Профиль

В Казахстане появится совместный с РФ завод по выпуску шин

Вслед за межправительственным соглашением о строительстве завода по производству минеральных удобрений Россия и Казахстан объявили о новом совместном проекте. 28 июля в Нефтекамске при участии премьер-министра Татарстана Алексея Песошина и заместителя премьер-министра Казахстана Романа Скляра заключено соглашение о намерениях и подписана дорожная карта по реализации инвестиционного проекта между российским ПАО «Татнефть» и казахстанской компанией «Аллюр».

Визит казахстанских гостей на легендарный завод КамАЗ.

©Пресс-служба правительства РК

Казахстан переходит на самообеспечение

Это стало результатом поездки Романа Скляра в Нижнекамск и Набережные Челны, где в ходе двухсторонних встреч были рассмотрены вопросы промышленной кооперации и инвестиционного сотрудничества между Казахстаном и Татарстаном. Что касается нового проекта, то речь идёт о создании совместного предприятия и строительстве в Казахстане завода по выпуску шин. Предполагаемая мощность нового производства – 3 млн легковых и легкогрузовых и 500 тысяч грузовых шин в год. Запуск завода, где будет создано до 1000 рабочих мест, намечен на 2022 год.

Во время церемонии подписания премьер-министр Татарстана Алексей Песошин напомнил, что Казахстан исторически является одним из стратегических партнёров Татарстана – ещё с момента подписания межправительственного Соглашения о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества от 3 апреля 1996 года. По его словам, новый завод полностью обеспечит потребности казахстанского рынка в современной шинной продукции. «Я рад, что сегодня «Татнефть» не ограничивается расширением рынка сбыта готовой продукции и услуг, но и создаёт новые производства за пределами Татарстана», – отметил Песошин.

В ответной речи заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр поблагодарил за сотрудничество и выразил уверенность в том, что проект будет успешным. Вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций, а также развития отечественной промышленности и импортозамещения, по его мнению, являются приоритетными направлениями деятельности правительства РК.

«Производство шин позволит увеличить локализацию автомобильного производства в Казахстане», – подчеркнул председатель Совета директоров компании «Аллюр» Андрей Лаврентьев.

Отметим, что сегодня шинный бизнес ПАО «Татнефть», работающий под брендом «KAMA TYRES», обеспечивает около 20% рыночного спроса. В 2019 году шинными предприятиями «Татнефти» было произведено более 10 млн шин, поставка продукции осуществляются в 50 стран мира, в том числе в республику Казахстан. Только в первом полугодии 2020 года в РК поставлено продукции на сумму более 1 млрд рублей. Группа компаний «Аллюр» является акционером крупнейшего казахстанского автопроизводителя ТОО «СарыаркаАвтоПром», официальным дистрибьютором, производителем и дилером брендов JAC, Ankai, Yutong, Chevrolet, Ravon, производителем Hyundai, Niva Chevrolet, UAZ и MAN на территории Казахстана.

Автопром «с нуля»

История казахстанского автопрома ведёт отсчёт с 2003 года, когда с конвейера сошёл первый отечественный автомобиль «Нива». Однако в «нулевые» годы объёмы производства росли медленно – насчитывали всего несколько тысяч единиц (пик в 2010 г. – 4 тыс. единиц), а линейка выпускаемой продукции была представлена лишь автомобилями марки ВАЗ. Авторынок республики пополнялся в основном за счёт импорта.

Настоящий прорыв случился в 2016 году, когда правительство Казахстана приняло меры по стимулированию автомобильной отрасли. Благодаря преференциям по НДС, введению утилизационного сбора, разработке и реализации программ льготного кредитования и лизинга, промышленной кооперации, а также мерам поддержки экспорта продукции ситуация существенно изменилась. Значительным шагом в развитии казахстанского автопрома стало привлечение крупного транснационального инвестора в лице СМС-JAC Motors, ставшего стратегическим партнёром костанайской компании «СарыаркаАвтоПром». Вскоре на казахстанский рынок пришли новые крупные автопроизводители коммерческой техники. Помимо КАМАЗа, свои производства открыли такие марки как как Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI и многие другие.

В результате за сравнительно небольшой срок фактически «с нуля» была создана целая отрасль, регулярно пополняющая бюджет за счёт налоговых отчислений. На сегодняшний день в Казахстане налажено производство всех категорий автотранспортных средств – в республике собираются 167 моделей автомобилей 22 мировых бренда, в том числе 39 марок легковых автомобилей.

В целом машиностроение является одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности. За годы реализации Госпрограммы индустриально-инновационного развития (с 2010 года) в стране введено свыше 130 новых машиностроительных производств, уже освоивших выпуск широкого спектра продукции (от комплектующих и запчастей до сборки высокоточной техники) и обеспечивших потребности таких базовых секторов экономики, как нефтегазовый, металлургический и агропромышленный. Создано свыше 14 тысяч рабочих мест.

Статистика красноречива: с 2010 года объёмы производства выросли в 12,5 раз. По итогам прошлого года доля автомобильной промышленности в машиностроении РК составила 26% против 4% в 2010 году, произведено 50 447 единиц техники (в том числе 44 077 легковых машин) на общую сумму 359,5 млрд тенге (более 62,5 млрд рублей). 60% проданных в прошлом году в Казахстане автомобилей – отечественного производства, 2,7 тысяч авто продано на экспорт, причём по сравнению, например, с 2018 годом экспорт увеличился в 10 раз. Экспортируются казахстанские автомобили преимущественно в Российскую Федерацию и Узбекистан

Карантин не помеха

Сегодня казахстанская автомобильная промышленность входит в число 12 приоритетных направлений индустриального развития несырьевого сектора и является объектом последовательной государственной поддержки. В июне 2019 года была утверждена Дорожная карта по развитию машиностроения на 2019-2024 годы, охватывающая все отрасли машиностроения и содержащая комплекс мероприятий по оказанию им помощи со стороны государства – налоговые преференции, финансовая и сырьевая поддержка, обеспечение квалифицированными кадрами и т.д.

Всё это уже принесло заметные плоды. Несмотря на объективные трудности, связанные с экономическими последствиями пандемии, по данным аналитиков Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), за шесть месяцев 2020 года в республике было произведено более 32 700 единиц техники, включая легковую, грузовую, автобусную, спецмашины и прицепы, на общую сумму 235,4 млрд тенге (более 40 млрд рублей), что на 58,6% больше, чем за январь-июнь 2019 года. В июне каждый шестой автомобиль, произведённый в РК, отправлен на экспорт в страны ЕАЭС и Ближнего зарубежья.

К этому стоит добавить, что власти республики и дальше не намерены отказываться от своих амбициозных планов. В этом году в Казахстане будет запущено производство более 10 новых моделей, а общий объём продукции казахстанского автопрома планируется увеличить до 100 тысяч автомобилей, из которых 10-15 тысяч будут проданы на экспорт в Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь и Азербайджан

Самое читаемое
Exit mobile version