Профиль

Статья о России Вечной

Статья Юрия Мамлеева к лекции в МГУ

В данном тексте, который связан с моей лекцией в Московском государственном университете на факультете философской антропологии, я постарался как можно более кратко и яснее выразить то, что я там рассказал. Прежде чем приступить к лекции о России Вечной, я начал именно с момента, как это зародилось. Я попал вместе со своей женой Марией в США, эмигрировав из Советского Союза в семидесятые годы при общем потоке так называемой диссидентской эмиграции из СССР. После прибытия в Америку, на протяжении двух-трех месяцев и больше, я достаточно ясно представил всю ситуацию и был поражен одним глубоким обстоятельством, глубокой реальностью.

«Россия Вечная», книга Юрия Мамлеева

«Россия Вечная», книга Юрия Мамлеева

©Коллаж / Издательская группа «Традиция» / Shutterstock/Fotodom

Вот что меня поразило. Когда мы с Машей познакомились с остатками «белой» и другими волнами эмиграции, меня потрясло то глубокое страдание, потрясение, которое испытывали люди, лишенные своей родины, лишенные России. Это чувство было гораздо глубже, чем ностальгия в обычном понимании. Это было как разлука со своей мистической матерью. Как с некой первоосновой собственного бытия, с собственной душой. Разрыв с тем, что с тобой неразрывно. Страдания при этом принимали исключительно часто характер самоубийств или возвращения на Родину, особенно среди «белой» эмиграции, когда человек знал, что он или попадет в тюрьму, или его расстреляют. Так и бывало. Шли на гибель, но возвращались. Вспомним стихи Набокова по этому поводу. А тех, кто не возвращался, посещало это чувство разрыва с неразрывным – это абсолютно не походило на чувство других эмигрантов, даже тех, которым было запрещено возвращение на родину. Политических эмигрантов из разных стран было полно – и китайцев, и японцев. Китайцев, скажем, было очень много. И других народов, особенно из Восточной Европы. Китайцы непознаваемы в обычном смысле этого слова. Для нас непознаваемы, может быть. Эмигранты из Восточной Европы – понятные люди, но они никогда так близко не страдали, как страдали русские. Глубина этого разрыва, этой ностальгии меня настолько поразила, что я стал искать причины этой тоски. Для этого, естественно, я погрузился в исследования, прежде всего даже не русской истории, а русской культуры, включая религию, конечно. Потому что в культуре, особенно в литературе, может быть полностью выражена «национальная душа». И перечитывая классику, прежде всего не советских писателей, это смешно, а классику. Потому что в русской классике был, естественно, не отрезан самый высший уровень зеркального отражения души – я имею в виду уровень метафизический, религиозный, духовный, которым была полна русская классическая поэзия, то есть досоветская поэзия и литература. Классика от Пушкина, Достоевского, Блока и до Булгакова и Платонова – они все-таки были детьми Российской империи. Пусть революционные, как Маяковский и Платонов, но их менталитет создавался еще в Российской империи. А советские писатели, при всей их талантливости, были лишены этого уровня. Потому что читать о вечном, о Боге, о смерти, о бессмертии души, о путешествиях души по невидимому Космосу, о высшем Я – это было невозможно. А писать об этом – даже и думать – было запрещено. Диссидентская литература мало отличалась от советской, она была еще хуже, правда, за некоторыми исключениями. Когда я погрузился в исследование русской классики, православия, истории и, наконец, просто собственной души, души друзей, передо мной открылась картина, настолько глубокая и в философском смысле значимая, значимая до ужаса, до восторга, что, естественно, сразу зародилось целое учение – учение о России и о русской душе, потому что это – одно и то же. Макрокосмос – Россия, микрокосмос – человеческая душа, но они идентичны, они – то же самое, в принципе то же самое. Но выразить в одной статье или лекции всё, что я обнаружил, конечно, сложно. Возможно, я смог это выразить в книге «Россия Вечная», но это – большая книга со многими дополнениями. В короткой статье или лекции это выразить можно, только опираясь на некоторые фундаментальные моменты. Когда как бы выяснилась вся картина, то я прежде всего остановился на тех основных реалиях, в которых выражалась Россия Вечная. То есть Россия Вечная – Россия Духа. Каковы же основные концентры выражения Вечной России, русского Духа? Этих концентров, основных как бы, несколько.

