На 1 января 2022 года совокупный объем Фонда национального благосостояния составил более 13,58 трлн руб., или 10,4% ВВП. По сравнению с началом 2020 года он увеличился в 1,7 раза – на 5,8 трлн руб. По данным Счетной палаты, в основном это связано с зачислением в 2020 году иностранной валюты в объеме эквивалентном 3,35 трлн руб., а также положительной курсовой разницей на сумму 1,5 трлн руб.
Кроме того, свой вклад внесла положительная переоценка акций Сбербанка, приобретенных в 2020 году за счет ФНБ. В них было инвестировано свыше 2,1 трлн руб., что принесло доход в размере 1,266 трлн руб.
Запечатали "кубышку": нефтедоллары потратят на повышение пенсий и социальных выплат
Около 8,45 трлн руб. из общего объема ФНБ составляют ликвидные активы (средства фонда на счетах в Банке России). За два года их объем увеличился в 1,4 раза. При этом структура ликвидных активов изменилась – был исключен американский доллар, а доли евро и фунтов стерлингов снижены на пять процентных пунктов по каждой валюте. Вместо них были добавлены китайский юань, японская иена и золото. Доля рублевых активов увеличилась вдвое – с 15,4% до 33,9%.
При этом в 2021 году доходы от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в ЦБ не поступали из-за образовавшегося процентного убытка, переходящего на 2022 год. Аудиторы подчеркивают, что переходящий убыток сформировался впервые с момента образования фонда в 2008 году и его наличие ведет к сокращению будущего дохода.
В начале 2022 года из-за введения санкций в отношении активов Банка России часть средств ФНБ в иностранных валютах (евро, фунтах стерлингов и японских иенах) была заблокирована. В итоге доходность этих активов «снизилась до отрицательного значения». Также заблокированы остатки средств на счетах Федерального казначейства в Банке России в иностранной валюте, которые должны были пополнить ФНБ в этом году.
Счетная палата рекомендует в дальнейшем скорректировать структуру средств ФНБ таким образом, чтобы уйти от размещения денег в валюте недружественных государств.
В 2020 году в ФНБ поступило около 3,4 трлн руб. из дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета. В 2021 году произведена их корректировка на сумму 31,6 млрд руб.
Средства фонда было решено использовать сверх утвержденного ранее объема для борьбы с коронавирусной инфекцией и ее последствиями для российской экономики. В результате за два года из средств ФНБ было использовано 307,6 млрд руб.: 300,9 млрд руб. направлено на покрытие дефицита федерального бюджета, 6,7 млрд руб. – на софинансирование пенсионных накоплений.
Свыше 680 млн руб. было размещено в восемь проектов Перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов. В их числе – «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)», «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». Между тем, как отмечают аудиторы, на сегодняшний день средства ФНБ возвращены лишь по одному из 12 проектов перечня – «Строительство интегрированного нефтехимического комплекса "Западно-Сибирский нефтехимический комбинат"».
Средства фонда нужны бизнесу
ФНБ не стал полноценным источником «длинных денег» для финансирования инвестиционной активности, как рассчитывал бизнес в момент его создания, отмечает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
«В последние годы новые инфраструктурные проекты за счет ФНБ не финансируются, перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов не расширяется, несмотря на регулярные поручения по подготовке предложений об использовании средств ФНБ для реализации масштабных инвестпроектов. Хотя все согласны с тем, что в условиях санкций такие проекты могут поддержать внутренний спрос и частично компенсировать закрытие многих внешних рынков», – пояснил он.
По словам главы РСПП, бизнес очень ждет более четкой программы по использованию средств фонда для реализации инвестпроектов – это лучше, чем повышение налогов или тарифов для обеспечения необходимых финансовых ресурсов.
