- Последний выстрел Сонного Джо
- Все флаги в гости к ним
- Что скажет Трамп
- «Пряник» для Индии
- Смогут ли США снизить цены на нефть
Последний выстрел Сонного Джо
Морской экспорт нефти на протяжении января действительно продолжал расти: в последнюю неделю месяца отгрузки на танкеры увеличились на 9% по сравнению с предыдущей – такие данные приводят эксперты Института энергетики и финансов (ИЭФ). И это несмотря на ужесточение санкционных ограничений. Не далее как 10 января министерство финансов США опубликовало новый перечень рестрикций, который наблюдатели сразу назвали беспрецедентным по жесткости.
В так называемый SDN List (Список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц) внесены десятки структур, принадлежащих «Газпром нефти» и «Сургутнефтегазу», проект «Роснефти» «Восток Ойл», а также действующие СПГ-производства. Под блокирующими санкциями оказались крупнейшие российские страховщики морских перевозок – «Ингосстрах», «Согаз», «АльфаСтрахование». Под санкции также попали несколько компаний-нефтетрейдеров и 180 танкеров, которые, по версии американских чиновников, перевозили российскую нефть, проданную дороже ценового потолка.
Почему в 2024-м США и ЕС стали чаще применять вторичные санкции
Негативные последствия не заставили себя ждать. В середине января агентство Bloomberg со ссылкой на данные французской аналитической компании Kpler сообщило, что у берегов Китая застряли и не могут разгрузиться пять танкеров с 4 млн баррелей российской нефти на борту. Чуть раньше тот же Bloomberg, ссылаясь на неназванного индийского чиновника, заявил, что Нью-Дели не станет принимать нефть с танкеров, попавших под рестрикции США, а индийские банки впредь будут требовать от владельцев судов сертификаты, подтверждающие, что нефть не приобреталась у компаний из санкционного списка.
Эксперты признают: новые ограничения со стороны Соединенных Штатов – штука для российских нефтяников весьма неприятная. Включение в санкционный список примерно четверти судов «теневого флота» неизбежно приведет к удорожанию логистики, а следовательно, и к росту издержек при доставке нефти и нефтепродуктов покупателям в Китае и Индии. Впрочем, полностью пресечь работу «теневого флота» практически невозможно. По словам главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова, он насчитывает порядка 800 судов, кроме того, это очень гибкая структура, ведь к «теневому флоту» де-факто относится любое судно, перевозящее российскую нефть в обход западных ограничений и страхующееся не у западных страховщиков. Мировой танкерный флот в прошлом году оценивался более чем в семь тысяч судов; сегодня договорились с одними перевозчиками, завтра – с другими, попробуй уследи за всеми.
Все флаги в гости к ним
Другая проблема, связанная с рестрикциями против «теневого флота», – отзыв «удобных» («дешевых») флагов, под которыми ходят танкеры с нашей нефтью. Впрочем, этот процесс начался не сегодня, и к нему нефтяники тоже вполне приспособились. В 2023 году под давлением США, Великобритании и Евросоюза сразу три страны – Панама, Либерия и Маршалловы Острова – лишили своих флагов сотни танкеров, уличенных в перевозке российской нефти, проданной в обход западных ограничений. Пришлось переключиться на флаги Панамы и Барбадоса. Теперь и эти страны намерены отозвать флаги у судов, попавших под санкции. Значит, придется переходить под «удобные» флаги африканских стран вроде Габона или Танзании.
Наконец, третья проблема – страховка. Коль скоро под блокирующими санкциями США оказались ведущие российские страховщики, нужно думать о расширении пула компаний, готовых страховать перевозку российской нефти, а также согласовать новый список с покупателями – Китаем и Индией. Работа в этом направлении уже идет. Так, агентство Reuters в конце января сообщило, что Индия разрешила российской компании «Согласие» страховать танкеры, входящие в порты страны. Кроме того, несмотря на последний санкционный демарш Вашингтона, Нью-Дели все же продлил на пять лет разрешение пользоваться страховыми услугами российских страховщиков, внесенных в черные списки.