Прежде всего – православие. Одна из великих идей России заключается в том, чтобы сохранить христианство, православие до конца мира. Это, можно сказать, вселенская задача, поскольку с приближением конца мира истинные религии будут оттесняться, и ситуация человека будет крайне экстремальной в этом отношении. И всё же надежда заключается в России. Только в ней сохранится очаг спасения, очаг православия.

Потом, в широком смысле – русская культура, в которой, конечно, выражена Россия Вечная с потрясающей силой любви и загадочности, поиска. Это, пожалуй, самый открытый и доступный уровень понимания Вечной России. И следующее – это невидимое мировоззрение. Невидимое мировоззрение – это то мировоззрение, которое возникло в России, в русском народе в доисторический период, возможно, даже в доязыческий период. Здесь следует сказать, что я рассматриваю историю не только как историю, которая выражена письменно, – она очень короткая. Реальная история человечества, именно нашего цикла, она несоизмеримо уходит в далекие времена. Насколько мы можем судить по санскриту, по индусским источникам, они обнимают пространство примерно в сто тысяч лет до новой эры. Надо знать учения о космических циклах и циклах, которые проходит человечество. Сейчас я просто указываю на ту древность, о которой мы знаем из письменных источников – индийских, таких как «Махабхарата» и другие, которые подтверждены также археологическими открытиями. Эта невидимая проблема заключается в том, что русский язык является необычным языком. По исследованиям, проведенным Гусевой, великим индологом, и по исследованиям этнографа Жариковой обнаружилось, что в XX веке есть места, где люди говорят на протосанскрите, на чистом протосанскрите. Это на Севере, под Архангельском. Потом выяснилось также, что протосанскрит фактически на семьдесят процентов совпадает с русским языком. Когда индусы, знающие санскрит, приезжают и приходят на базар, полный народа где-нибудь в провинции, они потрясены тем, что понимают эту речь. Современные индийские языки, хинди и так далее, более далеки от санскрита, чем русский язык. Всё это известно. Открылись также вещи и археологического порядка, которые полностью изменили представления о происхождении русского народа, стандарты которых связаны с варягами и прочим, – всё это отпадает. Также надо обратить внимание на то, почему в Индии так любят Россию. Потому что гуру – те, кто принес высшую мудрость в Индию, – пришли с Севера, как они считают, из России, давно, в доисторические времена. Таким образом, я говорю это, чтобы было понятно, что означает концентра «невидимое мировоззрение». Она означает то мировоззрение, которое существовало в русском народе в доисторическое, может быть, доязыческое время, когда, видимо, существовала еще Гиперборея, о которой писали греки и о которой написал книгу Ломоносов – «Об истинном происхождении русского». Но, как известно, власть пришла в ярость, потому что это разрушало сословную теорию, связанную с происхождением князей и так далее, это слишком меняло ситуацию, и книга была запрещена. Екатерина II запретила ее, а потом эта книга была уничтожена. Она была связана именно с тем, о чем я говорю. Мы не знаем, какое это было мировоззрение, хотя можно догадываться о каких-то деталях, которые, несомненно, видимым образом присутствуют в нашем генетическом коде, выражаясь современным языком. В нашем невидимом поле сознания. Я не употребляю фрейдистские термины – «подсознание» и так далее. Недостойно употреблять современную терминологию падших людей, совершенных профанов, в той статье, где речь идет о чем-то высшем, сакральном. Это невидимое мировоззрение каким-то образом всё же проявляет себя в нашем бытии.

