Профиль

Воздушная коррида: какими убытками грозит запрет полетов для России над ЕС

После начала военной операции РФ на Украине европейские страны начали закрывать свое воздушное пространство для российских авиакомпаний. Первой (24 февраля) о таком запрете объявила Британия, на следующий день пролеты над своей территорией запретили Болгария, Польша и Чехия, а к вечеру 26 февраля к ним присоединились Эстония, Латвия, Литва и Румыния. Российские власти заявили о введении ответных мер. «Профиль» решил выяснить, какие издержки грозят всем участники этой «воздушной корриды».

Флаг Евросоюза и самолёт

©Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Не страшно, потому что летаем мало?

После объявления о закрытии воздушного пространства рядом европейских стран российский авиаперевозчик S7 отменил все рейсы в Евросоюз с 26 февраля по 13 марта. Компания «Аэрофлот» приостановила полеты в Лондон и Дублин до 23 мая 2022 года.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что сам по себе запрет на полеты не так страшен. Все равно авиасообщение между Россией и Европой было не интенсивным, так как рынок авиаперевозок еще не оправился от коронакризиса. На сегодняшний день, по его словам, число полетов составляет примерно 30% от уровня 2019 года.

Самое неприятное – то, что Польша является «одной из ключевых стран» для транзитных полетов российских самолетов в Центральную и Западную Европу. «Учитывая, что Прибалтика также закроет небо, придется делать большой крюк через Скандинавию», – заявил эксперт. Безусловно, это приведет к удорожанию рейсов, но конкретные цифры издержек компаниям еще предстоит подсчитать. К тому же собеседник «Профиля» предположил, что в нынешней ситуации государство может взять на себя хотя бы часть дополнительных расходов, которые, безусловно, появятся.

Представитель одной из компаний-туроператоров заявил, что из-за введенных запретов при организации туров возникнут логистические сложности, и это скажется на стоимости авиабилетов и турпутевок. Однако назвать возможные суммы удорожания он отказался.

Собеседники «Профиля» особо подчеркивают, что принципиально важно, как долго продлятся введенные ограничения. «Если до конца марта – это вообще не критично, мы только к маю начинаем путешествовать, сезон отпусков не начался», – говорит Гусаров. Надежды на возможное скорое снятие или ослабление санкций он связывает с тем, что запреты в сегменте авиаперевозок – это обоюдоострое оружие. Радикальные меры, анонсированные руководством ЕС, окажутся болезненными и для европейских компаний.

Чем грозит закрытие транссибирского транзита

В четверг 25 февраля Росавиация запретила британским самолетам использовать воздушное пространство России, в том числе для транзитных полетов. Это касается как британских компаний British Airways и Virgin Atlantic, так и самолетов, которые принадлежат компаниям и лицам, связанным с Великобританией либо взяты у них в аренду.

Запрет транзита чреват большими потерями, тем более что речь идет не только о пассажирских перевозках, но и о грузовых потоках в Юго-Восточную Азию и обратно. «Это огромный рынок транспортных перевозок, торговля, – пояснил Гусаров. – Только вчера из Великобритании было запланировано 70 рейсов, которые не состоялись». Перевозчикам из Туманного Альбиона грозят не просто убытки, но потеря рынка, если их конкуренты – те же немцы – по-прежнему смогут летать через Россию.

К слову, Берлин пока ни о каких ограничениях относительно использования воздушного пространства не заявлял. Но даже если германские компании не смогут пользоваться транссибирским маршрутом, то для транзита в ЮВА им придется делать крюк через Скандинавию – это все равно будет значительно короче маршрутов, которые британцам придется прокладывать через Ближний Восток.

Европейскому авиапрому грозит затоваривание

Санкционный пакет Брюсселя требует от российских компаний в течение месяца вернуть самолеты, сданные в лизинг, – этот пункт тоже является палкой о двух концах. «Как известно, большая часть самолетов наших авиакомпаний находятся в лизинге, – напомнил Гусаров. – Если мы будем вынуждены их вернуть, поставщики понесут многомиллиардные убытки. У них могут возникнуть не меньшие проблемы, чем те, которые они создадут для нас».

Россия имеет порядка 800 западных самолетов. Если их вернут, то компании-поставщики перестанут получать платежи ($150–200 тыс. ежемесячно), а пристроить эти машины на другие рынки крайне проблематично и возможно только с большим дисконтом – рынок-то все еще сжат из-за пандемии.

Возврат лизинговых самолетов способен обрушить не только вторичный, но и первичный рынок гражданских летательных аппаратов, ведь вряд ли кому-то придет в голову покупать новый самолет, когда на вторичке предлагают подержанный за полцены. Эти моменты, по словам Романа Гусарова, дают надежду, что западные страны после громкого объявления о санкциях спустя некоторое время без лишней огласки начнут их ослаблять и сворачивать.

Самое читаемое
Exit mobile version