Горизонты планирования
Пятилетняя госпрограмма возникла не на пустом месте. Документ – трансформация известной и опробованной Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которую курировало Минэкономразвития. Нормы о ФАИП были внесены Бюджетный кодекс РФ в 2007 году. Сделали это для повышения обоснованности и прозрачности планирования и осуществления инвестиций из федерального бюджета.
В настоящее время объем капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности, включенные в ФАИП, достигает 3,5 трлн рублей в год. Из этой суммы примерно 1 трлн рублей направляют на федеральные проекты, остальное – на региональные.
Принципиальное отличие госпрограммы от Федеральной адресной инвестпрограммы – горизонт планирования. Срок действия мероприятия ФАИП был ограничен одним-двумя годами, а госпрограмма «Строительство» рассчитана на пятилетку. Такой временной отрезок в большей степени совпадает с жизненными циклами большинства инвестпроектов: расчетный срок возведения промышленных комплексов – пять лет, остальных объектов – три года.
Среднесрочное планирование позволит искоренить главный недостаток ФАИП – ее было достаточно сложно финансово сбалансировать. Министерства и ведомства, регионы каждый раз активно лоббировали включение своих проектов в программу. На некоторые проекты в первый год могли выделить бюджетные средства, а на следующий – заморозить финансирование. Поэтому часть строек на десятилетия и оставались бесхозными.
Минэкономразвития не всегда могло повлиять на ситуацию. К тому же действовавший порядок реализации проектов ФАИП, в том числе федеральных, не позволял оперативно реагировать на изменение внешних факторов. Сложные бюрократические механизмы согласования препятствовали полному кассовому исполнению.
Как покончить с долгостроем
Минстрой, получив полномочия распоряжаться бюджетом госпрограммы «Строительство», сможет обеспечить более эффективное расходование ресурсов. Исключить затяжные межведомственных разногласия – функция вице-премьера Марата Хуснуллина, на которого, как главу президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию, возложено общее руководство.
Хуснуллин заявил, что в РФ сдали 101 долгострой с применением федеральных механизмов
Первоочередная задача – совместно с заинтересованными министерствами (Минфин, Минстрой и Минэкономики) оценить реалистичность намеченных планов. Ревизия нужна, чтобы, как пояснил Хуснуллин, исключить внесение в программу объектов, не обеспеченных финансированием, строительство которых в дальнейшем может быть приостановлено, что нередко происходило во времена ФАИП.
Правительство намерено в среднесрочной перспективе – к 2027 году – окончательно разобраться с «наследством» в виде долгостроев. Проблема носит масштабный характер. Три года назад Счетная палата РФ по результатам проверки отнесла к категории долгостроев более 3,2 тыс. объектов, из них 71 оставались незавершенными более 20 лет. Над этим вопросом работают: на 1 июня 2022-го в Едином реестре проблемных объектов (ЕРПО) значилось 2006 долгостроев, это на 515 меньше, чем было в январе.
По оценкам Минстроя, переход к пятилетнему планированию обеспечит рост примерно на 5% количества вводимых в эксплуатацию объектов. Полнота расходования средств федерального бюджета, выделяемых на капитальные вложения, будет доведена до 99%.
Антикризисные полномочия
Наведению порядка в отрасли поможет опыт антикризисного управления строительной отраслью, полученный в период пандемии. В 2020–2021 годах Правительственная комиссия по региональному развитию имела полномочия перераспределять средства между возводимыми объектами (жилищного, инфраструктурного и дорожного строительства). Благодаря этому бюджет ФАИП расходовали практически на 100%. В рамках реализации пятилетней госпрограммы, по мнению разработчиков документа, может быть обеспечен такой же эффект.
Ставку сделают на цифровизацию всех процессов, связанных с капитальными вложениями. Операции в сфере строительства и реконструкции будут заноситься в государственную интегрированную информационную систему «Электронный бюджет».
Это позволит оптимизировать издержки, сделать максимально прозрачными и быстрыми процедуры рассмотрения предложений главных распорядителей средств федерального бюджета. Среди приоритетов госпрограммы – устранение административных барьеров.
Марат Хуснуллин подчеркнул, что рассчитывает на сокращение перечня необходимых документов и согласований для участия в инвестиционном процессе. «Это сложные, но выполнимые задачи. Такие же подходы должны выдерживаться в регионах, чтобы сбалансировать региональные программы строительства», – отметил вице-премьер.
Какие выгоды увидели девелоперы
В экономике существует понятие строительных циклов конъюнктуры. Эти циклы имеют продолжительность 15–25 лет. И переход к пятилетнему планированию государственной политики в данной сфере – важный шаг, уверен доктор экономических наук, директор Института психолого-экономических исследований Александр Неверов. По его мнению, отказ от ФАИП в пользу госпрограммы фактически знаменует переход к механизму управления инфраструктурным развитием.
Пятилетний план по временным параметрам ближе к реальной продолжительности строительства объекта – от продумывания идеи и до ввода его в эксплуатацию. Однолетний и даже двухлетний горизонт планирования, как правило, ограничен каким-то одним этапом реализации проекта, что создает риски и для отрасли, и для потребителей.
«Ну и главный плюс в том, что среднесрочное планирование – шаг в развитии внутрироссийского механизма "длинных денег", отсутствие которого было одной из главных проблем, сдерживающих развитие экономики с 1992 года», – отметил Александр Неверов.
В свою очередь, бизнес тоже видит серьезные преимущества госпрограммы. Наличие пятилетнего плана позволит застройщикам принимать выверенные решения об инвестициях, запуске новых проектов и совершенствовании бизнес-процессов, говорит руководитель инвестиционно-девелоперской компании «Рентавед» Руслан Сухий.
«Если есть четкое понимание, в какой локации и в какие сроки появится новая трасса или производство, то можно разрабатывать собственные планы. Например, приобретать земельные участки, начинать строить жилые комплексы и коттеджные поселки, социальные объекты и коммерческую недвижимость», – резюмировал эксперт.