6 мая 2025
USD 81.91 +0.42 EUR 92.91 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Масштаб и натиск: Шанхайский автосалон наглядно доказал, кто задает тон в мировом автопроме
Автомобили автомобили Китай шанхай

Масштаб и натиск: Шанхайский автосалон наглядно доказал, кто задает тон в мировом автопроме

Около 1500 компаний из разных стран представили на Шанхайском международном салоне свои автомобили и высокотехнологичные разработки. Auto Shanghai 2025 стал не только крупнейшим автошоу – одних мировых премьер тут случилось под сотню, – но и оказался в некотором роде выставкой достижений современных технологий, где сегодня, без сомнения, лидируют именно китайские производители.

Шанхайсткий автосалон

©Фото предоставлено российским представительством Hongqi
Содержание:

Нейросети, электрокары и летающие машины

Будущее уже наступило – то, что это так, понимаешь на улицах Шанхая: обилие суперсовременных автомобилей, многоуровневые развязки и тоннели, фантастические небоскребы… Удивительно, но в Китае, кажется, уже проскочили через эпоху банковских карточек и расплачиваются в магазинах (и друг с другом) с помощью приложения в популярном мессенджере. И проход на выставку теперь не по бейджам, а по Face ID.

Джайлс Тейлор: «Я думаю, что роскошь – это простота»

Массовое применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) – новый шаг в развитии автопрома. Нейросеть от компании DeepSeek из Ханчжоу, которую встраивают во все современные китайские авто, давно уже не просто голосовой помощник. Она отвечает за широкий комплекс интеллектуальных систем: управление множеством функций, адаптация интерфейса под конкретного пользователя, обучение и самообновление через облачные сервисы, контроль за безопасностью и поддержка систем автономного вождения – вот далеко не полный список ее возможностей. Искусственный интеллект (ИИ) интегрирован в большинство машин китайских брендов. За ними подтягиваются и европейцы. Например, ИИ будет применяться на всех новых моделях концерна BMW… но пока только для Китая.

Электромобили на местном рынке активно продолжают теснить машины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Пока, конечно, время на зарядку (а его требуется куда больше, чем на заправку бензином) остается главным фактором, который мешает их окончательной победе. Проблему пытаются решить не только за счет внедрения батарей нового типа. На Auto Shanghai 2025 ведущий поставщик аккумуляторов, компания CATL, продемонстрировала сразу девять электрокаров разных брендов с системой быстрой замены батарей: на процедуру тратится меньше двух минут, а каждая батарея способна обеспечить запас хода до 600 км.

Летающий Hongqi Tiannian 1

Летающий Hongqi Tiannian 1

Игорь Моржаретто

А еще на выставке было представлено сразу несколько концептов летающих автомобилей от ведущих китайских компаний! В частности, Hongqi показала модель Tiannian 1 с возможностью вертикального взлета и посадки (eVTOL), практически готовую к запуску в серийное производство. Tiannian 1 – это колесная электрическая тележка и роскошная капсула-кабина. Она способна самостоятельно взлететь, преодолеть по воздуху до 200 км (со скоростью до 150 км/ч) и вернуться на землю. Производитель заверяет, что это совершенно безопасно: управлять будет тот самый ИИ, а человек – только отдавать голосовые команды. Пробные полеты предсерийного экземпляра должны случиться уже в 2025-м.

Не отстают и другие. Например, GAC представила мультикоптер GOVY AirCar и гибридный летательный аппарат AirJet, показала свой летательный аппарат и компания Chery.

Главные премьеры китайских брендов

Кто правил бал в Шанхае, собирая толпы посетителей, так это китайские производители. Перечислять все новинки бессмысленно, их слишком много. Ограничимся кратким обзором самых важных, показанных на стендах известных у нас компаний. Причем в первую очередь тех, кто официально поставляет свои машины в РФ. Так, Changan продемонстрировал сразу несколько моделей, среди которых гибридные кроссовер Qiyuan Q07 и седан Qiyuan A06 (оба с запасом хода 1400 км) и внедорожник повышенной проходимости Changan Deepal G318. А звездой экспозиции был электрический лифтбек Avatr 06. Вероятно, скоро их могут привезти и на российский рынок.

Беспилотный пассажирский коптер Changan

Беспилотный пассажирский коптер Changan

Игорь Моржаретто

Появиться в России может и симпатичный среднеразмерный кроссовер Haval Xiaolong Max. Главная «фишка» модели – новый комплекс водительских ассистентов и собственная мультимедийная система от Huawei. Также кроссовер обзавелся продвинутой умной подвеской, которая умеет подстраиваться под любые неровности, причем заранее подготовившись к ним.

