«Естественно, остаются вопросы в отношении привилегированных акций РЖД, в отношении ряда других компаний. Надо продолжать работу над преобразованием "Почты России". Дискуссия всегда будет продолжаться, в том числе по крупным активам», — прокомментировал принятый план источник в правительстве.
Старший аналитик по банковскому сектору инвестиционной компании «АТОН» Михаил Ганелин пояснил «Профилю», что в последние годы желание приватизировать те или иные предприятия у государства присутствует постоянно.
«Они уже приватизировали пакет акций "Алроса", "Роснефти", переодически обсуждали приватизацию "Софкомфлота", но им все время что-то мешало: кризис, санкции, неблагоприятная рыночная ситуация, а поскольку продавать судоходную компанию никто не хочет, то с повестки дня ее приватизация никогда не сходила», — отметил он.
По словам аналитика, теперь правительство подтвердило и обновило задуманные ранее планы. Разговоры о том, что рано или поздно возникнет необходимость приватизировать РЖД, «Почту России» и ВТБ, велись давно, но некоторые из крупных госактивов по-прежнему к этому не готовы.
«Поскольку правительство приняло план приватизации на 2017-2019 годы, то активы, которые уже готовы к приватизации, в частности "Софкомфлот", могут быть приватизированы сейчас, а такие активы, как "Почта России" и РЖД, еще не готовы пройти процесс подготовки. Стоит отметить, что "Почта России" до сих пор является федеральным государственным унитарным предприятием, и компанию, как минимум, нужно акционировать, проведя большую работу по развитию ее эффективности. У правительства также есть вопросы на тему того, какую форму приватизации необходимо взять за основу: должна ли это быть IPO на рынке с распродажей среди множества инвесторов, или процесс следует обставить иначе», — объяснил эксперт.
Ганелин полагает, что со временем план правительства будет полностью реализован, но в данный момент к приватизации полностью готов лишь «Софкомфлот».
«Они также собирались приватизировать и ВТБ, но процесс слегка приостановлен из-за того, что банк находится под санкциями. Обсуждался недавно вопрос и о том, в какой форме приватизировать РЖД — будет ли это один стратегический инвестор или несколько», — сообщил эксперт. Аналитик подчеркнул, что в последнее время правительству активно ставят в упрек тот факт, что доля государства в экономике слишком высока, и ее необходимо срочно снижать. Аналитик отметил, что и само правительство с этим абсолютно согласно.
Ганелин также отметил, что на примере приватизации крупных структур видно, что государство активно старается снизить свое участие в экономике. Аналитик также обратил внимание на то, что приватизация структур не только способствует появлению миноритарных акционеров, но и повышает прозрачность и эффективность приватизированных компаний.
«Есть такая аксиома: государство как собственник менее эффективно, нежели частник. Стоит также подчеркнуть, что в условиях непростой экономической ситуации продажа государством части пакетов акций посредством приватизации поможет существенно пополнить государственный бюджет», — заключил он.