Профиль

Облачная канцелярия

В июле 2017 года стартовала масштабная реформа наличных и безналичных расчетов с населением. Она предусматривает поэтапный переход предпринимателей на использование онлайн-касс. Это оборудование позволяет выдавать покупателю как бумажный, так и электронный чек, а также передавать информацию о совершенной операции в налоговые органы. Полный переход на онлайн-кассы планируется завершить к 1 июля 2019 года. Реформа изменит работу нескольких миллионов предпринимателей. Она призвана сократить издержки бизнеса, вывести сектор торговли и услуг из тени, тем самым увеличив налоговые доходы бюджета.

©

Умный посредник

Введение онлайн-касс в России проходит в рамках реализации Федерального закона № 54‑ФЗ. Реформа привела к созданию принципиально новой схемы взаимодействия предпринимателей и фискальных органов. Между ними появился посредник – оператор фискальных данных (ОФД). Новая структура – коммерческая организация, главная функция которой – прием и передача информации обо всех платежах в электронном виде, а также ее хранение на облачном сервере.

Обязательным условием для работы онлайн-кассы является подключение ее к Всемирной паутине. Доступ может быть обеспечен через проводной или мобильный интернет, по Wi-Fi и GPRS. Алгоритм такой – в момент оплаты покупателем товара или услуги онлайн-касса передает в ОФД запрос на одобрение операции. В свою очередь, ОФД автоматически формирует так называемый фискальный признак чека, который отправляется продавцу. Без подтверждения транзакция не состоится. Эта операция занимает всего около секунды, так что ни покупатель, ни кассир задержки физически не замечают.

Информация о совершенных платежах аккумулируется в ОФД и в конце дня передается в налоговые органы. Данные хранятся не только на облачном сервере посредника, но и в фискальном накопителе онлайн-кассы. Покупатель может попросить электронный чек, который продавец отправит на почтовый ящик или на номер мобильного телефона.

«Покупателям отвели роль «народного контроля». На сайте, который указан в чеке, можно проверить, какие сведения о покупке переданы оператору. Если чек не найдется или данные разойдутся с реальностью, можно сообщить в ФНС. Накопив критическую массу таких сигналов, инспекция назначит проверку продавца», – говорит эксперт по финансам и налогам «Градиент Альфа» Алексей Рыжков.

Выход из тени

Эксперты уверены, что результатом введения онлайн-касс станет вывод ритейла из тени. Те, кто большую часть прибыли получал «в серую», при такой системе контроля будут вынуждены либо уйти с рынка, либо изменить принцип работы, считает Рыжков. По его словам, готовность к полному переходу уже сегодня достаточно высокая: в реестре 114 моделей контрольно-кассовой техники (ККТ), передачу данных в налоговые органы обеспечивают 16 операторов фискальных данных, а в реестр экспертных организаций включены восемь компаний.

В свою очередь, директор по развитию бизнеса фискальных решений компании АТОЛ Юлия Русинова напоминает, что в России в прошлом году работало 1,52 млн онлайн-касс, которые установили более 470 тысяч предприятий торговли и сферы услуг. Всего было пробито 23 млрд чеков. По словам главы ФНС Михаила Мишустина, ежедневно служба фиксировала примерно по 100 млн операций онлайн.

В комплексе с другими информационными решениями ФНС это позволяет создать такую систему, которая сведет к минимуму выездные налоговые проверки или даже позволит не применять их вовсе. По мнению Русиновой, бизнес получает от 54‑ФЗ ряд преимуществ. Во‑первых, создание единых условий для честной конкуренции, во‑вторых, упрощается взаимодействие с налоговой – у предпринимателей появилась возможность регистрировать кассовые аппараты без визита в инспекцию – через личный кабинет на сайте ФНС.

«Со временем онлайн-кассы будут для государства не только инструментом контроля за сбором налогов. Они станут важным элементом в системе учета продаж маркированной продукции, обеспечивая дополнительную защиту прав потребителей. Словом, взятый государством курс на цифровую экономику будет менять привычное ведение бизнеса и в целом упрощать коммуникации между всеми участниками рынка торговли (государством, предпринимателями и потребителями)», – подчеркнула Русинова.

Кроме того, переход на онлайн-кассы открыл новые возможности для совершенствования облачных технологий. Сведения о продажах через облачную кассу накапливаются в базе данных и могут быть доступны руководству компаний для анализа и принятия управленческих решений и прогнозирования, отметил Рыжков.

