Профиль

Обед у металлургов: к чему приведет развитие промышленного туризма в России

В российской индустрии гостеприимства и отдыха сформировалось новое направление – промышленный туризм. Помимо владельцев заводов в развитии промтуров заинтересованы и туроператоры: в условиях, когда возможности выездного туризма сжимаются, им срочно требуются новые перспективные внутренние ниши.

Рабочий на территории Череповецкого металлургического комбината

В листопрокатном цехе Череповецкого металлургического завода для туристов открыли необычную остекленную смотровую галерею

©Сергей Карпухин/ТАСС
Содержание:

Вначале был виски

Считается, что история промышленного туризма началась в 1866 году на винокурне Jack Daniel’s в Линчбурге (США), когда ее молодой владелец Джаспер «Джек» Дэниел ради рекламы пригласил горожан бесплатно попробовать виски, приготовленный по особому рецепту. Эксперимент оказался весьма удачным и получил широкий резонанс в СМИ и деловых кругах.

Индустриальный туризм вышел на новый уровень после того, как экономический эффект от политики открытых дверей оценили руководители крупных компаний. В начале прошлого века законодателями новой моды на промтуры стали ведущие европейские и американские фирмы, представлявшие автопром, авиапром и пищевую индустрию (Peugeot, Bentley Motors, Ferrari, Lamborghini, Harley-Davidson, Boeing, Kronenbourg, Сoca-Cola). Любой желающий за $10–15 (или эквивалент этой суммы) мог перешагнуть порог предприятия, чтобы ознакомиться с его историей и достижениями, а заодно узнать условия работы и уровень зарплаты.

Признанными мировыми центрами притяжения путешественников являются заводы и музеи шоколадной фабрики Cadbury в Великобритании (400 тыс. посетителей в год), приливной электростанции «Ля Ранс» во Франции (300 тыс.), автоконцернов Toyota в Японии (300 тыс.) и BMW в Германии (260 тыс.), производителя мороженого Ben & Jerry’s в США (170 тыс.).

Во второй половине ХХ века «эстафетную палочку» подхватили в Азии. По данным информагентства «Синьхуа», до пандемии китайские фирмы принимали 140 млн граждан ежегодно, общая выручка от экскурсий составляла 21,3 млрд юаней. В ближайшее время в Пекине рассчитывают увеличить эти годовые показатели до 240 млн человек и 30 млрд юаней соответственно.

Кузница кадров

Достоинства промтуров быстро признали и в СССР. В 1930-е АО «Советский турист» выпускало листовки с маршрутами по промышленным предприятиям страны. В 1986 году создается госслужба профориентации молодежи. Экскурсии для школьников выпускных классов и дни открытых дверей для всех желающих проводили большинство крупных советских предприятий, кроме оборонных.
В новейшей истории России первыми вспомнили о забытых добрых традициях металлурги – Челябинский трубопрокатный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, Загорский трубный завод, Объединенная металлургическая компания (ОМК), «Северсталь», «Норникель». В начале ХХI века отрасль динамично развивалась, и ей срочно требовались квалифицированные кадры.

В течение последних 10 лет линейка турпродуктов в этом секторе внутреннего туризма заметно расширилась. К примеру, в листопрокатном цехе Череповецкого металлургического завода для туристов открыли необычную остекленную смотровую галерею высотой 10 м и протяженностью 30 м. Оскольский электрометаллургический комбинат угощает экскурсантов незабываемым «обедом металлурга». На «Энергомаш–ЧЗЭМ» (Чехов, Московская обл.), выпускающем запорную арматуру для АЭС и ТЭС, придумали устраивать в цехах site-specific спектакли. Интересно, что актерами шоу «Мистерия высокого давления» стали рабочие завода.

Спектакль "Мистерия высокого давления" в цехе Череповецкого металлургического комбината

пресс-служба ЧЗЭМ

Помимо продвижения бренда и решения кадровых задач российские предприятия научились зарабатывать на прямых продажах фирменной продукции. По словам экспертов, ежегодная чистая прибыль винокурни «Абрау-Дюрсо» от винных туров и музейного магазина при Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге исчисляется десятками миллионов рублей.

Квест по верфи

Промышленный туризм можно условно разделить на четыре направления. Во-первых, путешествия с целью знакомства с регионом. Чаще всего в таких турах обращают внимание на народные промыслы и локальные бренды пищевой индустрии. Пальма лидерства среди предприятий, доступных для туристов, принадлежит кондитерскому концерну «Бабаевский». В Самаре вне конкуренции завод «Жигулевское пиво». У детей большой популярностью пользуются экскурсии и мастер-классы на московской фабрике мороженого «Чистая линия». Коммерческие экскурсии стоят в среднем от 500 до 2 тыс. рублей.