Как видим, большинство проблем, связанных с американскими ограничениями, так или иначе решаются. Однако каждое такое решение связано с дополнительными издержками. По словам Алексея Громова, после введения январских санкций стоимость фрахтовки танкеров для перевозки российской нефти на Восток подорожала примерно вдвое. Прежде ставка составляла порядка $8 за баррель нефти, теперь – $16. Сегодня российская нефть продается в Индию по цене $63–65 за баррель и, как правило, на условиях DAP (Delivered at place, англ. «Поставка к месту назначения»), то есть продавец несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара к месту назначения.
Порядок роста издержек более-менее ясен, хотя, конечно, эти прикидки очень грубые, поскольку реальная стоимость перевозки варьируется от партии к партии, зависит от размеров танкера и т. д. К концу первого квартала должна появиться финансовая статистика (на базе финотчетности компаний), как изменились доходы от нашего нефтяного экспорта, и тогда можно будет оценить последствия новых американских рестрикций.
Но как же объяснить рост отгрузок после объявления новых рестрикций? Все очень просто. Увеличение экспорта нефти, которое мы наблюдаем сейчас, связано с отсрочкой в действии санкций. Танкерам, попавшим в санкционные списки, разрешено загрузиться до 10 января и сдать товар до конца февраля. Вот и пытаются за это время продать по максимуму.
Американцы не готовы предлагать столь же заманчивые цены на углеводороды, как российские поставщики
Рамиль Ситдиков/РИА НовостиЧто скажет Трамп
Впрочем, самое интересное ждет отечественных нефтяных экспортеров впереди. Рынок буквально застыл в ожидании, как поведет себя новая американская администрация во главе с Дональдом Трампом. Станет ли команда Трампа усиливать санкционное давление на Россию и ее нефтегазовый комплекс, ослабит его или сохранит на текущем уровне? Пока ситуация подвешенная, словно новый президент взял тайм-аут.
Эксперты не исключают, что, если Москве и Вашингтону не удастся заключить сделку по Украине, возможны новое обострение геополитической ситуации и новый виток санкционных войн. Пока мы видим, что даже столь мощный инструмент, как включение в блокирующий список целой армады судов «теневого флота», на практике оказался не особо страшным. Однако у американских властей есть пара санкционных тузов в рукаве. Вернее, один туз, но зато козырной. Речь идет о введении вторичных санкций против покупателей российской нефти – компаний из Китая и Индии.
За экспорт в Китай особенно переживать не стоит. Около половины поставок (130 млн тонн нефти в год) в Поднебесную осуществляется по трубопроводам «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-1 и ВСТО-2) в рамках долгосрочных контрактов, этих объемов рестрикции не касаются в принципе. Ограничения могут затронуть исключительно нефть, перевозимую по морю. Но у Пекина есть огромный опыт работы с подсанкционным сырьем и неплохие логистические возможности для обхода санкций. Достаточно вспомнить, что только КНР да еще Сирия (до смены режима) решались приобретать нефть у Ирана – страны, которая находится под блокирующими санкциями США, то есть американцы в принципе запрещают покупать иранскую нефть. В отношении наших морских поставок черного золота лишь действует ценовой потолок $65 за баррель.
Так вот, Китай покупал и продолжает покупать нефть из Ирана, наладив перевалку с танкера на танкер в районе Малайзии. Главное же ноу-хау Пекина – выделение для работы с санкционным сырьем специальной инфраструктуры: логистических центров, банков, портов, которые не занимаются ничем иным, кроме решения этих вопросов. В случае чего аналогичные схемы могут использоваться и для работы с российскими энергоносителями. «Пекин может выделить небольшие порты регионального значения, – говорит Алексей Громов, – которые будут «заточены» исключительно под санкционную нефть из России и Ирана. Никакие вторичные санкции этим объектам не страшны». Поэтому долгосрочное взаимодействие Китая и РФ в нефтяной сфере особого беспокойства не вызывает.
Другое дело Индия. На сегодняшний день эта страна – крупнейший импортер нашей нефти, и, как прогнозируют западные аналитики, ее потребность в черном золоте будет расти. Но весь российский нефтяной трафик туда идет морским путем, а продажи осуществляются на спотовой основе, то есть в результате разовых сделок на бирже. Лишь совсем недавно Москва и Нью-Дели стали прорабатывать возможность заключения долгосрочных контрактов. В декабре прошлого года «Роснефть» и индийская перерабатывающая компания Reliance заключили соглашение сроком на 10 лет на поставку около 500 тыс. баррелей нефти в сутки. Отгрузка должна была начаться в январе 2025-го. Это крупнейшая нефтяная сделка между нашими государствами, ее стоимость при текущих котировках оценивается в $13 млрд в год. Впрочем, цены и объемы продаж будут пересматриваться ежегодно с учетом мировой конъюнктуры.
