Профиль

Выгодная покупка: как сегодня живут бывшие российские "дочки" зарубежных компаний

Прошло три года с тех пор, как после начала спецоперации на Украине западные корпорации начали массово покидать нашу страну. По данным аудиторско-консалтинговой фирмы Kept, с марта 2022 по март 2025 года из РФ ушло 62% крупных компаний из недружественных стран. Лишь 8% из них закрыли бизнес, остальные были проданы местному топ-менеджменту или локальным предпринимателям. Для многих смена собственника оказалась благом: предприятия активно развиваются и наращивают долю рынка. Другим повезло меньше – они стали непрофильным активом, купленным с целью перепродажи.

Макдоналдс

©doni stock/Shutterstock/Fotodom
Содержание:

В умелых руках

В выборку Kept (бывшей KPMG) вошли 305 иностранных компаний с выручкой в России свыше 1 млрд рублей в год. Из них с нашей страной попрощались 183: 100% фирм из Канады, Австралии и Новой Зеландии, 94% – из стран Северной Европы и около 60% – из США, Германии, Франции и Великобритании. В 103 случаях предприятия были проданы локальному бизнесу, в 40 случаях – своему менеджменту, в 17 случаях иностранцы вышли из совместного предприятия с российским партнером, в 14 – закрыли бизнес или приостановили деятельность. Девять сделок по выходу были осуществлены с иностранным покупателем.

Стоимость договоров по большей части не разглашалась, но в Центре стратегических разработок указывают на «значительные дисконты», которые в среднем составляли порядка 70%. С одной стороны, российские «дочки» испытывали давление со стороны стран, где находились их штаб-квартиры, и хотели быстрее выйти на сделку, с другой – правительством РФ был установлен минимальный дисконт, который иностранные владельцы должны были предоставить покупателям: сначала 50%, а потом 60%.

Самыми дешевыми оказались автозаводы, «нефтянка», магазины OBI и «Макдоналдс». Так, завод Renault продали за 1 рубль, российские активы Nissan и сеть строительных супермаркетов – за 1 евро, рестораны быстрого питания – за 1 млн рублей.

По словам председателя коллегии адвокатов «Старинский и партнеры» Владимира Старинского, нередки были случаи, когда компании просто бросали бизнес, а российские менеджеры его «подбирали».

«При этом новые владельцы получили отличную производственную базу и налаженные технологии без вложения инвестиций и трудовых ресурсов, с грамотной системой управления и выстроенной стратегией», – подчеркивает директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Однако воспользоваться благоприятной ситуацией и успешно развивать полученный бизнес смогли только профильные инвесторы: топ-менеджмент бывших западных компаний, который досконально знал операционную деятельность, и игроки отраслевых рынков. Об этом говорят результаты 2024 года, показывающие рост производства и выручки предприятий. Самыми эффективными новыми владельцами стали представители пищевой индустрии, общепита, FMCG (товары повседневного спроса), деревообрабатывающей промышленности. Вот лишь несколько примеров.

Почему российские товары "как в IKEA" пользуются у покупателей спросом

В 2023-м российский лесопереработчик «Лузалес» приобрел производственные мощности шведской IKEA в Тихвине и Вятке. За год после смены собственника объем выпуска на предприятиях был увеличен на 88%, сообщил «Профилю» директор департамента по связям с общественностью компании Кирилл Мишарин: «Спрос на нашу мебель начал опережать производство. Ассортимент фабрики из более чем 300 артикулов пополнился 27 новыми конструкциями мебели и цветами. Производственные площадки, объемы выпускаемой продукции и численность персонала выросли. Только за последние три месяца занятых на фабрике стало больше на треть». Мебель «Лузалес-Тихвин» покупают по всей России, а также в Казахстане и Белоруссии, отметил он.

Не менее оптимистично обстоят дела у компании «Виола» (бывшая Valio), которую приобрела ГК «Велком». Эксперты отмечают, что в холдинге, специализировавшемся ранее только на выпуске мясных изделий, владеют технологиями всего пищевого производства, поэтому молочная ниша хорошо вписалась в бизнес.

