.

Посетители также могут ознакомиться с продукцией кокшетауского завода «Тыныс», специализирующегося на выпуске авиационных изделий, разработанных российскими конструкторскими бюро. Помимо этого, в работе МАКС-21 принимают участие три предприятия Казкосмоса: бывший «Казкосмос», переименованный в АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» («ҚҒС»), АО «Республиканский центр космической связи» (РЦКС), АО «СП «Байтерек».

По словам управляющего директора АО «НК «Казахстан Инжиниринг» Санияра Айтекенова, казахстанская сторона во время работы выставки намерена заключить более ста соглашений и меморандумов с зарубежными партнёрами.

«Мы сами производим запасные части для всех производителей российской техники, которая собирается у нас, а также иностранной авиационной техники. Наша страна постепенно становится конкурентным игроком в сфере авиации, и мы стараемся сотрудничать с производителями со всего мира», – отметил Айтекенов.

Результаты стратегического партнёрства

Кстати, первый же полноценный день работы выставки сразу принёс позитивные результаты: членами казахстанской делегации подписано несколько судьбоносных для национального авиастроения документов.

Первым был подписан трёхсторонний меморандум между АО «НК «ҚҒС» и российскими предприятиями АО «Главкосмос» и АО «Спутниковая система «Гонец», предусматривающий сотрудничество в различных областях космической деятельности, в том числе в использовании технологий спутниковой связи на базе спутниковой системы «Гонец» на территории Казахстана.

«Мы рады, что сотрудничество в космической сфере с Россией продолжает развиваться, это открывает для наших стран большие перспективы, как в научной, так и высокотехнологичной области. Думаю, что обоюдное стратегическое партнёрство обеспечит в обозримом будущем широкий потенциал для востребованности и освоения новых профессиональных навыков, возникновения профессий, требующих инновационного подхода», –- подчеркнул заместитель председателя правления компании АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» генерал-майор авиации, лётчик-космонавт РК Айдын Аимбетов, подписавший документ от казахстанской стороны. Кроме того, компания «Kazakhstan Gharysh Sapary» заключила соглашение с Центром авиационной науки о совместных российско-казахстанских программах в области космоса.

Ну и, наконец, как стало известно к вечеру среды, подписано ещё несколько знаковых казахстанско-российских документов – об организации на территории Казахстана лицензионного сборочного производства автоматов Калашникова и покупке ТОО «Казахстанская авиационная индустрия» (КАИ) 20% доли участия в ООО «Байкал-инжиниринг» (дочерней компании АО «Уральский завод гражданской авиации»).

Таким образом, КАИ инвестирует миллиард рублей в создание лёгкого многоцелевого самолёта (ЛМС) «Байкал» (вместо эксплуатируемого уже более 50 лет знаменитого «кукурузника» Ан-2), и будет участвовать в его производстве. Основные параметры «Байкала»: 2 тонны полезной нагрузки, дальность полёта – 1,5 тысячи километров, крейсерская скорость – 300 километров в час, взлёт с грунтовых полос с 250 метров. В планах производителей – экспорт ЛМС в Восточную Европу и Африку. Что касается современного стрелкового оружия типа АК-12 и АК–15, то его производство на базе кокшетауского завода «Тыныс» стартует уже в августе этого года.

Напомним, что Международный авиационно-космический салон (МАКС) – это выставка достижений авиационно-космического комплекса России и ярмарка новейшей авиатехники ведущих стран мира. Традиционно она сопровождается демонстрационными полётами летательных аппаратов. МАКС проводится в подмосковном Жуковском один раз в два года, по нечётным годам. Входит в десятку крупнейших авиасалонов мира, в числе которых, например, Le Bourget, Farnborough, ILA Berlin Air Show, Dubai Airshow и Airshow China. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, в этом году в работе авиафорума участвуют более 40 стран, он соберёт 140 тысяч специалистов, более 570 тысяч участников и гостей, и продлится с 20 по 25 июля.

Самое читаемое
Exit mobile version