«Пряник» для Индии
К сожалению, пока данный контракт – исключение, а не правило. Российский нефтяной экспорт в Индию полностью зависит от рыночной конъюнктуры – кто из поставщиков предложит лучшую цену, тот и выиграл. Главными конкурентами наших нефтяников на индийском рынке являются ближневосточные компании, имеющие серьезное преимущество в силу географии: логистическое плечо между Индией и странами Ближнего Востока примерно втрое короче, чем логистическое плечо между Индией и РФ. Так что за рынок этой страны придется серьезно побороться.
Тени над потолком: как "тайный флот" позволяет России уходить от западных санкций
К слову, сразу после введения январских санкций индийцы начали мониторить рынок на предмет поиска альтернативных поставщиков. В числе кандидатов рассматривались Бразилия, Соединенные Штаты, ближневосточные государства. Проблема лишь в том, что все эти страны предлагают Индии нефть с премией по отношению к эталонной марке Brent. Иначе говоря, хотят продать дороже средней рыночной стоимости. И только Россия предлагает свою нефть с дисконтом. По словам Алексея Громова, в ближайшее время это будет основным инструментом в переговорах с индийцами. Тем более что определенный ресурс для предоставления скидок у нас есть. В 2022 году, когда отечественные сырьевые компании в пожарном порядке начали осуществлять поворот на Восток, скидка для индийских покупателей достигала колоссальных $40 за баррель. Правда, и нефть тогда стоила около сотни за баррель. В нынешней ситуации размер «санкционной скидки» может составлять $20–25 за баррель.
Именно в ценовую политику упираются, а вернее, разбиваются о нее нефтяные инициативы Дональда Трампа, пообещавшего нарастить добычу нефти и газа и увеличить продажи американских энергоносителей по всему миру. Индийцы не против покупки нефти у Соединенных Штатов. Министр нефти страны Хардип Сингх Пури даже подчеркнул: «Мы ожидаем увеличения объемов поставок энергоносителей из США». Вот только американцы не готовы предлагать столь же заманчивые цены, как российские поставщики. А индийцы сегодня неплохо зарабатывают на нашей нефти, производя из нее нефтепродукты и продавая их на европейском рынке. Еще в 2023-м эта страна в 2,5 раза нарастила экспорт своих нефтепродуктов в Евросоюз, став вторым по объему поставщиком после Саудовской Аравии. С дорогой американской нефтью такой фокус уже не пройдет, поэтому и интерес к ней весьма ограничен.
Смогут ли США снизить цены на нефть
Вообще обещания или угрозы Трампа добиться снижения цен на энергоносители выглядят исключительно словесными интервенциями именно потому, что американский лидер ничего не предлагает контрагентам в обмен на потенциальные уступки с их стороны. Американская администрация и не скрывает, что хочет снизить цены, но при этом максимизировать прибыль своих компаний.
Сейчас складывается специфическая ситуация, говорит Алексей Громов, когда одна страна пытается диктовать другим правила игры, подчеркивая при этом, что все «плюшки» и «пряники» намерена забирать себе. Поэтому вряд ли государства ОПЕК+ прислушаются к призывам Вашингтона нарастить поставки ради снижения цен. Совещание участников картеля 3 февраля уже подтвердило, что они не меняют свою политику по сокращению добычи как минимум до конца I квартала.
К тому же увеличение доли американских энергоресурсов на мировых рынках, о чем мечтает новый президент США, – это прямой удар по интересам участников ОПЕК+. В такой ситуации у стран картеля нет никаких резонов идти навстречу пожеланиям Трампа. А самое важное, что у ОПЕК+ есть история и накоплен опыт: нефтяная сделка работает восьмой год, за это время случалось всякое. Ее инициаторы, Саудовская Аравия и Россия, прекрасно понимают, что любые неосторожные действия могут привести к крайне неприятным последствиям. И за примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить кризис ОПЕК 2014 года или кризис ОПЕК+ весной 2020-го на фоне пандемии. Каждый из этих кризисов больно бил по экономикам самих стран-экспортеров.