Важная для россиян премьера – обновленный премиум-кроссовер Voyah Free+. По сравнению с предшественником он немного увеличился в габаритах и изменился внешне: нет решетки радиатора, иная оптика, новые бамперы и т. д.). Есть серьезные изменения (к лучшему, понятно) и по технике.

На стенде Chery главной новинкой (кроме вертолета, конечно) был концепт очень большого брутального кроссовера (или внедорожника?) Tiggo 9L. Это уже не семейный автомобиль, а конкурент Land Rover или Land Cruiser! А еще были новые минивэн, пикап, седан и – неожиданно – преемник ситикара QQ. Многие помнят эту марку – копию Daewoo Matiz из начала двухтысячных. И вот – реинкарнация: самобытный современный хэтчбек в стиле Mini Cooper. Технической информации о новом QQ пока нет, но ясно, что это электромобиль или гибрид. По традиции Chery представил на автосалоне и новый бренд – Lepas, и это в дополнение к десятку существующих суббрендов концерна. Уже пять моделей готовы к продаже по всему миру.

Компания JAC показала в Шанхае новый рамный внедорожник JS9. Автомобиль создан на базе пикапа T9 и, что интересно, на нашем рынке будет продаваться под маркой Sollers. Выпуск модели наладят на заводе в Ульяновске, где уже собирают пикапы ST6 и ST8.

Люксовый седан Hongqi L1

Люксовый седан Hongqi L1

Игорь Моржаретто

На стенде премиум-бренда Hongqi (одном из самых больших на выставке) – целая россыпь новинок: электромобили Tiangong 05 и 06, люксовый седан Hongqi L1, гибридные версии (PHEV) моделей H9 и HS9, обновленные лимузины Hongqi Golden Sunflower, а также концепт перспективного внедорожника, на название которого объявлен конкурс.

Роскошный седан седан Hongqi L1 появится в продаже в ближайшие месяцы. Под капотом у него 380-сильный 3-литровый V6 c двойным турбонаддувом, который работает в паре с 8-ступенчатым «автоматом». Между прочим, серые дилеры уже везут этого китайского конкурента «Майбаха», предлагая по цене… от 24 млн рублей.

Вообще с уверенностью можно сказать, что в отдельно взятом Китае электрификация победила. Практически половина всех проданных в прошлом году авто были в той или иной степени электрическими. Этот тренд активно поддерживает государство: строит сети электрозарядок по всей стране, субсидирует не только производителей (из-за чего европейцы устроили целое расследование, а в итоге ввели высокие пошлины на ввоз «электричек» из КНР), но и покупателей (серьезные скидки при покупке электромобиля и налоговые – потом). Действует, правда, не только «пряник», но и «кнут»: в городах-миллионниках крайне сложно зарегистрировать автомобиль с ДВС, зато электромобиль – пожалуйста! Другое дело, что по местной классификации в категорию «электромобили» попадают не только «чистые электрички», но и подзаряжаемые гибриды – PHEV. И, похоже, чаша весов склоняется в сторону последних как более универсальных.

Плюшевый концепт iCar

Плюшевый концепт iCar

Игорь Моржаретто

Логично, что на стендах Auto Shanghai были преимущественно всякие-разные электромобили и гибриды. Тем более удивительно, что компания Great Wall Motor выставила первый в своей истории бензиновый 8-цилиндровый двигатель. Четырехлитровый V-образный мотор будет иметь мощность больше 400 л. с., а крутящий момент превысит 600 Н·м (точные характеристики пока неизвестны). Уже с этого года новый двигатель V8 планируют устанавливать на флагманские внедорожники марки Tank и дорогие версии пикапов GWM.


Ведущие рынки мирового автопрома

В 2024 году в мире было продано 85,12 млн новых автомобилей (+2,6%). Китай по-прежнему остается ведущим рынком с объемом продаж 26,05 млн штук (+3,4%), или 30,6% всех мировых продаж. США заняли второе место –15,94 млн штук, доля страны на мировом рынке – 18,7%. На третьей позиции Индия (4,27 млн авто), за ней – Япония (4,25 млн) и Германия (2,81 млн). Россия из первой десятки, увы, давно выпала.

© Hector RETAMAL/AFP/East News

Примерно такая же картина и с производством автомобилей. В 2024-м всего их выпущено 92,5 млн штук, по данным международного объединения автопроизводителей OICA. На долю Китая пришлось более трети мирового автопрома – 31,3 млн (34%). Ближайший преследователь, США, отстает в три раза – 10,56 млн авто (11,4%). Затем следуют Япония (8,23 млн), Индия (6 млн), Мексика (4,2 млн), Южная Корея (4,1 млн), Германия (4 млн). Российский автопром за последние десять лет опустился с 13-го места на 16-е (около 1 млн), а его доля с 2,2% упала до 1,1%.

