- Как пандемия приземлила А380
- Кто снова полетел на А380
- Почему «слоны» вернулись?
- Кто так и не полетел на А380
Как пандемия приземлила А380
4 сентября 2020-го сборочную линию завода в Тулузе покинул последний Airbus A380 – крупнейший в мире пассажирский авиалайнер. Его первый полет в 2005 году стал сенсацией: двухпалубный самолет, вмещающий в одноклассной компоновке более 800 человек, высотой с восьмиэтажный дом и размахом крыла с футбольное поле… Эксперты и комментаторы тогда на эпитеты не скупились, ведь поднять такую конструкцию в небо действительно казалось чудом.
Салон бизнес-класса самолета Airbus A380
Shutterstock/FotodomЗа 15 лет существования программы Airbus смог выпустить всего 272 лайнера А380, хотя изначально боссы авиаконцерна предполагали, что построят не менее 1200 лайнеров этой модели. Но четырехдвигательный «суперслон» вчистую проиграл своим конкурентам с двумя двигателями, в первую очередь собратьям Airbus – A350 и A330neo, а также моделям Boeing 787 Dreamliner и перспективным 777Х. И по мере того как двухдвигательные самолеты становились все вместительнее, а дальность полетов увеличивалась, все больше авиакомпаний размещало заказы на них, а не на А380.
Нам бы в небо: какой дальнемагистральный самолет ждут российские авиаперевозчики
Но окончательный гвоздь в крышку гроба «суперслона» забила пандемия: в эпоху мирового локдауна и сокращения пассажиропотока такой гигант оказался просто не нужен. Подавляющее большинство перевозчиков, эксплуатирующих эти лайнеры, весной 2020-го отправили их на хранение. Например, в апреле 2020 года пассажирские рейсы на А380 выполняли лишь две авиакомпании из 15 – дубайская Emirates и китайская China Southern. А в отдельные дни одномоментно в небе можно было насчитать всего четыре А380, тогда как до пандемии их число превышало сотню.
Все надежды боссов Airbus на продолжение программы А380 были связаны именно с Emirates. Ведь практически половина парка дубайской авиакомпании, где насчитывается более 200 лайнеров, – это А380. Но и в Emirates сделали выбор в пользу двухдвигательных самолетов: в разное время перевозчик разместил несколько крупных заказов на Airbus A350, Boeing-787 и Boeing-777Х. А после того как в 2019-м Emirates решила сократить заказ на А380 со 162 до 123 лайнеров, Airbus, выполнив контракт, в сентябре 2020 года свернул производство крупнейшего в мире пассажирского лайнера.
Кто снова полетел на А380
Когда в разгар пандемии сотни А380 оказались на земле, только ленивый не говорил о закате «суперслонов». Да и боссы многих перевозчиков, эксплуатирующих эти самолеты, соглашались, что вряд ли когда-нибудь снова поднимут их в небо. Но по мере того как коронавирус отступал, а международные перевозки возобновлялись, А380 все чаще стал появляться в небе.
Airbus A380 во время взлета
Shutterstock/FotodomК настоящему моменту уже 10 перевозчиков из 15, в парке которых до пандемии были А380, возобновили полеты на «суперджамбо». Прежде всего, это азиатские Korean Air, Asiana, Singapore Airlines и All Nippon Airways, ближневосточные Emirates и Qatar Airways, британская British Airways, австралийская Qantas.
Как на российской гражданской авиации сказался год, проведенный под санкциями
25 июля первый за три года рейс на «суперджамбо» выполнил национальный перевозчик ОАЭ Etihad. «Да, А380 вернулся! И теперь вы можете ежедневно летать на нем между Лондоном и Абу-Даби», – не без гордости сообщалось на сайте авиакомпании. Чуть ранее в том же месяце с не меньшей помпой возвращение А380 отмечала и Lufthansa: 5 июля ее «суперслон» совершил первый с 2020 года регулярный пассажирский рейс из Мюнхена в Бостон, позже немцы начали летать на нем и в Нью-Йорк.
Конечно, объемы полетов на А380 и у Etihad, и у Lufthansa пока далеки от допандемийных показателей. Например, немцы из 14 своих А380 сейчас используют лишь четыре лайнера. Еще два самолета Lufthansa обещает вывести на линии до конца года, а два так и останутся в запасе (еще шесть А380 немцы ранее продали). У Etihad из 10 самолетов летают только четыре, остальные – на хранении.
