Для создания «яркого, полезного, интересного контента для молодежи в интернете» любой желающий может предложить на конкурс свой проект для соцсетей, мессенджеров, интернет-СМИ, игр, программного обеспечения. Условия конкурса пока не конкретизированы, но, судя по всему, игра стоит свеч, ведь государство намерено выделить на поддержку блогосферы 2,4 млрд рублей в ближайшие три года.
Пятая власть
Почему государство решило поучаствовать деньгами в блогосфере, понятно. Вопрос только в том, почему так поздно? По суточному охвату интернет уже опередил телевидение. Так, по данным аналитической компании Mediascope, в день в сеть заходит 75% горожан, а телек смотрят 70%. Причем аудитория ТВ — люди преимущественно в возрасте 45+. И зарабатывает на рекламе интернет больше.
В 2018 году доход онлайн-компаний составил 203 млрд рублей, а телевидения — 187 млрд., подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России. По итогам прошлого, 2019 года, констатировал Минкомсвязи, блогеры смогли заработать на рекламе 10-15 млрд рублей, и «это сопоставимо с объемом рекламы на всех радиостанциях РФ».
Эти деньги «не дополнительные», объясняет тенденцию замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. «Они перераспределились из тех рекламных бюджетов, которые пришли на рынок, - говорит он, - следовательно, их недополучили те люди, которые профессионально считают себя представителями индустрии, которые производят контент».
И это только реклама, а есть ведь еще и донаты — добровольные пожертвования в поддержку блогеров и их проектов. Топ заработков российских блогеров выглядит внушительно. Пятилетняя Настя Радзинская из Краснодарского края вошла в тройку лидеров Forbes самых высокооплачиваемых
Серия видео о том, как протекает жизнь девочки, которой диагностировали ДЦП, собрала десятки миллионов подписчиков по всему миру, а сама Настя за год заработала $18 млн. Список российских знаменитостей от Forbes на четверть состоит из блогеров. Среди них: Настя Ивлеева с годовым доходом в $0,9 млн, Юрий Дудь ($1,4 млн), Wylsacom ($2,7 млн), Kate Clapp ($0,5 млн), Саша Спилберг ($0,7 млн), Макс +100500 ($0,7 млн) и другие.
«Пятой властью» назвала блогеров исследовательская компания Brand Analytics. Это так называемые «инфлюенсеры» — лидеры мнений в блогосфере. «Профиль» подробно рассказывал, как зарабатывают блогеры, продвигающие игры (летсплееры). Среди самых влиятельных также мастера «распаковки» (обзоры товаров), развлекательного, журналистского контента.
Паутины хватит каждому
В целом понятно: будущее за покорителями интернета. Но что будет, если все станут блогерами? С одной стороны, стремительное развитие технологий порождает серьезные изменения в человеческой психике. Шопоголизм, самоизоляция, гиподинамия — сопутствующие новой революции болезни, и «Профиль» подробно разбирал влияние гаджетов на здоровье.
Кроме того, достаточно широкая свобода в Сети практически никак не ограничивает рекламный контент. В ней может быть практически все, что угодно. «Несмотря на запрет рекламы букмекерских платформ и различного рода игровых “рулеток”, где можно выиграть скины (цифровой инвентарь – «Профиль»), блогеры продолжают вставлять интеграции в свои ролики, - приводит пример эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. - Беда в том, что это привлекает внимание школьников, которые еще не способны осознать вредоносность получаемой информации».
Но, с другой стороны, интернет-пространство дает невероятные возможности как для развития бизнеса, так и для реализации собственных талантов и возможностей. «Всплывая в топ просмотров, развлекательный контент из соцсетей монетизирует себя через прямую и косвенную рекламу, через продвижение личных услуг или услуг рекламодателей», - говорит шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев.
Скажем, молодая, но уже страшно популярная (особенно среди российских детей) китайская соцсеть коротких видео TicToc многих ужаснет примитивным контентом. То же самое можно сказать и о Likee. «Но для многих детей и подростков даже это —своеобразный способ научиться держаться перед видеокамерой, выставить себя на всеобщее обозрение без боязни выглядеть нелепым или смешным в глазах других, опробовать определённый жизненный образ», - показывает положительную сторону общения в этих сетях эксперт.
Да и вполне серьезного, профессионального уровня, научного и познавательного контента в Сети тоже не мало. Более того, именно благодаря сфере изгнанный с ТВ научпоп превратился в новый, мега популярный тренд. Именно в Сети воспряла и гибнущая телевизионная журналистика.
Там же развиваются творческие и благотворительные проекты. «Путь от творца к ценителям творчества, от фрилансера к заказчику, от ведущего интересного вебинара или тренинга к аудитории становится как никогда короток, одновременно убирая необходимость у такого мастера своего дела ежедневно заниматься выедающей его изнутри рутиной», - говорит Петр Пушкарев.
Цифровой менеджер, блогер, таргетолог, эсэеэмщик — все это новые профессии, порожденные новыми технологиями и выросшими на них цифровыми гигантами Apple, Facebook, Google и других. И теперь цифровая составляющая экономики стала приоритетной. А значит, за ней постоянно нужно успевать.
«Если раньше мы хотели стать космонавтами и моделями, а становились юристами и экономистами, то у современных детей другие желания — они хотят стать блоггерами, и их активная жизнь в социальных сетях тому подтверждение», - говорит специалист аналитического отдела компании «ФинИст» Елена Мороз.
И выиграет тут та страна, подчеркивает она, которая будет производить такой контент быстро, дешево и выгодно. И опасаться того, что все повально начнут зарабатывать в Сети и экономика рухнет, не стоит, успокаивает эксперт: экономика просто станет другой, в ее основе будет искусственный интеллект. «Конечно, государство будет поощрять блогосферу для того, чтобы такая ниша не оказалась вне контроля, а работала на благо страны, - заключила она. - Времена не выбирают».