Большие планы
Цель программы – структурное преобразование отрасли. Оно предполагает модернизацию «стабильных и перспективных» предприятий, внедрение эффективных и экологически чистых технологий, резкий рост (в 3–4 раза) производительности труда, повышение квалификации кадров, формирование новых центров добычи в восточных регионах. А также модернизацию БАМа и Транссиба – пропускная способность магистралей должна вырасти в полтора раза, до 180 млн т, и обеспечить бесперебойную работу экспортного коридора в страны АТР.
«Перспективы упираются в ограничения транспортной инфраструктуры – портовой и железнодорожной. Основные угольные активы расположены далеко от портов», – комментирует руководитель департамента «Управление бизнесом» Финансового университета при правительстве РФ Константин Поздняков.
Общая стоимость программы – почти шесть триллионов рублей. 3,4 трлн идут на реализацию основных мероприятий, непосредственно касающихся угольной отрасли. Из них 2,9 трлн – это инвестиции угольных компаний, 434,3 млрд – деньги недропользователей и 55,6 млрд – средства федерального бюджета.
Предусмотрены и масштабные сопутствующие инвестиции. На железные дороги потратят больше триллиона, на электроэнергетические проекты – 780 млрд, на порты – 685,3 млрд рублей.
«Российская угольная промышленность обладает всеми возможностями стать современной отраслью производства с высококонкурентной продукцией», – сказано в документе. В правительстве ожидают, что к 2035 году добыча угля в стране вырастет на 10–50% (до 485–668 млн тонн), а экспорт – на 30–100% (до 259–392 млн тонн).
Перенаправленный экспорт
Сбудутся ли наполеоновские планы правительства по угольному экспорту, в большой степени зависит от спроса на уголь. Многие страны ЕС и АТР, включая Китай, проводят политику сокращения использования угля и перехода на более экологичный газ, отмечает доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова.
Монархии Персидского залива и энергетическая безопасность в эпоху COVID-19
Европейский рынок действительно сокращается, подтверждает замглавы комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Александр Вержанский. По его данным, за прошлый год Германия снизила использование угля на 20%, Греция – на 25%, Испания – на 97%.
Однако часть угольного экспорта, как это произошло ранее с нефтью, можно переориентировать на восток. «Индийский, китайский рынки угля довольно емкие, несмотря на развиваемую ими возобновляемую энергетику», – указывает Вержанский. Потребность Индии в коксующемся угле растет за счет увеличения объемов производства сталелитейной промышленности, добавляет Тамара Сафонова из РАНХиГС.
В 2019 году российские компании уже отправили в Индию пробные партии угля. Но главный конкурент России в АТР, Австралия, также наращивает производственные мощности, чтобы удовлетворить растущий спрос на топливо в Индии. Кроме того, напоминает промышленный эксперт Леонид Хазанов, Индия взяла курс на развитие национальной экономики, угольной отрасли в том числе. Страна делает ставку на сокращение импорта угля – за это отвечает госкомпания Coal India и множество частных игроков.
«Нет никакой гарантии, что спрос на уголь на мировом рынке, в том числе в странах Азии, позволит удвоить его поставки из России даже через 15 лет», – комментирует эксперт.
Второй после нефти
Однако не очень радужная динамика спроса – уже давно не новость для участников рынка и российского правительства. В конце февраля, когда кабмин рассматривал программу развития угольной отрасли, глава Минэнерго подчеркивал, что заложенные в документ сценарии соответствуют конъюнктуре цен на уголь.
В программе ведомство предусмотрело два варианта – консервативный и оптимистичный. Но даже при низком сценарии будут расти и добыча, и экспорт. Они прибавят 10% и 30% соответственно. Это ощутимо меньше, чем при оптимистичном варианте, который предусматривает рост в 1,5–2 раза. Тем не менее динамика ожидается положительная.
Весной несколько раз звучали прогнозы о резко негативном влиянии пандемии на угольную отрасль. Однако даже на фоне жестких карантинных мер цена на сырье иногда поднималась. Например, по данным АКРА, из-за дождей в Австралии и низкого предложения из США в конце марта уголь слегка подорожал.
Угольная отрасль пострадала от ситуации с коронавирусом, но ее восстановление будет проще, чем в нефтяной, пишут эксперты Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) в материале для РИА Новости. По их словам, угольщики имеют перед нефтяниками преимущество. «Чтобы остановить добычу, им в большинстве случаев достаточно заглушить двигатели на карьерной технике. Столь же легко добыча может быть восстановлена», – указывают в ИРТТЭК.
Эксперты признают, что основным драйвером развития отрасли сегодня остаются экспортные поставки. И ресурс для их увеличения, похоже, все-таки есть. «Азия, первой принявшая удар эпидемии, первой же и отменяет карантинные меры, возвращаясь к нормальной жизни. А значит, ей требуется энергия», – объясняют в ИРТТЭК.
Несмотря на происходящее в последнее время, в том числе спад цен и уровня потребления, уголь остается одним из самых востребованных источников энергии на Земле, говорит Константин Поздняков из Финансового университета. Следует отметить и объемы запасов угля, которые значительно превышают запасы нефти и газа. «В ближайшие годы он будет вторым по значимости энергетическим ресурсом после нефти», – заключает эксперт.