Почему «слоны» вернулись?
Возвращению А380 в небо поспособствовали проблемы с выпуском новых моделей. Больше всего подвел покупателей американский Boeing, у которого возникли большие сложности с поставкой самолетов серии 777Х – улучшенной версии популярного лайнера Boeing-777.
Вот новый разворот: прекратит ли Турция принимать "российские" Boeing
Впервые этот лайнер показали заказчикам в 2020 году, а первые поставки пообещали уже в 2022-м. Однако, получив заказы почти на 300 самолетов модели 777-9, Boeing несколько раз сдвигал сроки начала программы. Сначала возникли проблемы с двигателем лайнера: были найдены ошибки в компрессоре. Пока их устраняли, началась пандемия, что снова сдвинуло срок начала производства.
Затем возникли проблемы с контролирующими органами: из-за двух катастроф лайнеров Boeing-737MAX в Эфиопии и Индонезии в 2018 и 2019 годах корпорации отказали в быстрой сертификации 777X, перенеся ее на 2025 год.
В итоге первые самолеты 777-9, как ожидается, заказчики смогут получить только к концу 2025-го. И только в том случае, если самолет все-таки пройдет сертификацию по плану, а такой гарантии сейчас дать не может никто. А пока боссы Boeing посоветовали заказчикам вместо 777-9 обратить внимание на лайнер 787 Dreamliner. Но и с этой моделью возникли проблемы.
Boeing-777Х
Shutterstock/FotodomЕще в 2020 году регулятор выявил в «Дримлайнерах» дефекты в фюзеляже, из-за чего производителю пришлось полностью прекратить выпуск этих самолетов до устранения недочетов. Сроки поставок были сдвинуты более чем на год. В феврале 2023-го Boeing принял решение снова приостановить поставки модели 787 для проведения дополнительного анализа фюзеляжа.
Таким образом, не получив новые самолеты в разгар восстановления рынка после пандемии, боссы многих авиакомпаний вынуждены были вспомнить о пылящихся на авиаплощадках А380, которые еще пару лет назад собирались отправить на свалку истории.
Кто так и не полетел на А380
Тем не менее к эксплуатации А380 после пандемии вернулись не все: пять авиакомпаний отказались от возобновления полетов на них.
Airbus A380 на консервации при длительном хранении
Shutterstock/FotodomФранцузская Air France начала сокращать парк «суперслонов» еще в 2019 году. Последующая пандемия коронавируса и мировой локдаун лишь ускорили этот процесс: к 2021-му французы избавились от всех 10 своих самолетов этой модели. Кроме того, на «суперджамбо» больше не летают португальская Hi Fly, малайзийская Malaysia Airlines и китайская China Southern. Удивительно при этом, что China Southern в разгар пандемии была единственной авиакомпанией в Китае, эксплуатирующей такую модель.
Последняя "королева": Boeing завершил производство самого известного самолета
23 августа о распродаже всех своих шести А380 объявил таиландский перевозчик Thai Airways. Тайцы, в отличие от многих коллег, решили не отправлять самолеты на слом. Авиакомпания разослала потенциальным заказчикам предложение, в котором предупредила, что за последние три года (то есть с начала пандемии) эти самолеты не только ни разу не летали, но и не проходили необходимые процедуры проверки и техническое обслуживание.
Поэтому покупателям предложили самим думать о том, как вывозить самолет из Таиланда – своим ходом или разбирать на месте (четыре лайнера стоят в аэропорту Бангкока, два – в Паттайе).
Заявки от потенциальных покупателей тайцы ждут до 12 сентября, при этом особо подчеркивается, что продавец сохраняет за собой право отклонить предложения сторон, на которые распространяются санкции США и Таиланда, или любого другого «неподходящего претендента». В общем, у российских авиакомпаний шансов нет.
Найдут ли тайцы покупателей на свои А380, покажет время, но сомнительно, что им это удастся. В качестве примера можно привести историю Malaysia Airlines, которая в 2021–2022 годах так и не смогла продать шесть своих «суперслонов» и в итоге просто отправила лайнеры на авиакладбище.