Минфин РФ планирует сократить внутренние займы в 2023–2024 годах
«Практика работы фонда национального благосостояния оказалась достаточно успешной, а если он станет более активным инвестором, это позволит решить многие непростые задачи, включая расшивку "узких мест" в инфраструктуре и формирование новых транспортно-логистических коридоров», – подчеркнул Александр Шохин.
Анализ Счетной палаты выявил проблемы фактического использования Фонда национального благосостояния, отмечает председатель комитета Госдумы по контролю Олег Морозов. Например, выявлены задержки финансирования целого ряда инфраструктурных проектов, в том числе «Приобретение тягового подвижного состава» (39,8 млрд руб.) и «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (21,5 млрд руб.).
«Необходимо тщательно разобраться в причинах возникновения таких ситуаций. Иначе вместо "бюджета развития" мы можем получить "бюджет обещаний". Важно понять, как в целом повысить эффективность размещения средств ФНБ в современных условиях. И это нужно сделать – при самом активном участии профессионалов Счетной палаты – до принятия федерального бюджета на 2023–2025 годы», – подчеркнул парламентарий.
Фонд необходимо трансформировать
В 2020–2022 годах Россия столкнулась с двумя беспрецедентными кризисами: пандемия коронавируса и санкционное давление, напоминает заведующий кафедрой управления инновационными проектами Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Алексей Ведев.
Принципиальным вопросом для всех стран мира стала поддержка малого и среднего бизнеса за счет средств бюджета и различных фондов. При этом в России ФНБ практически не задействовался – он использовался не как антикризисный инструмент, а как плановый аккумулятор резервов, отмечает эксперт.
Российская экономика, основу которой составляют крупные и средние предприятия, испытала спад ВВП на 3% в 2020 году и восстановительный рост на 4,7% в 2021 году. В 2022 году ожидается падение ВВП на 7–11% из-за санкционного давления и вызванного им сокращения инвестиционного импорта – по прогнозам, падение инвестиций в основной капитал достигнет 15–20%.
«В данной ситуации, помимо прочего, предполагается смягчение финансовой политики для максимальной поддержки и стимулирования российских производителей. Среди ключевых мер может рассматриваться и повышение расходов из ФНБ для финансирования различных, в том числе и инфраструктурных, проектов», – полагает он.
Восточный акцент: зачем в ФНБ меняют доллары и евро на иены и юани
Концепция создания и использования ФНБ разрабатывалась в принципиально других условиях, и сегодня ее нужно переосмыслить, подчеркивает Алексей Ведев. В частности, нужно изменить способы наполнения фонда, так как более половины иностранных резервов РФ (в долларах США и евро) заморожены и не могут быть использованы российским правительством для внутренних и международных проектов. Также стоит рассмотреть возможность изменить процент ликвидных активов, используемых для нужд национальной экономики, и направление инвестиций.
«Является ли необходимым условие самоокупаемости инфраструктурных проектов? Многие банки и предприятия с государственным участием отказались от дивидендных выплат за 2021 год – насколько это может поменять условия предоставления средств ФНБ предприятиям?» – ставит вопрос эксперт.
Заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов сделал прогноз развития ФНБ с учетом геополитических событий первой половины 2022 года. По его мнению, они могут привести к серьезным переменам как в процессе формирования и использования средств ФНБ, так и, возможно, в структуре его организации.
Прежде всего, существенно изменится механизм пополнения фонда с учетом разрабатываемого нового бюджетного правила, которое вряд ли будет работать в привязке к курсу доллара. При формировании ликвидных активов фонда приоритет получат вложения в валюты дружественных стран и золото. Более значимую роль в работе фонда будут играть рублевые инвестиции.
Кроме того, может потребоваться более активное использование средств ФНБ на цели приоритетных проектов экономического развития. По мнению эксперта, для повышения эффективности инвестиций в инфраструктурные проекты стоило бы подумать о превращении ФНБ в юридически обособленный фонд с собственной структурой управления, контролем за активами, попечительским советом, инвестиционным комитетом и финансовой отчетностью.