На сегодня Tesla Motors – самая дорогая автомобильная компания США с $54,1 млрд капитализации, General Motors ($53,6 млрд) и Ford Motor ($45,7 млрд) еще хорошо различимы с кормы Tesla, но отстают все дальше. Для сравнения: Tesla стоит сегодня, как российские «Роснефть» или «Газпром».
Выглядит это невероятным. GM и Ford продают почти в 100 раз больше автомобилей каждый, чем Tesla. Там работает в 10 раз больше сотрудников. Они имеют доход в 20 раз больше, чем у Tesla. Наконец, они зарабатывают неплохую прибыль и платят дивиденды. Плюс 100‑летняя история. А Tesla с момента своего IPO 7 лет назад не заработала ни цента годовой прибыли и ни разу не выплатила дивидендов. Ее убыток за последние два года – $1,7 млрд.
Тогда, в далеком 2010 году, инвесторы поверили в идею электромобиля. И купили акции на IPO после показа первой, тестовой модели. В результате компания получила деньги на ее доработку. Затем почти 3 года акции росли очень медленно, инвесторы ждали, что получится. Получилось. После запуска первой модели S в серию акции компании скакнули вдвое за год.
Запуск второй модели Х не имел серьезного влияния на акции. Трудными выдались для Tesla последние годы – 2014–2016-й, когда убытки компании резко выросли, а акции колебались практически на месте ($200–250 за штуку). Для бизнеса, основанного на быстром росте, самое трудное испытание – это не текущие убытки, а именно остановка в росте акций. Если инвесторы, недовольные отсутствием доходов на курсовой разнице (на дивиденды они никогда и не рассчитывали), начнут сбрасывать акции, то крах компании – дело нескольких месяцев, если не недель.
Но Tesla не просто устояла на грани. Она начала новые дорогостоящие проекты – гигантский завод аккумуляторов в Неваде, купила SolarCity, запустила дешевую модель 3, снабдила машины автопилотом, развернула цепь бесплатных суперзарядок по США и всему миру. Инвесторы отблагодарили компанию своим интересом: за полгода с 1 декабря 2016‑го акции Tesla выросли вдвое (на пике, в июне 2017‑го, – до $387).
Всего за 7 лет к июню 2017‑го акции компании выросли в 20 раз по сравнению с ценой IPO (затем немного скорректировались). Акции GM и Ford за эти 7 лет практически не изменились в цене.
Почему компания, производящая в 100 раз меньше машин, чем ее конкуренты, смогла обойти их по капитализации? Самое простое объяснение: Tesla – это финансовый «пузырь». Действительно, стремительные скачки акций компании в 2013 и 2017 годах могут наводить на эту мысль. Но факт того, что компания не имела глубоких срывов в динамике акций и имела длительные периоды стагнации, но устояла, опровергают логику «пузыря».
Второе простейшее объяснение – личность CEO компании Илона Маска. Он всегда и везде на передовой. Кажется, нет такой инженерии, в которую он не вложился бы. В 90‑е это были электронные платежи. В нулевые – космос (SpaceX), солнечная энергетика (SolarCity), искусственный интеллект (OpenAI). В 10‑е годы – Tesla, вакуумный поезд Hyperloop (пока не реализован), отправка людей на Марс до 2021 года. Самый харизматичный предприниматель современности. Уникальный человек, который действительно реализует грандиозные проекты. И хотя, кажется, ни один из его проектов не приносит прибыли, инвесторы продолжают ему верить – потому что его проекты «выстреливают» и дают заработать не в виде дивидендов, но на курсовой динамике акций. Впрочем, личность Маска – только частичное объяснение феномена Tesla.
Суть экономики нового века – не «железки», а идеи. Не товары, а услуги. Главная перспектива той же Tesla – даже не собственно автомобиль, а экологически чистый общественный транспорт на автопилоте. Уже сейчас по городам США ездят такие такси.
В первой пятерке мира по капитализации – не нефтяные или автомобильные гиганты. Их давно обогнали компании, которые не производят товаров вообще или почти – Alphabet (ранее – Google), Facebook, Amazon.com. Производитель программ Microsoft давно обошел по капитализации производителей компьютерного «железа». Феномен Tesla – из этого же ряда.
Стремительно растут те акции, в которые верят люди и инвесторы. Они воплощают мечты людей, и не важно, сколько эти компании зарабатывают прямо сейчас. Важно, что люди связывают с ними свои представления о будущем – интернет, сетевые проекты и программы, «чистая» энергетика и автомобили, космос. Плюс, конечно, мода, престиж, бренд. И простые законы экономики – ты покупаешь то, что точно будет расти в цене. Ты в этом уверен, потому что это – будущее.