Здесь существует также другая концентра, которая связана с влиянием Востока на Россию. Это влияние не такое уж видимое, но оно на самом деле в нашей культуре очень существенно. Достаточно вспомнить Толстого, Бердяева под конец жизни, Бунина и многих других писателей, и сам дух Востока, и, прежде всего, индоевропейский мир. То есть это – мир Индии и влияние некоторых других моментов, не самой религии индуизма. Индуизм может быть качеством только индусов, в этой религии можно только родиться, а не перенять ее. Конечно, это не было влиянием религиозным, это было влиянием метафизическим, которое особенно проявилось у Толстого, в его знаменитых записках, в его дневниках. У меня есть специальная статья – «Толстой и Бог», в которой я показал, что Толстой, изучая Восток, сам открыл решающие аспекты адвайты-веданты, в то время как об этом великом учении в Европе знали в конце XIX века, но писали абсолютную ерунду. Было внешнее знание, но понимание было равно нулю. И только уже в середине XX века благодаря работам Рене Генона с переводом индийских текстов стало понятно, о чем идет речь. Сейчас адвайта-веданта считается высшим пиком метафизики. А Толстой открыл ее. Возможно, не до конца – там должны быть следующие шаги, но принцип ему открылся. Не сознавая, может быть, этого, но сознавая значимость того, что он пытался открыть. В этом смысле влияние метафизического Востока, не религиозного, я повторяю, а философского для нас стало существенным.

Другая концентра – хаос. Мы знаем, что такое сакральный хаос. Дело в том, что в хаосе заключены все потенции и элементы будущих порядков. Порядок выходит из хаоса. Недаром говорится, что анархия – мать порядка. Это такое смешное выражение анархистов, но это действительно так, по большому счету. Когда аспекты хаоса организуются, из него выходит тот или иной мировой порядок. Хаос всегда больше порядка, в нем всегда заложены элементы того, что данный порядок может быть отвергнут. В хаосе заключены все потенции мировых направлений. Поэтому наличие хаоса не буквального, но хаоса мировоззрений, хаоса даже в организации, хаоса в истории – это весьма опасный, но очень духовно значимый момент. Это признается западными историками, которые пишут, что русские могут жить только в хаосе и что хаос побеждает любой порядок. В одной статье американский журналист возмечтал победить Россию и расселить русский народ по странам. И написал, что в каждой стране должны жить не менее десяти процентов от общего населения страны, иначе русские своим хаосом, своим мировоззрением, непонятным Западу, могут заразить эти народы. Вот такой распоясавшийся мечтатель.

Есть другая важная концентра. Как хаос проявляется в русской истории – это специальное такое исследование, он присутствует в нашей истории, не только в нашей душе. Потому что русская душа, по бердяевским моментам, полна антиномии, то есть противоречивых направлений – это очень существенно. Русская идея Бердяева, как он ее понимал, – это очень существенный шаг. Все эти противоречия в русской душе дают внутреннюю свободу, свободу разной направленности. Вместе с тем в нашей общественной жизни, истории, хаотической в относительно разной степени, возможности присутствуют везде, поэтому нам нужна крепкая и очень сильная власть, чтобы организовать нашу страну, иначе она может просто распасться. Потому что беспорядок в общественной жизни, даже в государственной организации, присутствует, во всяком случае, по сравнению с Западом. Это действительно какие-то движения хаоса. Недаром один немецкий генерал высказался, что русским не стоит беспокоиться за свою страну, потому что Бог на их стороне. Если бы было иначе, то страна за два-три месяца распалась бы и ушла, как единая страна. То есть он имел в виду именно это отсутствие железного порядка, настоящего порядка, которым отличается Запад.