Аналогичной точки зрения придерживается депутат Госдумы Михаил Щапов. «Нам все равно придется идти по пути внедрения современных технологий во все сферы бизнеса. Это вопрос сохранения конкурентоспособности экономики, снижения издержек, повышения производительности труда», – убежден он.

Теперь государство сможет получать информацию практически обо всех покупках на территории страны, а значит, сможет существенно повысить контроль над собираемостью налогов. Проводить средства покупателей «мимо кассы» станет теперь сложнее, поскольку помимо дополнительного контроля уже изменятся и ожидания клиентов, у которых в скором времени войдет в привычку получать чек за каждую покупку в виде электронного письма или SMS-сообщения.

«Критики закона говорят, что малый бизнес может уйти в тень, но те, кто хотел уйти в тень, уже ушли, а с новой системой это станет сложнее», – говорит доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков.

В то же время в нововведении эксперт видит и неоспоримые преимущества для бизнеса – если финансовый накопитель начнет пересылать данные о транзакциях в ФНС без участия предпринимателя, то ему не нужно будет тратить силы и время свое или своих работников на регулярные посещения местного отделения налоговой инспекции для сдачи лент кассовых аппаратов.

Впрочем, существуют и барьеры: от незнания, кто обязан работать на кассе и как должен быть организован процесс, до завышенных цен на оборудование и сложности самостоятельного сбора «коробки» из четырех компонентов (касса, ПО, ОФД, канал связи). Эксперты называют это «боль малого бизнеса, в котором в лучшем случае есть приходящий IT-специалист или один штатный системный администратор». Их совет предпринимателям – быть более разборчивыми при выборе оборудования. На рынке есть готовые решения, которые избавляют от необходимости собирать онлайн-кассу в кустарных условиях.

Олег Сушков, руководитель направления развития облачного ритейла МТС:
«Рынок онлайн-касс показывает больший потенциал, чем ожидали регулятор и даже сами игроки. По данным ФНС, сегодня в России действует более 1,5 млн касс, в то время как прогноз по итогам 2017 года не превышал 1,1 млн устройств. Сегмент развивается сразу во всех направлениях: продажа контрольно-кассовых аппаратов, программных решений, мобильных приложений и онлайн-сервисов, услуг операторов фискальных данных. Однако клиенту приходится самому компоновать «продуктовую корзину», причем еще и контролировать, соответствуют ли элементы нормам законодательства. Наиболее ценны на этом рынке комплексные экосистемы для работы с фискальными данными от одного поставщика. Это логично: клиент хочет одним подключением организовать весь бизнес-процесс. МТС осенью 2017-го приобрела стартап, разрабатывающий облачное и товароучетное ПО, а принадлежащий МТС системный интегратор «Энвижн Груп» стал аккредитованным ФНС оператором фискальных данных. Дополнив выход на рынок онлайн-касс существующими инфраструктурными мощностями, каналами связи оператора и линейкой кассовой техники от ведущих поставщиков, мы представили комплексное и выгодное для клиентов решение. Касса доступна для покупки на сайте и в розничных салонах МТС. Массовый сбой в работе онлайн-касс в конце 2017 года наглядно показал необходимость выбирать надежного поставщика с гарантированным качеством сервиса».

Время – деньги

Переход на контрольно-кассовую технику нового образца осуществляется в несколько этапов и завершится 1 июля 2018 года. Решение этой задачи требует от бизнеса не только дополнительных финансовых затрат, но и времени на подготовку.

Сети магазинов может понадобиться почти полгода, чтобы перейти на новые кассы, говорит Рыжков. По его словам, много времени уходит на то, чтобы все спланировать, рассчитать бюджет, подготовиться, протестировать новую систему и т. п.

Откладывать переход на последний момент рискованно – у поставщиков элементарно может не хватить на всех онлайн-касс. Нельзя забывать и о том, что внедрение облачных технологий позволит предпринимателям снизить издержки. «Все продажи можно регистрировать на одной кассовой машине, установленной в центральном офисе, а кассовые чеки распечатывать в офисах продаж на принтерах», – пояснил собеседник «Профиля».

Еще один важный нюанс. В законодательстве предусмотрен налоговый вычет при покупке онлайн-ККТ в размере до 18 тысяч рублей за один кассовый аппарат. Льгота предоставляется предпринимателям, которые раньше не работали с ККТ. Какое-то время они не будут платить налоги, пока не компенсируют расходы на приобретение нового оборудования.

«Использование онлайн-касс позволит предпринимателям получить удобный инструмент для аналитики – на основе полученных данных можно будет принимать решения по ассортименту, распределению нагрузки при пиковых продажах», – комментируют в «МегаФоне».