Второе направление промтуризма – посещение предприятий с целью построения карьеры или смены работы. Среди туристов – школьники старших классов, студенты и взрослые люди. Их главный интерес – профориентация. В РФ это самая большая категория.

Третий сегмент – корпоративный туризм. «Пандемия и СВО привели к тому, что большие и маленькие компании (кто для сохранения репутации, кто из желания сэкономить) предпочитают тратить деньги внутри страны. А просто съездить рабочим коллективом на шашлыки на загородную базу отдыха или на Красную Поляну многим уже неинтересно», – объясняет эксперт по промтуризму Амалия Акопова. Помимо обмена опытом бизнес-туристы хотят получить новые яркие впечатления. «Корпоративный туризм рассчитан на разный кошелек. Есть дорогостоящие истории, например, гонки на «БелАЗах» – для тех, кто хочет адреналина и размаха. Необычные квесты предлагают многие судостроительные верфи, фабрики по художественным и народным промыслам», – перечисляет Акопова. По ее словам, сегодня динамично развиваются все три вышеназванных направления.

Есть еще один перспективный сегмент – посещение российских предприятий иностранными туристами. Но пока из-за пандемии и СВО он переживает спад.

Новый импульс

Индустриальный туризм получил в РФ мощный стимул к развитию в 2020 году, когда Агентство стратегических инициатив (АСИ) вместе с регионами при поддержке Минпромторга запустило Всероссийскую программу «Открытая промышленность». Идею по созданию акселератора принес в АСИ гендиректор агентства бизнес-туризма MICE Market Сергей Рыжов, предложив масштабировать его оригинальную методологию развития промтуризма на всю страну.

Как рассказала директор дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Захарова, главная цель программы – продвижение кадрового и технологического потенциала отечественных производителей. Сегодня в ней участвуют 50 субъектов РФ. Тридцать из них уже разработали региональные стратегии развития промышленного туризма.

Около 400 предприятий в стране проводят платные и бесплатные экскурсии. Программы стажировок для демонстрации своих технологий и инноваций молодым специалистам действуют на 90 промпредприятиях. По данным АСИ, в 2022-м в таких программах приняли участие более 10 тыс. студентов. Из них около трех тысяч заявили о готовности трудоустройства на предприятие по итогам стажировки.

«Интерес к промышленному туризму и посещаемость предприятий растут с каждым годом. Так, с 2020 по 2022 год мы наблюдаем трехкратный рост», – отмечает Захарова. По ее словам, предприятия – участники акселератора АСИ по промтуризму приняли в общей сложности уже более 800 тыс. туристов.

В сентябре прошлого года заявки на участие в программе подали еще 39 регионов (258 предприятий). Экспертный совет под председательством замглавы Минпромторга РФ Алексея Беспрозванных выбрал 20 региональных междисциплинарных команд.

«Если в 2021-м в проект заходили преимущественно средние и маленькие компании, то в прошлом году большой интерес проявили корпорации», – комментирует Сергей Рыжов. Впервые открыли двери для туристов такие стратегически важные предприятия, как космодром «Восточный», «Русгидро» (Чиркейская и Саяно-Шушенская ГЭС), ЕВРАЗ (Нижнетагильский меткомбинат и Качканарский ГОК), ТМК (Северский трубный завод, Челябинский трубопрокатный завод), «Норникель», «Газпром», СУЭК, ОМК, «Сахалинская энергия» и др.

Ежегодная чистая прибыль «Абрау-Дюрсо» от винных туров и музейного магазина в Санкт-Петербурге исчисляется десятками миллионов рублей, считают эксперты

Алексей Зотов/Коммерсантъ/Vostock Photo

Ломаем стереотипы

В АСИ надеются, что в текущем году к проекту «Открытая промышленность» присоединятся еще несколько сотен российских предприятий. Планируется расширить онлайн-путеводитель по промтуризму «Все – на завод!», в котором собрана информация о более чем 100 предприятиях из разных отраслей экономики. «В 2023 году мы будем дополнять путеводитель новыми экскурсиями», – пообещала Ольга Захарова. В конце мая предполагается запустить сразу на нескольких аудиоплатформах подкаст, который также будет посвящен промтуризму.

Сергей Рыжов считает, что у промышленного туризма в России большое будущее. Постоянно расширяется тематика экскурсионных промтуров. «К примеру, любители цифровых монет в восторге от посещения в Норильске майнинговой фермы», – отмечает Рыжов. Перспективен сегмент профориентации. «Согласно опросам, многие молодые люди готовы оставаться в своих регионах, но из-за старых стереотипов пока не готовы работать в промышленности. Будет расти и корпоративный сегмент, – уверен эксперт. – Нас всех ждет впереди большой вызов – масштабная модернизация промышленности. Поэтому обмен опытом и знаниями приобретает для промышленников особое значение».

Самое читаемое
Exit mobile version