Наконец, последняя концентра – русское бытие. Оно заключается в следующем. Абсолютно признано, даже на уровне телевидения, и американцы так считают, что особенностью русских является, в самом простом выражении, наличие некоего «второго этажа» в сознании. Что это значит? Это значит довольно простую вещь – «первый этаж» связан непосредственно с жизнью людей, с их материальным бытием, с физиологией тела, с бытом, с карьерой, с успехом, неудачами, в общем, всем, что составляет такую текущую жизнь человека, чем он живет. На Западе считается, именно в сегодняшней западной цивилизации, что именно этим должен жить человек – потреблением и больше ничем. Так, специалиста по Чехову ни в коем случае не должен интересовать Бальзак или, скажем, Достоевский, поскольку это – не его специальность. Человек должен заниматься только своей специальностью и тем, что дает ему деньги, а всё, что выходит за пределы возможности получения денег, не должно для него существовать и никакими другими знаниями он не должен обладать. То есть человек уподобляется физиологическому зверороботу, который не должен интересоваться ничем иным, кроме своей работы. Конечно, это вызывает сопротивление, в том числе и в западных странах. Что касается русских, здесь речь идет о «втором этаже» – о том, что, кроме «первого этажа», который свойственен всем людям, существует этот «второй этаж», который заключается в том, что мы должны жить для чего-то. Такой вопрос: «Ради чего мы живем?» То есть должен быть некий смысл выше уровня быта. Это можно назвать национальной идеей, можно назвать какой-то целью, можно назвать иначе, но этот «этаж» всегда присутствовал в жизни русского народа, в том числе и в жизни периода Советского Союза, когда царила коммунистическая утопия, надежда на социализм как выход из бед, и тотальное господство цивилизации «голого чистогана» социализма. Всё время жили надежды, по крайней мере, в Советском Союзе в массовом сознании, что всё же нужно стремиться к лучшему строю. Всегда существовал этот «второй этаж». В имперское время в царской России это была вера – Бог, царь и Отечество. Но это был мощный «второй этаж», который всё время присутствовал. И также в частных других случаях – у каждого была своя надежда, мечта, что-то, что выше быта. Присутствие этого «второго этажа» выше быта – это то, что до известной степени имеет даже массовый характер. Поэтому на Западе считается, что русские – самые мистический народ Европы. Это действительно так, но уже по более глубоким основаниям. Дело в том, что об этом «втором этаже» и этаже, который выше второго этажа, мы будем говорить в дальнейшем. О том, что в сознании русских существует некая вторая реальность. Надо здесь сделать одну оговорку, что под термином «русский» мы имеем в виду не только собственно русских, но и тех, кто живет в русском языке, русской культуре и считает Россию своей родиной. Более того, есть иностранцы, которые обладают русской душой. Что такое русская душа – это состояние души, определенное, совершенно определимое состояние души. Это бывает у Сьюзен Мэсси, как пример, с ее книгами о России. Она родилась в Швейцарии, но ничего общего с ними не имела. Чтобы закончить этот вопрос, надо сказать, что учение о России Вечной не имеет ничего общего с национализмом. В том смысле, что национализм всегда предполагает негативное отношение к другим народам, что русским совершенно несвойственно и неприемлемо. Патриотизм – другое дело.

Возвратимся к нашей теме. Чтобы яснее представить себе, что такое Россия и что стоит за этими концентрами, во что конкретно они выливаются, в короткой статье можно сделать таким образом, чтобы выделить некоторые основополагающие пункты в русской культуре, в русской истории, по которым становится ясна конкретизация, что такое русская душа и что такое Россия Вечная. Я выбрал несколько стихотворений, которые сразу придают определенную направленность, которая характеризует Россию Вечную как Россию Духа и Россию как страну. Первое, скажем, – стихи Есенина и Лермонтова. Такого порядка у Есенина: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу», то же и у Лермонтова: «Не могу понять, за что люблю. Но люблю, за что, не знаю сам». То есть это – первый момент, на который мы обращаем внимание, что любовь к России очень сильная, но загадочная. Она не определяется какими-то качествами или чем-то еще, хорошо или плохо живется в России, или чем-то иным определенным. Она неуловимо существует и носит загадочный характер, как выражено в этих стихах. Эта загадочность России, загадочность такой необычной привязанности к ней и проходит вообще через всю русскую культуру, и, как пример, это выражено в этих стихах. Второй момент, на который я хочу обратить внимание, – это момент, когда Россия в русской литературе выступает как тайна. Это сильно выражено у Блока: «И в тайне – ты почиешь, Русь». Русь даже во сне – тайна. В любом своем состоянии это – тайна. Это проходит через русскую культуру очень сильно, потому что всё время возникает вопрос «Что такое Россия?». Вопрос этот может возникнуть только тогда, когда ответ неясен, он хранится в какой-то тайне. Дело всё в том, что такой вопрос не существует в культуре других стран, потому что нелепо спрашивать, что такое Англия. Каждый англичанин ответит, что это – страна. Вопрос «Что такое Россия?» проходит в русской литературе. Такое ощущение, что Россия – это не просто страна, а какая-то метафизическая тайна, и в ней лежит что-то большее, чем просто страна. Это проходит через культуру, и другой момент, который подтверждает всё это, – знаменитый стих Есенина: «Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою"». То есть здесь уже нечто иное, некое добавление к тайне. Это добавление заключается, во-первых, в том, что притяжение России настолько сильное, что оно игнорирует счастье и выше, чем счастье, потому что рай – описание счастья, тотального счастья, но счастьем нужно пренебречь, потому что в России лежит нечто, что выше, глубже и интереснее счастья. Ради этого отвергается рай как символическое, скажем, название, и не только рай. И опять не говорится – почему. Здесь выражено одно – чувство любви к России, такое, с которого мы начинали, говоря о Есенине и Лермонтове, и оно подтверждается даже этим стихотворением. Но, кроме любви, такой мистической любви, есть намек на какое-то особое состояние души, которое дает Россия и которое заключено в русской душе и в России. И вот это состояние, необъяснимое, таинственное, но родное, – оно выше рая. Для нас оно выше счастья, выше всего, разумеется, кроме Бога. Но это – уже другой вопрос. И, наконец, завершая всё это, приведу одно великое стихотворение Волошина, называется оно «Россия, 1915 год». Оно кончается таким образом:

