- Историй успеха без системной поддержки не бывает
- Привлечение инвестиций – путь к процветанию моногорода
- У бизнеса в моногородах есть свои преимущества
- Мончегорские предприниматели работают для жителей и гостей города
Но и промышленный город, построенный вокруг металлургического комбината, может стать местом притяжения туристов. А вместе с этим активно начинает развиваться сфера услуг, открываются широкие возможности для малого бизнеса.
В том, что такой сценарий возможен, уже успели убедиться в Мончегорске: за последние годы поток туристов в заполярный город металлургов вырос в 14 раз.
Историй успеха без системной поддержки не бывает
За внушительными цифрами достижений Мончегорска скрывается системная работа органов власти и крупного бизнеса. Нужно не только привлечь туристов, но и поддержать местный малый бизнес, чтобы он смог предоставить туристам качественные востребованные услуги.
В сфере сервиса успех напрямую зависит от стабильного потока клиентов, напоминает директор Агентства развития Мончегорска Анна Федорова. Для этого нужно продвигать имидж города на российском туристическом рынке.
Но одного потока гостей в город для успеха не хватит. Начинающим предпринимателям необходима поддержка. В Мурманской области для этого есть широкий спектр грантовых программ, за три года по ним привлекли более 75 млн рублей.
Молодым предпринимателям, у которых есть хорошие интересные идеи, зачастую не хватает знаний о том, как вести бизнес. В Мончегорске эту проблему помогает решить Агентство развития.
«Мы обучаем начинающих предпринимателей, предоставляя им необходимые знания и инструменты. Мы наставляем, помогая избегать типичных ошибок и находить индивидуальные решения. Мы сопровождаем бизнес на пути роста – от первых шагов до масштабирования. И, конечно, мы "упаковываем" проекты, помогая им грамотно оформить свои идеи, привлечь клиентов и инвесторов. Для нас важно, чтобы у местного бизнеса была не только мотивация, но и реальные ресурсы для устойчивого развития», – объяснила Федорова.
Привлечение инвестиций – путь к процветанию моногорода
Агентство развития Мончегорска также ищет инвесторов, в том числе за пределами Мурманской области. Проекты отличаются масштабами – от небольших, которые помогут решить локальные проблемы города, до крупных, способных создать десятки и сотни рабочих мест.
В Мончегорске ждут инвесторов любого масштаба, отмечают в Агентстве развития. Есть потребность и в микроинвестициях, и в малом, и в среднем, и в крупном бизнесе. Но город может стать территорией для стратегических инвестиций, уверена Федорова.
Важный фактор получения федеральной поддержки и успешного развития моногорода – наличие утвержденного в 2024 году мастер-плана.
В рамках мастер-плана предполагается построить в городе апарт-отель для размещения туристов, развивать объекты туристического кластера «Имандра». Инвестиционные проекты имеют серьезное экономическое обоснование, а Агентство развития Мончегорска имеет опыт и ресурсы, чтобы содействовать их реализации на всех этапах, включая разработку.
АНО «Агентство развития Мончегорска» готова помочь инвесторам, заинтересованным в бизнесе любых масштабов. Специалисты агентства хорошо знают особенности городского предпринимательства и помогают инвесторам из других городов и регионов освоиться в Мончегорске, разобраться с особенностями местного делового климата.
Мончегорск – опорный пункт Арктической зоны РФ. Это означает дополнительные преимущества для инвесторов. Порог входа ниже, а окупаемость выше, несмотря на климатические условия Крайнего Севера. Статус участника Арктической зоны дает инфраструктурные и налоговые льготы инвестиционным проектам. Предприниматели могут получить земельные участки без конкурса, для них действуют индивидуальные налоговые ставки, предоставляются субсидии на страховые платежи. Можно взять льготный кредит на выгодных условиях.
У бизнеса в моногородах есть свои преимущества
Начинающим предпринимателям лучше сразу ориентироваться на более широкий уровень, чем родной город. Продукты и услуги, востребованные в других населенных пунктах или в онлайне, помогут создать устойчивую клиентскую базу.
В России сейчас хорошо заметен тренд на аутентичность и локальность, уверена Федорова. «Создавайте локальный бренд – с характером, ценностями и своей историей. Это поможет не только привлечь клиентов, но и выделиться среди конкурентов. Используйте уникальность своего города как преимущество: местные ресурсы, культуру, сообщество», – рекомендует она.
Проблемы неизбежны. Одна из самых важных – кадры. Найти квалифицированный персонал не всегда получается и в большом городе, а в моногородах с их династиями рабочих одного и того же предприятия это еще сложнее. Однако успешные кейсы мончегорских предпринимателей показывают, что это возможно.
Мончегорские предприниматели работают для жителей и гостей города
В Мончегорске в последние годы при поддержке властей появилось сразу несколько успешных бизнес-проектов. Один из них – центр полярных путешествий «Территория».
Несколько лет назад Андрей Соловьёв и Максим Лагутин решили организовать в городе прокат снегоходов. При поддержке АНО «Агентство развития Мончегорска» идея переросла в полноценный бизнес-проект.
Начинающие предприниматели получили от комитета по туризму Мурманской области субсидию. Они приобрели снегоходы, экипировку и оборудовали визит-центр.
Туристы могут взять снегоходы напрокат, а также отправиться на экскурсию по живописным окрестностям Мончегорска вместе с опытным гидом.
«Берег развлечений» появился из-за давней проблемы Мончегорска. В городе много лет не было места для активного отдыха с детьми.
Сотрудники металлургического комбината Леонид Гнибеда и Владимир Шустров решили сами исправить ситуацию. Они пошли на курсы социального предпринимательства, получили беспроцентный заём.
Администрация Мончегорска безвозмездно выделила здание в городском парке. Гнибеда и Шустров с помощью друзей, знакомых и неравнодушных горожан за девять месяцев создали на его базе пункт проката спортивного инвентаря и кафе. На склоне озера Лумболка смонтировали канатную дорогу и разгонные вышки для сноутьюбов.
«Берег развлечений» стал популярным у горожан и гостей города местом. Там проходят праздники, волонтерские мероприятия и конференции. Теперь он работает и летом – в прокате появились и лодки, и велосипеды, и электрические автомобили для детей, и мангалы для пикника в парке.
Одной из достопримечательностей города стала кофейня Purpur coffee. Ее основательница Алена Домничева получила грант, успешно защитив свой проект в «Академии грантов», организованной Агентством развития Мончегорска.
В Purpur подают не только кофейную классику, но и эксклюзивные арктические и лапландские напитки. Кофе, вдохновленный Заполярьем, все чаще представляет Мончегорск на всероссийских мероприятиях.
Еще один бизнес-проект, реализованный в Мончегорске, – ресторан и фуд-корт ИСМО. На центральной площади города появилось современное заведение, которое сочетает традиционную северную, популярную европейскую и паназиатскую кухню. Ресторан обеспечивает едой не только своих гостей, но и посетителей городских фестивалей и праздников.
Пример Мончегорска показывает: поддержка малого бизнеса в российских городах работает и приносит реальные результаты. «Сейчас в моногородах есть инфраструктура, акселераторы, грантовые программы и организации, такие как наше Агентство, которые готовы помочь на старте и в развитии», – напоминает Анна Федорова.