Портрет путешественника: как изменился выездной туризм в 2022 году
Как сказал Нерадько, на текущий год прорабатывается открытие авиасообщения с Мьянмой, а также возобновление полетов из России во Вьетнам, Монголию, Саудовскую Аравию, Южную Корею. Отдельно глава Росавиации остановился на африканском континенте: «Российскими авиакомпаниями прорабатывается возможность начала выполнения полетов в Эфиопию, ЮАР, Алжир, Тунис, другие государства».
Справедливости ради надо отметить, что в три из названных стран прямые рейсы из России выполняются и сейчас. Правда, летают туда не российские авиакомпании, а иностранные: это Эфиопия (из Москвы летает Ethiopian Airlines), Алжир (из российской столицы летает Air Algerie) и Монголия, откуда в города Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, Владивосток, Улан-Удэ и Владивосток) летают Hunnu Air и «Аэро Монголия».
Среди перечисленных главой Росавиации стран, куда рейсов сейчас нет, эксперты отмечают интерес лишь к нескольким: в первую очередь это Тунис и Вьетнам, а также ЮАР и Мьянма.
Долгая дорога в Африку
Тунис в случае запуска туда рейсов из России предстоящим летом стал бы настоящим хитом и потенциальным конкурентом Турции. Он однозначно оттянул бы на себя часть турецкого турпотока, особенно если учесть, что из-за отсутствия конкуренции цены на отдых в Турции в этом году улетели в космос: как уже писал «Профиль», отельеры Турции просто умножили ценник на два.
"Они просто умножили цены на два": сколько будет стоить летний отдых в Турции
Сезон в Тунисе длится с июня по октябрь, а для въезда, как и в Турцию, виза россиянам не требуется (до 90 дней). С декабря в стране также отменены все ковидные ограничения. Конечно, объем размещения в Тунисе не идет ни в какое сравнение с возможностями Турции, однако, например, в доковидном 2019 году Тунис принял около 650 тыс. россиян.
Впрочем, у российских перевозчиков с запуском рейсов в Тунис могут возникнуть проблемы из-за закрытого неба Европы. Летать придется через Турцию и Средиземное море, а это очень долго. В феврале «Аэрофлот» уже объявлял о том, что с 30 мая запускает рейсы из Москвы в Энфиду. Время полета по расписанию – 8 часов 55 минут. Несколько недель перевозчик продавал билеты на него, но затем рейс пропал из расписания, и до сих пор не ясно, состоится ли. Авиакомпания никак не комментировала «пропажу» рейса, но эксперты подозревают, что продажи свернули как раз из-за плохой загрузки, так как вряд ли нашлось много желающих добираться до Туниса дольше, чем до Таиланда.
Но без Туниса россияне в этом году не останутся: в начале апреле из Москвы и Петербурга в Монастир будет летать тунисская Nouvelair. А так как ей разрешено летать над Европой, то путь до Туниса составит всего около 3,5–4 часов. Конкурировать с такой продолжительностью полета российским авиакомпаниям будет непросто.
Площадь в Медине Туниса (исторический центр Туниса)
Xu Supei/XinHua/Global Look PressАналогичная проблема и у соседнего с Тунисом Алжира, куда на рейсах российских авиакомпаний придется добираться те же 9–10 часов. Но в случае Алжира долгая дорога – лишь половина проблемы: турпоток тормозит сложная визовая политика государства. Сейчас для въезда в Алжир гражданину РФ необходимо оформить визу, а сделать это можно только в консульстве в Москве, для чего придется собрать внушительный пакет документов, включая ваучер от туристической фирмы, аккредитованной на территории Алжира.
Правда, в январе издание Arab News сообщало, что власти Алжира готовятся серьезно упростить визовые правила для туристов и якобы МВД страны уже приняло решение о введении визы по прилету. Оформить ее можно будет только в составе организованных групп, а билеты и отели должны быть забронированы только через работающих в Алжире туроператоров. Но даже несмотря на такие требования, «виза по прибытии» для Алжира –радикальное ослабление правил въезда. Эта североафриканская страна никогда не стремилась стать массовым туристическим направлением, предпочитая получать доходы от газа и нефти, которых у Алжира в избытке.
В туристическом плане Алжир – очень интересное направление, но небезопасное. Достаточно сказать, что все организованные поездки иностранных туристов в стране в обязательном порядке сопровождает вооруженная полиция. При этом, например, у Алжира есть около 1200 км побережья Средиземного моря, но объем средств размещения не идет ни в какое сравнение с тем же Тунисом: 127 тыс. койко-мест в Алжире против 230 тыс. в Тунисе (и это при том, что Алжир – самая большая страна Африки). Неудивительно, что ежегодно летом сами алжирцы массово едут на отдых не на свое побережье, а либо на восток – в Тунис, либо на запад – в Марокко.
На край земли
Хорошие перспективы на российском рынке есть и у ЮАР, правда, с некоторыми оговорками. Это государство на самом юге африканского континента вместе с РФ входит в организацию БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Кроме того, между Россией и ЮАР отменен визовый режим, для въезда также не требуются никакие прививки и сертификаты. Время в ЮАР отличается от московского всего на один час в меньшую сторону, так что джетлаг (синдром смены часового пояса) после долгого перелета мучить не будет.
