- Сроки новые, задачи старые
- Преимущества и недостатки
- Против коррупции и отмывания
- Что тревожит бизнес и банки
- На чем сэкономит казначейство
Сроки новые, задачи старые
Смещение даты введения в оборот цифрового рубля с 1 июля 2025-го на более поздний срок было ожидаемым. В феврале о таком решении предупредила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В июне президент Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025), поручил регулятору и правительству всесторонне проработать этот вопрос.
«Сейчас задача – сделать использование цифрового рубля массовым как среди граждан, так и предприятий, банков. Я прошу Центральный банк, правительство ускорить необходимые процедуры и определить сроки перехода на новый этап технологического развития нашей финансовой сферы», – сказал глава государства.
Тестирование третьей формы национальной валюты (первая – наличные, вторая – безналичные деньги), по словам президента, прошло достаточно успешно. Были проверены ключевые финансовые операции, в том числе открытие и закрытие цифровых кошельков, денежные переводы (между физлицами, между юрлицами и в смешанных парах), расчеты за товары и услуги.
В пилотном проекте, запущенном 15 августа 2023 года, сначала принимали участие 13 банков, около 600 физических лиц и 30 торговых точек из 11 городов России. В 2024-м число банков выросло до 15, граждан – до 9 тыс., компаний – до 1,2 тыс., а географию эксперимента расширили до 150 населенных пунктов.
Порядок цифр: в чем преимущества и недостатки третьей формы денег
К концу весны текущего года участники совершили более 63 тыс. переводов, почти 13 тыс. платежей за товары и услуги, исполнили свыше 17 тыс. смарт-контрактов, открыли примерно 2,5 тыс. цифровых кошельков. Тестирование подтвердило техническую готовность созданной системы к полноценному запуску.
При этом вынужденная по ряду причин годичная отсрочка дает время проверить, как третья форма денег будет работать в рамках исполнения федерального бюджета. По словам замглавы Минфина Алексея Лаврова, эксперимент планируется начать 1 октября 2025-го. Правительство и ЦБ выберут для тестирования ограниченный перечень госрасходов. В следующем году желающие смогут цифровыми рублями получать пенсии и социальные выплаты.
Участников финансового рынка решено подключать к системе постепенно, что важно для плавной адаптации к новым реалиям, считают в ЦБ. Так, банкам и торговым компаниям с годовым оборотом более 120 млн руб. предписано это сделать с 1 сентября 2026-го; банкам с универсальной лицензией и продавцам с выручкой более 30 млн руб. в год – до 1 сентября 2027-го; финансовым организациям и магазинам с оборотом менее 30 млн руб. – до 1 сентября 2028 года. Торговых же точек с годовой выручкой менее 5 млн руб. нововведение вообще не касается.
«Новые сроки были определены после обсуждения деталей с участниками рынка и заинтересованными министерствами и ведомствами. Они учитывают время, необходимое банкам и торговым компаниям для настройки своих систем», – пояснила причины отсрочки пресс-служба регулятора.
Преимущества и недостатки
Активные дискуссии по поводу целесообразности использования цифрового рубля в экономике начались семь-восемь лет назад. В октябре 2020-го Банк России опубликовал для общественных консультаций доклад «Цифровой рубль». Опрос показал, что 75% респондентов поддержали идею, 16% высказались против, 9% посчитали, что проект надо реализовать, но не сейчас. В апреле 2021 года, заручившись поддержкой, регулятор обнародовал «Концепцию цифрового рубля».
«Развитие цифровой экономики требует бесшовного взаимодействия цифровых сервисов бизнеса и государства, а также дальнейшей цифровизации платежной инфраструктуры. Банк России, как и регуляторы других стран, активно исследует возможность внедрения цифровой национальной валюты – цифрового рубля», – отмечено в документе.
Осуществить задуманное надеялись в сжатые сроки: в январе 2022-го подготовить поправки в действующее законодательство, с весны начать тестирование прототипа платформы цифрового рубля, по итогам которого принять дорожную карту ее внедрения. Жизнь вмешалась в планы, и лишь в середине лета 2023 года был принят федеральный закон №339-ф3, закрепивший третью форму национальной валюты, что позволило с 1 августа приступить к тестам.
Преимущество цифрового рубля перед наличными и безналичными в том, что на него не распространяются ограничения коммерческих банков в виде комиссий и лимитов. Однако есть и минусы: открывать вклады и сберегательные счета, чтобы получать процентный доход, нельзя, кешбэк за покупки цифровыми рублями также не предусмотрен.
Открыть кошелек и распоряжаться средствами, в том числе конвертировать в наличные/безналичные и обратно, совершать платежи и переводы можно через мобильное приложение любого банка. При этом на пополнение цифровых кошельков установлен лимит – не более 300 тыс. руб. в месяц. Оплата осуществляется по бесплатному универсальному QR-коду, транзакции проходят через Систему быстрых платежей (СБП).
Законодательно закрепить единого оператора услуги, с точки зрения регулятора, необходимо для создания равноудаленной и общедоступной инфраструктуры. Однако банковский консорциум (Сбербанк, Альфа-банк, Т-банк) увидел в этом риски возникновения монополии Национальной системы платежных карт (НСПК) и предложил альтернативу – развивать рынок на основе стандартов совместимости.
