Рейсы будут дважды в день
За последние пять лет Тунис практически исчез с туристического рынка России. Периодически на летний сезон из Москвы и Санкт-Петербурга запускались прямые чартерные перелеты авиакомпании Nouvelair Tunisie, но заметного влияния на российский выездной турпоток они не оказывали. В прошлом году, например, рейсы из Петербурга в Монастир выполнялись только раз в 10 дней, а полеты из Москвы вместо обещанного мая стартовали лишь в сентябре, то есть под конец сезона.
Попытки запустить прямые рейсы в Тунис предпринимали и российские перевозчики. В феврале 2023-го «Аэрофлот» открыл продажу билетов на рейс Москва–Энфида. Полеты должны были начать в мае, но спустя пару недель рейсы исчезли из расписания и больше не появлялись. Отмену программы связывают с антироссийскими санкциями и закрытым для отечественных авиакомпаний небом Европы, из-за чего перелет до Туниса продлился бы около девяти часов (то есть дольше, чем, например, до Таиланда). Загрузить самолеты при таких условиях, как и конкурировать с тунисским перевозчиком, который напрямую долетает за четыре часа, нереально.
В итоге отсутствие более-менее регулярной прямой перевозки привело к обрушению интереса россиян к этой африканской стране. Если до 2019-го Тунис ежегодно принимал примерно по 600 тыс. российских туристов, то по итогам 2024-го, согласно статистике тунисского туристического офиса, страну посетили всего 14 тыс. путешественников из РФ.
В этом году ситуация должна в корне измениться. Как заявил отраслевому порталу «ТурДом» представитель Министерства туризма и ремесел Туниса Нежи Гуидер, страна рассчитывает принять 160 тыс. туристов из России, то есть турпоток должен вырасти более чем в 11 раз.
Тунисские отельеры к приезду россиян активно готовятся, набирают русскоговорящий персонал. Кроме того, по словам Нежи Гуидера, точно не будет проблем с обменом «старых» долларов: примут любые, главное, «чтобы деньги были настоящими».
Запускается и обширная чартерная программа: уже с конца апреля из России в Монастир и Энфиду начнут летать самолеты сразу двух тунисских авиакомпаний – Nouvelair Tunisie и Express Airline. Рейсы будут выполняться как из Москвы, так и из Санкт-Петербурга. Причем если частота полетов Nouvelair Tunisie с 20 апреля составит два раза в неделю, то Express Airline с 26 апреля из столицы планирует летать каждый день, а с 26 мая (то есть с начала высокого сезона) увеличит периодичность до двух рейсов в сутки.
В среднем недельный отдых на двоих в качественных отелях «4 звезды» с питанием «все включено» обойдется в 200–250 тыс. рублей, в гостиницах категории «5 звезд» – от 300 тыс. рублей. Стоимость только авиабилетов варьируется от 65–75 тыс. рублей на человека за полет в обе стороны.
Пляжи, пустыня и спа
Монастир–Сус и Энфида–Хаммамет, куда из России появятся прямые рейсы, – самые востребованные пляжные направления Туниса.
«Хаммамет считается одним из наиболее популярных курортов материковой части. Здесь отели на любой вкус, рестораны, магазины, также есть развлекательный центр и большой аквапарк, который обязательно порадует маленьких гостей. Сус – молодежный курорт, где жизнь кипит и днем, и ночью: в городе несколько ночных клубов и самая крупная дискотека под открытым небом во всей Африке, – рассказывает представитель туроператора Anex Виктория Худаева. – Монастир, напротив, довольно тихий и спокойный курорт с недорогими вариантами размещения, но соседство с оживленным Сусом позволит при желании разнообразить досуг».
В Абхазию снова можно: туроператоры ждут всплеска продаж туров на курорты республики
Отдых в Тунисе эксперты рекомендуют в первую очередь семейным туристам с детьми и активным парам, так как в стране много исторических достопримечательностей и интересные экскурсионные программы.
«Можно отправиться на экскурсию по Сахаре на квадроциклах, посетить город Эль-Джем с древним амфитеатром и посмотреть декорации к "Звездным войнам", прокатиться на верблюдах, съездить на озеро Шотт-эль-Джерид и к знаменитому Карфагену, который может посоперничать с римским Колизеем», – перечисляет Виктория Худаева.