Ицаков не согласен с утверждением, что якобы высокая стоимость онлайн-касс, услуг интернет-провайдеров и операторов фискальных данных заставит предпринимателей уводить свой бизнес в тень. «На самом деле современные POS-системы разворачиваются и на обычном планшете, поэтому для малого бизнеса новая система сулит скорее экономию средств и времени, а не дополнительные расходы», – пояснил он.

Новые горизонты

Необходимость подключения торговых касс к интернету и рост доли безналичных платежей в малом и среднем бизнесе дали сотовым операторам новый рынок сбыта объемом десятки миллиардов рублей. Операторы «большой тройки» предлагают ряд комплексных решений, пакеты услуг для работы с онлайн-кассами.

«Якорные рынки услуг операторов мобильной связи перестали экстенсивно расти. Уже несколько лет операторы пытаются ответить на непростой для себя вопрос – где найти новые источники роста выручки», – говорит партнер компании «Делойт», СНГ Антон Шульга.

По его словам, некоторые инициативы операторов связаны с выходом в абсолютно новые для них сегменты – финансовые услуги, контентные сервисы, рекламный рынок и т. д. Рынок кассового оборудования вполне вписывается в эту стратегию, уверен Шульга.

«Многие предприниматели до сих пор ведут учет продаж в тетрадке, и для них это будет первая автоматизация основных бизнес-процессов. Наша «МТС. Касса» даст малому бизнесу уровень автоматизации, как у большого ритейла», – подчеркивает Олег Сушков, руководитель направления облачного ритейла МТС.

В компании напоминают, что по цене 500 рублей в месяц клиент получает кассовое ПО, функционал складского учета, управление закупками, бизнес-отчетность (средний чек, продаваемые позиции и другое), маркетинговые инструменты, полный набор официальных документов (кассовая книга, счет-фактура и другое). В результате предприниматель обладает полной картиной бизнеса, а значит, сможет быстрее принимать решения и увеличивать эффективность.

Смысл касс нового образца в том, чтобы в режиме реального времени передавать информацию о каждой проведенной транзакции с каждого кассового аппарата через оператора фискальных данных в ФНС, говорит Ицаков. В его понимании операторы фискальных данных – своего рода провайдеры, обеспечивающие «подключение» кассовых аппаратов к серверам ФНС.

«Неудивительно, что крупнейшие операторы мобильной связи (которые также являются крупнейшими поставщиками мобильного интернета в стране) зарегистрировались в качестве операторов фискальных данных – они уже обладают всей необходимой инфраструктурой для процессинга данных с кассовых аппаратов клиентов и для интеграции с ФНС», – говорит Ицаков.

С одной стороны, эта услуга в какой-то степени комплиментарна по отношению к услугам сотовой связи (такие кассы должны иметь постоянный выход в интернет, который может давать оператор), а также к банковским услугам (РКО для собственного банка или лидогенерация для банка-партнера), дополняет коллегу Шульга.

«С другой стороны, онлайн-кассы, возможно, дадут оператору доступ к новому пласту данных о его абонентах (а также об абонентах конкурентов) – на что именно и где именно они тратят деньги», – подчеркнул эксперт.

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова напомнила, что операторы инвестируют в развитие нового направления бизнеса. В октябре 2017 года МТС приобрели более 51% в капитале компании LiteBox (ООО «Облачный ритейл»), которая занимается разработкой софта для автоматизации розничной торговли, в частности, онлайн-кассами. К тому же у МТС есть аффилированный МТС-банк, поэтому оператор имеет возможность предложить своим клиентам полный набор банковских услуг.

«Это имело значение для МТС, чтобы выйти на рынок онлайн-касс в качестве поставщика готовых решений для кассового обслуживания корпоративных клиентов. Компания намерена расширить точки присутствия в России и обеспечить себе конкурентное преимущество», – пояснила Мильчакова.

Аналогичные проекты реализуют и другие компании из «большой четверки». Например. «МегаФон» в апреле прошлого года совместно с партнерами OFD.ru запустил комплексное решение по работе с онлайн-кассами. В пакет входит SIM-карта с поддержкой передачи фискальных данных, специальный тариф для кассовой техники, M2M-платформа для дистанционного мониторинга. «Билайн» также включен в реестр ОФД, объединяющий 17 компаний.

Расширение числа операторов облачных фискальных данных полезно для бизнеса и покупателей. «Участники рынка конкурируют между собой в борьбе за клиентов и, соответственно, цены на свои услуги не завышают. Поэтому нововведение не приведет к подорожанию товаров и услуг», – подытожила Мильчакова.

Самое читаемое
Exit mobile version