Сильна ты нездешней мерой,
Нездешней страстью чиста.
Неутоленною верой
Твои запеклись уста.

Дай слов за тебя молиться,
Понять твое бытие,
Твоей тоске причаститься,
Сгореть во имя твое.

В этих двух четверостишиях выражено много, даже слишком много. Как раз здесь указывается на один из главных принципов русской веры русской души. Это – неутоленность веры, стремление к запредельности: «Сильна ты нездешней мерой». Любая вера не утоляется, надо идти всё дальше и глубже – это естественно для нас. То есть выясняется основной метафизический импульс Вечной России – стремление к запредельному. «Сильна ты нездешней мерой, нездешней страстью чиста» – это не просто какое-то любопытство, а стремление заглянуть в то, что непознаваемо, что скрыто за пределами человеческого разума. К этому влечет некая нездешняя страсть. Страсть познать Россию, во-первых, и страсть к запредельному. Почему еще необходимо познать Россию? Второе четверостишие как раз об этом говорит: «Твоей тоске причаститься». То есть здесь очень важный момент выходит, момент так называемой русской тоски, о которой много говорится в русской литературе, очень много. Известно, что она беспричинная и не связана с какой-либо потерей. Бывает, и с потерей, но тут – другое. Все моменты, которые здесь описываются, когда речь идет о русской тоске и метафизической тоске, здесь как раз о том, что необходимо «твоей тоске причаститься», то есть понять твою тоску как тоску о том, что запредельно. И мы видим из этих стихотворений целый кодекс России Вечной, кодекс русской души. И совершенно понятно поэтому, завершая эти точки, которые необъятны, потому что они распространяются на всю русскую культуру, что «в Россию можно только верить» – знаменитые тютчевские слова. Но действительно, что это значит – «в Россию можно только верить»? Верить можно таким образом – когда вы видите нечто, что вас привлекает, вы идете к этому, тянетесь к этому, это – нечто сверхценное для вас, но одновременно вы не можете всё это познать. Этот объект частично вам открыт, но его основа, его продолжение находится где-то там, оно закрыто, и вы в это верите. Это вера – всегда соединение и знание, потому что надо понимать и знать, во что вы верите. И в то же время это – вера. Потому что если этот объект, в данном случае Россия, уходит в запредельное, то это, конечно, становится вопросом веры, да еще неутоленной. Если мы с вами отбросим все свои горести и печали, связанные с теперешней ситуацией России, и обратимся также к великой русской литературе, то мы увидим, что всё это с огромной силой проходит через творчество Достоевского – всё, что я описал здесь, у Толстого, в поэзии, особенно у Пушкина, Блока, Есенина, в классике целиком, у великих и даже классиков «второго ряда». Проходит тоска по запредельному и все моменты, о которых мы говорили. Например, хотелось бы обратить внимание на то, что Толстой и Достоевский считаются великими философами. Наша литература – это одно из чудес света в сфере культуры, это признано, как время Перикла и время эпохи Возрождения, оно породило гениев высшего плана – таких как Толстой и Достоевский. Достоевский признан лучшим мировым писателем всех времен. О нем написано книг больше, чем о всех других писателях мира, кроме Шекспира. Шекспир – драматург. «Война и мир» признана лучшим художественным произведением мира. Но дело не в этом. Дело в том, что наша литература философична, и очевидно, что всем известно, что из произведений Достоевского родился современный экзистенциализм. На Западе много написано о Достоевском как о философе. Что касается Толстого, то здесь еще сложнее. Я уже говорил о том, что он стал открывать адвайту-веданту, когда об этой вел иной метафизике еще никто ни в Европе, ни у нас не имел представления. И последние слова Льва Николаевича, когда он уже умирал и лежал на одинокой железнодорожной станции, и, насколько я читал и слышал, он уже умирал, бредил, но какие-то слова, исходящие из его души, произносились. И эти последние значимые слова были такими: «Я люблю истину». И здесь, в понятии Толстого, имелась в виду абсолютная истина. Абсолютной истины не знает никто. Понятие «абсолютная истина» касается фактически тайны Бога, тайны всего Бога. Не только Бога-творца, а всего. Гигантской бесконечной реальности, Бога в самом себе, или Ниргуна-Брахмана по-индийски, который бесконечен. Он больше, чем Бог-творец, но связан с этой бесконечностью, как любой элемент Абсолюта. И эта абсолютная истина, как последняя основа Абсолюта, возможно, является тайной для самого Бога. Для самого Бога в полном понимании этого слова – не Бога, который проявлен, а всего, включая великое божественное Ничто. И Толстой стремился к этому – к абсолютной тайне. И кое-чего смог достичь, хоть и путем такого драматического разрушения. Потому что он, как видно из его дневников, был объят сомнениями, мучениями, страданием. Поэтому его русская душа выражается не только в «Войне и мире», в его великом патриотизме, а еще и в поисках того, чего нельзя найти. Вот такие великие души бродили по имперской России. Я говорю и о тех душах, которые неизвестны в этом мире, поскольку они не выразили себя произведениями, но я знаю, что таких молчащих для мира странников в России было много. Такие странники были и в Советском Союзе. Потому что даже чудовищная сила советской власти, запретившей православие и религию, не смогла победить Россию Вечную и русскую душу.