Пять стран, идеально подходящих для путешествия на майские праздники
Если учесть, что расстояние между Москвой и самым известным городом ЮАР – Кейптауном по прямой около 11100 км, то время полета может составить примерно 13–14 часов. Это сопоставимо с допандемийными рейсами из Москвы в Денпасар на Бали, до которого чуть больше 10 тыс. км.
В январе посол ЮАР в России Мзувукиле Макетука в интервью РИА Новости заявлял, что Претория обсуждает запуск четырех прямых рейсов в неделю с российской авиакомпанией Nordwind. Позже посол по особым поручениям МИД РФ Олег Озеров в ходе дискуссии «Россия и ЮАР: Африка ближе, чем кажется?» заявил, что в Москве рассчитывают на появление прямых рейсов между РФ и ЮАР уже к лету.
И тем не менее на российском туристическом рынке смотрят на запуск рейсов на самый юг Африки с некоторой осторожностью. Дело в том, что, несмотря на наличие в ЮАР сразу двух океанов (страна омывается Атлантикой с запада и Индийским океаном с востока), это направление сложно назвать пляжным, а ведь большинство россиян в качестве отдыха рассматривают именно их. Хорошо оборудованных пляжей в ЮАР не так много, как могло бы быть, а прибрежные воды не такие спокойные, как хотелось бы. Но зато в ЮАР можно совершить отличное сафари в природных парках, увидеть пингвинов в естественной среде, а также отправиться в тур по винокурням.
При этом проблем с рейсами в ЮАР у россиян нет и сейчас: с одной пересадкой можно долететь той же Ethiopian Airlines через Аддис-Абебу либо ближневосточными перевозчиками через Дубай, Доху или Абу-Даби. Поэтому в случае запуска прямого рейса большое значение будет иметь вопрос цены.
Туристы фотографируются с видом на Столовую гору, Кейптаун, ЮАР
Gao Yuan/Xinhua/Global Look PressВсе ждут Азию
А вот рейсов во Вьетнам, обещанных Нерадько, на российском рынке ждут уже давно, и в случае их запуска направление несомненно выйдет в топ продаж. Российские туроператоры даже сейчас предлагают туры во Вьетнам, правда, на рейсах с пересадкой (например, через Казахстан), а на прямых маршрутах Вьетнаму прочат взрывной спрос.
Сильный паспорт: какие страны скоро могут стать безвизовыми для россиян
Да и в самом Вьетнаме уже готовятся к приему россиян: на днях правительство страны приняло решение увеличить для граждан РФ, Белоруссии и некоторых других государств срок безвизового пребывания с 15 до 45 суток (то есть как в соседнем Таиланде). Как ожидается, решение вступит в силу ближе к лету. В этом случае Вьетнам сможет составить хорошую конкуренцию Таиланду, который сейчас в Азии снимает все «турсливки», оставаясь единственным направлением в регионе с прямым рейсами из РФ.
Аналогичная ситуация и с Мьянмой. Правда, это страна не так хорошо известна в России, как Таиланд и Вьетнам, но при правильной промо-кампании и приемлемых ценах на туры она легко сможет оттянуть на себя часть турпотока. Мьянма омывается водами Бенгальского залива и Андаманского моря, как и Таиланд, пляжи и экскурсионная программа там ничуть не хуже, чем у более популярного конкурента. Для въезда в Мьянму россиянам нужно будет оформлять визу, но это можно сделать онлайн.
Мьянма уже давно пытается выйти на российский туррынок, по крайней мере, разговоры о запуске прямых рейсов между странами идут уже год. Последнее заявление было сделано в феврале: посол Мьянмы в РФ Лвин У предполагал, что авиасообщение может быть запущено в ближайшие два месяца. Рейсы планируются из Москвы, Новосибирска и Екатеринбурга в Янгон и Мандалай. Тогда же московский аэропорт Домодедово объявил, что подписал соглашение о намерениях сотрудничества с авиакомпанией Myanmar Airways. Это значит, что «авиакомпания подтверждает свое намерение рассматривать Московский аэропорт Домодедово в качестве своего потенциального аэропорта–партнера».
Туристы у пагоды Шведагон в Мьянме
Quang Ngoc Nguyen/Vostock PhotoВосток – дело тонкое
Еще две страны, куда Александр Нерадько пообещал прямые рейсы, – это Саудовская Аравия и Южная Корея.
Что касается ближневосточного королевства, то его перспективы на российском рынке пока не так радужны. Достаточно сказать, что для въезда в Саудовскую Аравию россиянам нужна виза, которая весьма недешева – около $170. Это при том, что почти все соседи саудитов – ОАЭ, Катар и Оман – пускают россиян без виз, а в Бахрейне она оформляется по прилете и стоит всего $15. Впрочем, российские власти не раз заявляли, что ведут переговоры с Эр-Риядом либо об облегчении визового режима, либо о его полном отмене. Правда, когда договорятся – неизвестно.
Туристы в парке Сеула, Южная Корея
Wang Yiliang/XinHua/Global Look PressЮжная Корея и вовсе выглядит в «списке Нерадько» белой вороной – это единственная страна из перечисленных, которая отнесена российскими властями к недружественным. Кроме того, Сеул присоединялся к некоторым пакетам западных санкций против России, поэтому запуск прямых рейсов туда выглядит, мягко говоря, удивительным. Но всё возможно.