«По итогам 2024-го выручка предприятия увеличилась на четверть, что почти вдвое превысило темпы роста 2023 года. За вычетом издержек, связанных с приобретением новой производственной площадки в Белгородской области, мы продемонстрировали рост как в товарообороте, так и в операционной прибыли», – рассказали «Профилю» в пресс-службе «Виолы».

«Вкусно – и точка», созданная вместо McDonald’s, уже превзошла показатели предшественника. Ее владелец, предприниматель Александр Говор, ранее управлявший 25 точками сети по франшизе в Сибири, в 2024-м смог нарастить чистую прибыль на 19,7% по сравнению с предыдущим годом, до 16,959 млрд рублей. Таких высоких результатов удалось достичь благодаря открытию предприятий в новых регионах и разработке оригинальных продуктов, пояснили в пресс-службе компании.

Покупка российского бизнеса финской Fazer (ООО «Хлебный Дом») идеально вписалась в политику расширения производства булочно-кондитерского холдинга (БКХ) «Коломенский». Вкупе с имевшимися у него мощностями это сформировало крупнейший актив в отрасли – межрегиональный холдинг с объемом выручки 60 млрд рублей. По словам гендиректора компании Дмитрия Козлова, в 2024 году оборот предприятия увеличился на 35%. БКХ «Коломенский» расширил присутствие на кондитерском рынке и вышел в сегмент замороженных хлебных полуфабрикатов.

Медленно, но верно: нужна ли российскому автопрому стопроцентная локализация

Выкупленный производителем парфюмерно-косметической и хозяйственно-бытовой продукции из Ставрополья «Арнест» бизнес Unilever (сегодня это ООО «Арнест Юнирусь») в прошлом году увеличил прибыль на 57%, до 7,2 млрд рублей, а выручку – на 15%, до 71,4 млрд рублей. Компания сегодня – один из крупнейших производителей товаров повседневного спроса в России.

Российская «дочка» французской энергомашиностроительной корпорации Schneider Electric перешла в руки местного топ-менеджмента. В прошлом году она представила 61 новый продукт и существенно повысила уровень локализации производства по наиболее критичным технологиям, востребованным отечественными потребителями. В их числе – цифровой блок защиты и управления воздушными выключателями (электронный расцепитель), разработанный НТЦ «Механотроника» совместно с «Лабораторией Касперского».

При этом, отмечают почти во всех компаниях, вначале не все шло гладко. Основные вызовы 2022 года были обусловлены перебоями или прекращением поставок части ингредиентов, упаковки, сырья и связанной с этим необходимостью заново выстраивать логистику, искать и аттестовывать новых поставщиков. Также надо было налаживать партнерство с отечественными производителями оборудования, чтобы уменьшить зависимость от иностранных производителей.

Наиболее остро эти проблемы затронули новых владельцев автопредприятий. Но и тут есть удачные примеры.

В марте 2022-го завод Renault в Москве перешел столичному правительству, а всего спустя шесть месяцев возобновил работу. Уникальный коллектив специалистов был сохранен, и в ноябре с конвейера начали сходить первые автомобили возрожденной марки «Москвич». В настоящее время завод «Москвич» выпускает три модели: городской кроссовер, электромобиль и седан. Прирост объема продаж в 2024 году по сравнению с 2023-м составил впечатляющие 60%. Основная задача на ближайшее будущее – увеличивать число компонентов российского производства (сейчас они в основном китайские). В настоящий момент на этапе крупноузловой сборки уже локализованы устройства вызова экстренных оперативных служб, подключаемые к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», технологические жидкости и различные аксессуары.

©Petrov Sergey/news.ru/Global Look Press

Бывшее предприятие Hyundai в Санкт-Петербурге, купленное группой компаний «АГР», также вышло в плюс по итогам прошлого года. Чистая прибыль составила 1,9 млрд рублей против убытка 16,6 млрд в 2023-м. На площадке в Каменке была налажена сборка четырех автомобилей под брендом Solaris – из доставшихся в наследство от корейцев машинокомплектов Hyundai и KIA. За 2024 год удалось собрать более 20 тыс. автомобилей, в планах на 2025-й – в 2,5 раза больше.