Что же мы можем выразить как некую метафизическую основу России Вечной – это стремление… Это ясно из этого текста, но мы подчеркнем, что это стремление к запредельному. Стремление к бесконечному. Стремление к неутоленности веры. Этот комплекс направленных метафизических лучей. Он образует очень мощную метафизическую реальность, стремление. И, кроме того, другие моменты.

Подведем итоги рассмотрения русской идеи, русской души и России Вечной – это составляет нечто единое. Это – некая троица. Одним из глобальных проявлений русской духовности является стремление к запредельности, к бесконечности, как мы выяснили, стремление дойти до предела, до крайности в том отношении, чтобы выйти за пределы любой завершенности, чтобы найти большее, чем всё, что завершено. То есть стремление познать запредельное, несмотря ни на какие трудности, мягко говоря, в этом направлении. Другим моментом нашего рассмотрения русской души и России Вечной было ощущение тайны, глубокой тайны, запрятанной в основе существования России, поскольку эта тайна выходит за определенные пределы, доступные прямому исследованию. Тайна сопровождает Россию, и «в тайне – ты почиешь, Русь». Другим важным моментом этой тайны является ее метафизичность, то есть совершенно очевидно, что такого рода существование целой идеи Вечной России является тайной, которая выходит за пределы земного мира. То, что выходит за пределы земного мира, является ответом на вызов запредельности. Совершенно очевидна метафизичность этой тайны. Другим важным моментом является так называемая тоска, которая в России носит тоже метафизический характер, как мы выяснили. Наконец, надо упомянуть знаменитую бердяевскую антиномичность русской души, то есть присутствие в ней нисходимых противоречий, несовместимость явлений, которые, казалось бы, не могут принадлежать одной и той же реальности.