Со своей стороны, Минфин в целом поддерживает идею единого QR-кода, полагая, что не допустить монополии НСПК поможет роуминг между платформами. Окончательного решения на сегодняшний день не принято, поэтому смещение вправо сроков введения в денежное обращение цифрового рубля дает чиновникам, депутатам, банкирам время, чтобы спокойно разобраться в нюансах и прийти к общему знаменателю.
Против коррупции и отмывания
Каждый цифровой рубль будет получать уникальный код (как серийный номер на купюре), по которому легко отследить всю цепочку операций с ним. Именно по этой причине на третью форму денег возлагают такие большие надежды в контексте борьбы с коррупцией.
Логично ожидать максимально полной прозрачности финансовых операций. Это обеспечит повышение эффективности и целевое расходование средств по государственным и муниципальным контрактам. Одновременно будут созданы условия для снижения издержек на администрирование бюджетного процесса, призванного выявлять нарушения и злоупотребления.
По тем же основаниям власти рассчитывают добиться сокращения доли теневой экономики, которая, согласно оценке Росфинмониторинга, сейчас достигает 20–23% ВВП. Кроме того, система поможет правоохранительным органам и Федеральной налоговой службе (ФНС) бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем, выявлять незаконные финансовые операции и телефонных мошенников.
Бизнес опасается усиления фискальной нагрузки. Правительство в начале текущего года расширило список оснований для проведения внеплановых проверок предприятий и организаций, и это при том, что мораторий на плановые проверки продолжает действовать. Цифровой рубль означает маркировку каждой транзакции, что сузит до минимальных значений пространства для налоговой оптимизации.
Что тревожит бизнес и банки
Для представителей малого и среднего предпринимательства (МСП) введение цифрового рубля предполагает дополнительные затраты: хочешь или нет, а придется инвестировать в закупку нового бухгалтерского софта. Также потребуются обновление планов-счетов, отражение операций с цифровыми рублями на отдельных субсчетах и ряд других изменений, к которым придется приспосабливаться.
В то же время экономически для крупного бизнеса операции с цифровыми деньгами выгоднее безналичных расчетов. Комиссии в сегменте P2P составят 0%, в B2C – 0,3%, в B2B – 0,5%. Для сравнения: действующие тарифы для расчетов по СБП колеблются в диапазоне 0,4–0,7%, тарифы на эквайринг доходят до 2,5%. Таким образом, чем выше оборот компании, тем большую экономию она может получить. Но все это в идеале. Реалии же таковы, что пилот с цифровым рублем, хотя официально и признан успешным, до сих пор не был запущен в полном объеме.
Третья форма денег: о преимуществах и рисках цифрового рубля
Идея, что называется, еще не овладела предпринимательским сообществом. Осторожность в чем-то оправдана: из всего функционала рынку пока продемонстрировали только тестовую оплату в магазине, перевод между кошельками и автоматические выплаты. Однако это точечные решения. Пока нет ни одного кейса в крупной рознице, нет и системных игроков, которые бы интегрировали цифровой рубль в свои бизнес-процессы.
У коммерческих банков своя правда. Многих, как показал опрос «Коммерсанта», проведенный осенью 2024 года, смущает цена «входного билета». Выяснилось, что минимальные затраты на внедрение цифрового рубля начинаются от 120 млн и могут достигать 200 млн руб. Представители финансовых организаций и независимые эксперты считают, что такие суммы неподъемны для небольших банков, чей годовой бюджет на поддержание собственной ИT-инфраструктуры в среднем составляет около 20 млн руб. Более того, огромные деньги могут быть выброшены на ветер, если в кредитной организации будет ограниченное число клиентов, открывших цифровой кошелек.
Одна из настоящих фобий банкиров – опасения массового оттока ликвидности с депозитов и текущих счетов, которого при определенных обстоятельствах нельзя полностью исключать. Допустим, на слухах о скором отзыве Центробанком лицензии у кредитной организации вкладчики массово начнут спасать сбережения, конвертируя их в цифровые рубли. Панические настроения способны нарушить стабильность всей финансовой системы.
Кроме того, после того как деньги физических и юридических лиц будут выведены в цифровые кошельки, банки не могут ими распоряжаться, например, зарабатывать на выдаче займов и кредитов. Снижение маржинальности способно привести к краху классической бизнес-модели. Впрочем, регулятор выбора банкам не оставил: осенью прошлого года Эльвира Набиуллина пригрозила нарушителям штрафами в случае срыва сроков подключения к платформе цифрового рубля.
На чем сэкономит казначейство
Жесткую риторику главы ЦБ, как представляется, ожно кроме всего прочего объяснить стремлением оптимизировать затраты на эмиссию наличных денег. В обращении находится около 8,3 млрд купюр и 73,1 млрд монет различного достоинства. По экспертным оценкам (Федеральное казначейство данные не раскрывает), себестоимость одной купюры в среднем составляет 2 руб., монеты – приблизительно 50 коп. Если приведенные расчеты верны, то их производство обошлось более чем в 5,22 трлн руб.
Согласно прогнозам, с введением в обращение цифрового рубля масса наличных денег в экономике сократится на 30%. Соразмерно уменьшатся объемы выпуска новых банкнот и монет взамен утраченных или пришедших в негодность, что автоматически обеспечит существенную экономию средств федерального бюджета.
Дмитрий Целищев – управляющий директор инвестиционной компании