Отдельно эксперты выделяют программы спа и талассотерапии – это действительно фишка страны. Достаточно сказать, что на оздоровление в Тунис массово едут европейские пенсионеры, особенно из Италии: качество на высоте, но в разы дешевле.
«Хорошее оборудование для спа и других процедур есть даже в дешевых отелях, причем действительно уникальное оборудование. Поэтому отдых там однозначно нужно совмещать с лечебно-профилактическими процедурами, этакий санаторий лайт. Буквально за 10 долларов вы практически в любой "трешке" получите отличный массаж», – говорит глава туркомпании «Бельмаре» Диана Фердман.
Пляж Монастир–Сус (архивное фото)
Valery Bareta / Shutterstock/FotodomИ тем не менее к выбору отеля в Тунисе нужно подходить очень внимательно, предупреждает она: «Страна небогатая, какой-то понятной сертификации гостиниц нет. Некоторые "четверки" могут оказаться лучше "пятерок", так что смотреть исключительно на звезды точно не стоит».
Номерной фонд в Тунисе достаточно старый, добавляет представитель туроператора «Русский Экспресс» Елизавета Тимошенко, к тому же не так много отелей уровня «5 звезд» и особенно deluxe. «Больше всего пятизвездочных мест размещения в Хаммамете, а на курортах Сус и Монастир преимущественно сосредоточены гостиницы категорий "3–4 звезды" с простым интерьером и минимальной инфраструктурой», – уточняет она.
Отели высших категорий в основном расположены на острове Джерба. Когда-то этот курорт пользовался наибольшей популярностью у россиян, и неспроста: пляжи Джербы – лучшие в стране, а сам остров иногда называют «средиземноморским Таити». Но сейчас попасть туда сложно: прямых рейсов из РФ нет, а трансфер с пересадкой через Стамбул займет много времени – после прилета в столицу Туниса до Джербы будет еще почти 6-часовой трансфер. «Из-за такой сложной логистики Джерба сейчас существенно опустилась в рейтинге предпочтений», – говорит Елизавета Тимошенко.
Плюсы и минусы
В целом возвращение Туниса на российский рынок эксперты оценивают позитивно: еще одно пляжное направление лишним точно не будет. Среди плюсов называют не только комфортный летний сезон, пляжные курорты и легкие правила въезда (россияне могут въезжать в Тунис без визы на 90 дней), но и перевозку именно тунисскими авиакомпаниями. Благодаря тому, что их самолеты могут летать над Европой, путь из Москвы и Петербурга до Туниса займет около четырех часов – это даже быстрее, чем сейчас можно добраться до турецкой Антальи.
Вьетнам вместо Турции: почему азиатская страна стала хитом у россиян
И тем не менее эксперты полагают, что за российского туриста африканской стране придется бороться. «Массовым направление пока точно не станет, все-таки один-два рейса в день и только из столиц по сравнению с тридцатью рейсами в Турцию или Египет из разных регионов страны – это разные величины», – говорит Диана Фердман.
Какую-то часть туристов, в первую очередь бюджетных, Тунис может отобрать у Турции, допускает она: «Тунис всегда был дешевле, особенно теперь, когда в Турции бешеная инфляция и цены растут чуть ли каждый месяц. Но это если смотреть только проживание. Гостиницы в Тунисе чуть ли не вдвое дешевле отелей Турции, однако из-за дорогой перевозки вся выгода теряется».
Когда-то Тунис действительно был популярен у множества россиян, но после прекращения туда полетов отечественных чартеров стал дорогим и нишевым направлением, соглашается с коллегой глава турагентства Mayel Travel Майя Котляр. «Поэтому сейчас, когда есть альтернатива в виде Египта и даже бюджетных курортов Объединённых Арабских Эмиратов, я не очень понимаю, зачем выбирать Тунис, – говорит она. – В Египте и ОАЭ качество точно будет выше, а цены сопоставимы или даже ниже из-за большего числа рейсов».
Раскритиковала Майя Котляр и отельную базу Туниса: «Я давно не слышала, чтобы там что-либо обновлялось или в целом реновировалось. Поэтому сомневаюсь, что сейчас из отелей там вообще можно найти что-либо удобоваримое с точки зрения качества. Они даже Египет не догоняют, я уж молчу про Эмираты».