Без лишней бюрократии

Не только знания и опыт позволили новым российским собственникам стремительно нарастить объемы и рыночную долю компаний. Они получили бизнес, не отягощенный западной бюрократией. На то, чтобы изменить ассортимент, выйти на новые рынки, российским «дочкам» требовались месяцы, а то и годы согласований с головным офисом. Были и установленные ограничения. Например, «Макдональдс» не мог открывать рестораны в городах с населением менее 300 тыс. человек.

Теперь преград нет, и управленцы активно диверсифицируют продуктовые линейки, расширяют географию присутствия.

Как отмечает Кирилл Мишарин, «ранее на внедрение одной-двух моделей мебели уходило около четырех месяцев. Сейчас в течение месяца запускается до четырех новых образцов. В массовое производство запущены серый, розовый, бирюзовый и фиолетовый цвета, а также специальная отделка для уличной линейки. В ближайшей перспективе планируется увеличить объемы выпуска до 18–20 тысяч изделий в месяц».

Вернутся ли ушедшие с российского рынка бренды, и что их здесь ждет

ООО «Виола» представила продукты, которых ранее не было на российском рынке: плавленые сыры «Камамбер» и «Черный перец», йогурты без лактозы Viola Free. Месяц назад предприятие анонсировало выпуск первого в России полутвердого сыра с пробиотиком, а также сыра с высоким содержанием белка. При этом компания не только обновила ассортимент, но и сохранила вкус и качество таких продуктов, как плавленые сыры Viola, полутвердый сливочный сыр Laplandia (наследник финского бренда Oltermanni), молоко Elite, требования к которому были разработаны экспертами международного концерна.

«Вкусно – и точка» в 2024 году впервые открыла пять предприятий сети в Иркутской области. Кроме того, свои двери распахнули рестораны в Михайловске, Бору, Ейске, Муроме и Благовещенске. На сегодняшний день функционирует более 920 точек в 65 регионах России. В 2025-м планируется появление первых заведений нового франчайзи в республиках Северного Кавказа. Прорабатывается план открыть рестораны на территории Китая, поскольку там нет McDonald’s, рассказали в пресс-службе компании.

«Вкусно – и точка» добавляет в меню новые продукты: блюда с индейкой, «супер-боксы» для молодежной аудитории, коллекции игрушек «Кидз комбо» с локальными героями и многое другое.

Непривычные для себя ниши осваивает БКХ «Коломенский». Он запускает производство готовых блюд. Заниматься этим проектом будет созданная в начале года компания «Продинвест». ООО «Бутербродика» учреждено холдингом для распространения продукции.

Купи-продай

Помимо профильных инвесторов среди покупателей зарубежных компаний оказалось немало тех, чья цель была заработать: дешево купить и со временем выгодно перепродать актив. Лишенные четкой системы стратегического управления, эти организации проигрывают конкурентам и снижают обороты. Так, например, немецкая OBI после ухода западных акционеров уже четыре раза сменила собственника. Сегодня ее владелец – АО «Аллонж», связанное с холдингом «Синдика», принадлежащим экс-президенту Кабардино-Балкарии и сенатору Арсену Канокову. За последние четыре года выручка сети гипермаркетов сократилась вдвое: с 48,57 млрд рублей в 2021 году до 24,6 млрд в 2024-м.

©Stringer/dpa/Global Look Press

Большое количество зарубежных производственных комплексов в 2023 году купил холдинг S8 Capital, который занимается IT-решениями в финансовом секторе, ретейле, медиа, а также владеет компанией – распространителем гослотерей «Столото».

S8 Capital приобрел заводы по производству шин: Bridgestone, Continental и «Кордиант», российские активы производителей лифтов Otis и Kone, а также предприятия Bosh. Никакой долгосрочной стратегии компания не имела – цель заключалась в консолидации и перепродаже, что, собственно, сейчас и происходит. Шинные заводы Cordiant и бывшие активы Bosch уже перепроданы олигарху Алексею Мордашову.

В 2025 году количество вторичных сделок по продаже бывших западных «дочек» будет нарастать, считают аналитики рынка. При этом они надеются, что в итоге предприятия все же попадут в руки стратегических инвесторов – профессионалов своего дела. Но не растеряют ли компании по пути свои ресурсы, большой вопрос.

Самое читаемое
Exit mobile version