Какую инфляцию чувствует потребитель
В сентябре наблюдаемая населением инфляция (та, которую ощущают на себе потребители), по данным российского Центробанка, составила 21,5%, то есть в полтора с лишним раза больше индекса цен Росстата. Но есть и более интересные цифры.
ЦБ РФ взял паузу: впервые за полгода ключевая ставка осталась неизменной
Исследовательский холдинг «Ромир» представил результаты исследования «Динамика дефлятора FMCG в сентябре». В нем показано, как изменялись цены на товары повседневного спроса (Fast Moving Consumer Goods, FMCG) – продукты питания, товары для гигиены, моющие средства и т. п. Доля этой категории в общем объеме затрат россиян, по расчетам, в сентябре 2022 года составила 48%. И эти товары по состоянию на первый осенний месяц в годовом исчислении подорожали на те же 48% – в два с лишним раза больше наблюдаемой инфляции по цифрам ЦБ и в три с половиной раза больше официальной инфляции по цифрам Росстата. В «Ромир» подчеркивают, что эксперты холдинга в своих вычислениях ориентируются не на ценники в магазинах, а на чеки покупателей, поэтому дефлятор FMCG «замеряет цены на корзину продуктов, которую фактически покупают россияне».
Экономисты признают: персональная инфляция каждого из нас действительно может очень сильно отличаться от той, что показывает Росстат. Дело в том, что в официальную инфляцию включено слишком много позиций, и данный показатель немного размывается, выходит нечто вроде средней температуры по больнице. Так, при расчете индекса потребительских цен российское статистическое ведомство использует корзину примерно из 500 товаров и услуг, многие из которых значительной части россиян недоступны в принципе: драгоценности, элитное жилье, автомобили люкс-класса, премиальный отдых. Более того, даже такие товары, как электроника, стройматериалы или дешевые автомобили, люди покупают не каждый день, да и услугами мы пользуемся далеко не всеми.
Как заметил главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, у каждого из нас свой набор товаров, который, как правило, не совпадает с неким усредненным набором. Мы легко можем собрать корзину из совершенно необходимых вещей, которые дорожают опережающими темпами, и получим персональную инфляцию в несколько раз выше средней. Берем спички (они за 10 месяцев подорожали на 48%), мыло (+43%), женские прокладки (+43%), маргарин (+40%), сахар (+38,1%), шампунь и зубную пасту (+35%), анальгин (+29%), корвалол (+21%), сухие корма для домашних животных (+26%). Общий средний рост цен у нас получится 35,9%. А по данным Росстата на 31 октября, индекс потребительских цен за 10 месяцев составил 10,71%. Так что промежуточный вывод: как ни крути, многие товары повседневного спроса действительно дорожают заметно сильнее неких средних величин.
Хитрости подсчетов
Любая цифра обусловлена методикой расчета, которую использовали со всеми содержащимися в ней ошибками, неточностями и, самое главное, с набором сравниваемых продуктов, пояснил «Профилю» эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. «Я видел личные исследования людей, когда они сами пытались посчитать инфляцию, и у них выходил результат, достаточно близкий к официальному», – говорит эксперт.
Бюджет в сапогах: сможет ли российская экономика пережить объявленную мобилизацию
По словам Марка Гойхмана, наблюдаемая инфляция практически всегда выше среднестатистической. Но динамика обоих показателей «всегда направлена в одну и ту же сторону»: увеличивается индекс потребительских цен – растет и наблюдаемая инфляция, и наоборот. Если в сентябре инфляция, рассчитываемая Росстатом, и наблюдаемая потребителями инфляция (по данным ЦБ) составили соответственно 13,7% и 21,5% в годовом исчислении, то в октябре оба показателя снизились до 12,7% и 18,2%.
Более того, есть интересная закономерность: чем быстрее растут цены, тем меньше дельта между официальной и наблюдаемой инфляцией, и наоборот. Например, в допандемийном 2019 году при официальной инфляции чуть выше 3% наблюдаемая инфляция превысила 9% – разница в три раза.
Игорь Сафонов рассказал, что Центр развития подсчитывал индекс цен на повседневные товары и услуги, «которые население использует фактически каждый день». Список включал в себя все продовольственные товары, за исключением алкогольных напитков и общественного питания. Из непродовольственных товаров брались: моющие средства, бензин, медицинские товары, табачные изделия – все то, что значительная часть потребителей покупает ежедневно. Плюс набор бытовых услуг: транспорт, связь, ЖКХ. По итогам сентября инфляция повседневного спроса составила 11,88%. «Получилось даже ниже общего показателя от Росстата, но это за счет удешевления продовольственных товаров в части овощей», – пояснил Сафонов.
Нужно ли бояться гиперинфляции
На ближайшие месяцы эксперты прогнозируют дальнейшее замедление инфляции в РФ. Экономист Олег Вьюгин отмечал, что скачок цен, который произошел весной, сразу после начала военной операции на Украине, был связан «с острым падением рубля». А в российской экономике «падение рубля – это всегда сигнал к повышению цен», вот многие участники рынка и повысили их с большим запасом. Но паника оказалась преждевременной, рубль вскоре стал очень быстро укрепляться, соответственно, цены замедлили рост, а кое-где даже отыграли вниз.
Как российские инвесторы адаптируются к новым реалиям на финансовом рынке
Игорь Сафонов считает, что ситуация на товарных рынках и общее инфляционное давление в мире не дают предпосылок для ожидания всплеска инфляции в нашей стране – по итогам года она должна быть на уровне 12,2%. Сильного замедления, впрочем, тоже не будет, поскольку резкого падения спроса не произошло, а стабильный спрос поддерживает экономическую активность, доходы и динамику цен.
Вообще, потребительский спрос и его перспективы – это один из наиболее дискуссионных моментов. Ведь свой вклад в замедление инфляции вносит изменение потребительского поведения сограждан: прежде тратили, теперь стараются экономить. Подтверждение этому – динамика розничной торговли, которая несколько месяцев показывала минус 10%. Некоторые эксперты вдобавок прогнозируют сокращение ассортимента магазинов в пользу более простых и дешевых продуктов (условно – больше молока и меньше йогуртов).
В качестве причин этих процессов указывается снижение доходов населения (что, кстати, тоже замедляет инфляцию). Пока темпы снижения невелики: за первый квартал – примерно минус 1%, за второй – около минус 2%. Падение доходов за первое полугодие составило 1,4%. Профессор МГУ Наталья Зубаревич полагает, что поддержать уровень доходов помогли индексация пенсий на 10%, повышение прожиточного минимума (это позволяет расширить круг получателей пособий), а также повышение на 10% минимальной заработной платы.
В целом в этом и следующем году отдельные группы товаров могут резко возрастать в цене, но в целом темпы инфляции будут снижаться. Центробанк дает прогноз на 2023 год в 5–7%. Марк Гойхман полагает, что этот уровень «может быть преодолен» и инфляция поднимется до 9–10%, но в любом случае цифра будет меньше той, что мы увидим по итогам 2022-го. Что касается «народной инфляции», прогнозы по ней, как и положено, «выше средней температуры». Согласно октябрьским данным фонда «Общественное мнение», в ближайшие 12 месяцев россияне ожидают роста цен на 12,8%.