С одной стороны, летний сезон был неплохим, хотя и сложным, но все же надежд турбизнеса не оправдал – спрос на поездки в дальние страны заметно просел. Утешает лишь то, что турфирмы хотя бы не ушли в «жесткий минус». По крайней мере, спрос на Турцию, которая снова стала доступной для нас, вырос процентов на 20.
Гамбия
Shutterstock / FotodomПо зимнему сезону прогнозы уже более аккуратные, но сегодня понятно, что спрос будет ниже, чем год назад. Основная причина всем ясна: несмотря на оптимистические заявления некоторых высокопоставленных чиновников, доходы населения продолжают падать. Плюс прямое влияние тех кульбитов, которые происходят с валютным курсом. Туристический рынок – штука очень тонкая и нервно реагирующая: стоит чуть сдвинуться курсу доллара, как это тут же оказывает влияние на продажи в периоде от недели до 10 дней. То есть даже при незначительной девальвации рубля продажи туров заметно падают, а на некоторых направлениях – вплоть до нулевой отметки. Очевидно, что если бы у людей был стабильный и растущий доход, то такие курсовые колебания никто бы не брал в расчет. Но теперь психология потребителя изменилась – он стал более осторожным и осмотрительным.
Ну а в целом мы видим довольно определенный тренд: идет перетекание спроса из среднего сегмента в более бюджетный. При этом кто-то выбывает даже из бюджетного сектора, поскольку больше не может себе позволить зарубежные поездки. Единственный островок стабильности – сегмент туризма премиального класса.
Во внутреннем туризме картина немножко другая, так сказать, разнонаправленная. Там, где потребителю предлагаются конкурентные цены, мы видим даже небольшой рост. Такая картина сейчас в Сочи и на курортах Краснодарского края. Но как только цены чуть превышают ту планку, которую может себе позволить массовый турист, тут же начинают снижаться продажи.
По предварительной оценке, спрос на экскурсионные поездки в этот зимний сезон может снизиться на 10 процентов. Это касается всех регионов, кроме Сочи, где помимо таких дорогих мест, как Роза Хутор и Красная Поляна, есть Имеретинка, где вполне возможно найти размещение подешевле, а добраться до горнолыжных трасс можно без особых проблем.
Неплохо показал себя в прошедшем сезоне Крым – там зафиксирован небольшой прирост, который вряд ли можно объяснить только открытием моста через Керченский пролив. Все-таки операторские продажи касаются больше тех туристов, которые приезжают на полуостров не своим ходом. Тем не менее само появление моста усилило интерес к Крыму.
Вообще, интерес к внутреннему туризму мотивирует не только экономическая ситуация в стране, но и внешнеполитический фактор – международная нестабильность, санкции, появление новых групп граждан, которые становятся невыездными, – все это влияет на рост туризма внутри родной страны.
И все же даже в нынешних непростых условиях наши туристы умудряются делать для себя неожиданные географические открытия. Таким открытием этой осени стала малоизвестная для россиян африканская страна Гамбия. Она расположена на самой западной оконечности Африки – чуть южнее Марокко. Страна маленькая, но уютная и вполне миролюбивая. Там есть все для экзотического отдыха – чистые пляжи, интересная культура, экзотическая кухня, богатая природа, которую можно наблюдать в национальных парках, а главное – перелет в Гамбию не такой долгий и утомительный, как во Вьетнам или Таиланд. По крайней мере, первый чартер из России, вылетевший в Гамбию еще 1 октября, был продан полностью. При том, что такую поездку вряд ли можно назвать бюджетной – стоимость тура на неделю 1,5–2 тысячи долларов на человека. Заметим, что в предыдущие кризисные годы операторы не рисковали выходить на новые направления, а в этом году получилось.