Кстати, по подсчетам аналитического агентства «Автостат», 65,3% проданных в 2024-м на нашем рынке автомобилей были родом из КНР. Из них 47,5% – авто китайских брендов, собранные в КНР; 10,7% – авто китайских брендов, собранные в РФ или в Белоруссии; 4,8% – авто российских и белорусских марок, собранные из китайских машинокомплектов; и, наконец, 2,3% – это авто мировых брендов, привезенные из КНР.


Кто кому подражает

Мировые стандарты в автомобилестроении сегодня задают китайские компании, а европейские автогиганты пытаются угнаться за локальными трендами. Мировые производители (почти все их марки представлены в КНР) не намерены сдавать без боя местный рынок, ведь кроме прочего они связаны с ведущими концернами Китая производственными и технологическими узами. Дается это ох как нелегко… Porsche, например, в I квартале 2025-го потерял в КНР аж 40% покупателей, несмотря на то что в прошлом году вывел на китайский рынок электрический Macan. Вообще же все члены «большой немецкой тройки» чувствуют себя в Китае примерно одинаково: продажи падают. И ныне они занимают позиции в начале второго десятка рейтинга продаж.

Печально, но, судя по выставке в Шанхае, вместо действительно революционных разработок европейские компании выбрали путь подражания китайским партнерам-конкурентам. В концерне VW вообще придумали новую стратегию развития фирмы, которая называется «В Китае для Китая».

На автошоу Volkswagen показал три специально сделанные для Китая модели – седан ID.Aura, кроссоверы ID.Evo и ID.Era. В них всё так, как любят местные покупатели: электрические и гибридные силовые установки, огромные цифровые дисплеи и множество систем помощи водителю. Даже дизайн в современном китайском стиле! Немецкая компания пытается удержать позиции на перспективном рынке, поэтому, наверное, большую роль в создании этого семейства автомобилей играли специалисты китайского концерна SAIC.

Шоу-кар Exeed Tianji

Шоу-кар Exeed Tianji

Игорь Моржаретто

Audi ответил новинкой – показал электромобиль E5 Sportback, который должен стать «новым словом в дизайне». Логотип AUDI теперь пишется большими буквами, и никаких четырех колец. С технической точки зрения у машины всё круто: несколько вариантов силовых установок (мощностью от 299 до 787 л. с.), разгон до 100 км/ч за 3,4 секунды и запас хода до 770 км (в топовой версии)! Но насколько это впечатлит китайских потребителей, ныне предпочитающих национальные марки, непонятно.

У Buick (модели которого продаются только в США и КНР) половину стенда занимали электрические концепты Electra в четырех разных кузовах – минивэн, седан, хэтч и кроссовер. Построены концепты на общей платформе Xiao Yao и оснащены аккумуляторами китайского производителя CATL. Новейшая технология позволяет заряжать такие батареи очень быстро: за 10 минут запас энергии пополняется на 350 км пробега. Кстати, разработкой занималось СП китайского автоконцерна SAIC Motor и американского General Motors.

У GM представлена в Китае очень удачная модель – Buick GL8, бессменный лидер местного рынка минивэнов: сменилось уже третье поколение, ныне это «электричка» или гибрид. Выпускает его с 2000 года то же совместное предприятие Shanghai GM.

Кабриолет MG Cyberster

Кабриолет MG Cyberster

Игорь Моржаретто

Так вот, еще одна особенность выставки в Шанхае – все европейские и японские компании привезли минивэны. Но шансы у них невелики. Ведь эту тенденцию (любовь к большим однообъемникам) заметили и сами китайцы, поэтому на моторшоу вэны были на стенде практически у каждого местного производителя, один другого круче и футуристичнее. Так что перспективы в Поднебесной есть разве что у нового минивэна Volvo EM90. Впрочем, и это не вполне оригинальная шведская разработка, а чуть видоизмененный однообъемник Zeekr 009: оба они построены на модульной платформе концерна Geely.

Что можно сказать в итоге? На местном рынке, крупнейшем среди всех стран, зарубежные автопроизводители испытывают серьезные трудности с продажами, и только таможенные барьеры пока задерживают тот момент, когда бренды из КНР массово хлынут на мировые рынки. Китайские автомобили уже ни в чем не уступают европейским или японским, с каждым годом становясь все технологичнее, надежнее и комфортнее. Да, у них есть свои проблемы, главная из которых – отсутствие собственного стиля у многих марок. Из-за этого узнаваемость их в потоке слабая, не говоря уже о трудности запомнить названия. Но китайская экспансия нарастает, и удержать свои позиции под этим натиском станет для мировых автоконцернов очень непростой задачей.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".