В связи с этим несколько слов о негативных моментах русской жизни – о том духовном анархизме, который часто выплескивается в этом порыве. «Вся великая, темная, пьяная, окаянная двинется Русь». Однако Блок провозгласил: «Но и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне». Его гений приводил его к пониманию того, что негативное в России имеет неизбежный и глубокий смысл, так как всё негативное является неизбежно необходимым моментом существования светоносных высших реалий. Чтобы познать свет, надо познать тьму. Тем более что тьма у нас особенная, она может быстро превращаться в озарения – такова антиномичность русской души. Отсюда понятно выражение Тютчева: «В Россию можно только верить». Таинственный характер любви к России и наше отталкивание от любой завершенности, которое образует тупик для дальнейшего прыжка в бездну неизвестного. Если мы возьмем все эти характеристики метафизического характера русской души, метафизических планов России Вечной, благодаря которым она именно и становится вечной, как она переходит границы земной истории, становится действительно ясно, что эта необъятность русской души, России, выраженная даже географически в ее просторах и ее природе, которая отражает русскую душу, благодаря чему мы чувствуем сакральность наших лесов, нашей природы, сакральность есенинских пейзажей, эта необъятность, конечно, может реализоваться только переходя границы земной истории. Она выражается и в земной истории, но переходит ее границы и образует реальность космологической России, России, выходящей за пределы земной истории, – это неизбежно, исходя из раскрытия русской идеи и русской души. Земная история очень ограниченна, она относительно короткая, она, в общем-то, движется к завершению и к переходу в иное качество – «новое небо, новая земля» из христианской теологии. Поэтому понятно, что Россия неизбежно имеет пролонгацию в видимом или, скорее, невидимом Космосе, о котором говорят все космологии древних, который признают все традиционные религии, эти огромные реалии невидимого Космоса, куда уходит и наша душа. Ясно, что в этих мирах должна реализоваться русская идея и существование космологических Россий (может быть, она не одна, и наша земная Россия – один из вариантов этой космологической России). Совершенно понятно, что дальнейшее движение должно быть направлено к выяснению отношения России Вечной к Абсолюту, но прежде надо представить себе хотя бы платонический Космос, когда образуются сначала идеи, потом они принимают некую определенность, наконец, воплощаются. Согласно философскому традиционализму, любая глубокая идея метафизического характера неизбежно должна воплощаться в мире. Есть понятие – словообразующие миры. Слово, в котором воплощена божественная энергия, великая идея, неизбежно должно воплотиться. В китайской традиции – это идея «белого дракона», то есть мыслительной силы, которая воплощается в земных мирах. Ясно, что русская идея не может уложиться только в короткую земную историю. Но обратимся к тому, что ее задача и стремление выходят за эти пределы. Что касается отношений между Россией Вечной и Абсолютом, это совершенно другая тема. Она предполагает, по крайней мере, специальную статью, так как это – уже чистая метафизика, для прочтения которой нужна, возможно, все-таки некая подготовленность, поэтому мы не будем сейчас говорить об этом аспекте, который требует специального рассмотрения. При общем взгляде на ситуацию мы знаем, что вся воплощенная реальность имеет свой прообраз в абсолютной реальности, в Абсолюте, в Боге, и она воплощается, получает жизнь только потому, что она дана в самом Абсолюте, что она исходит от Бога, как любая другая метафизическая идея – нечто, что должно воплотиться, что обозначено Словом и ждет своего воплощения.

Следовательно, теперь, когда мы завершили вот этот круг, обозначили, что такое космическая Россия и углубились в ее вечные аспекты, нам нужно сделать бросок в земную Россию, нашу Россию, и попытаться более близко, в конкретной ситуации сделать некий обзор ее будущего, ее идеалов. Если говорить о нашей современной России, то в данный момент она находится в трудной ситуации, поскольку ей объявлена негласная война, но выйти из этого положения и найти план выхода может только руководство страны, потому что оно обладает всей полнотой информации оборонного значения, космического, экономического, политического и любого другого, а, следовательно, только оно может правильно оценить ситуацию и найти выход из положения. Поскольку мы чувствуем, что Россия предназначена к великому – великому существованию, великому будущему, то можно надеяться, что мы успешно пройдем этот трудный период и выйдем из него, но предназначенность не означает, разумеется, что мы должны уповать только на высшее начало и сидеть сложа руки. Бог помогает только тем, кто сам хочет помочь себе, – это глубокая истина, потому что ничего не делается против свободы воли человека в той измерении, на котором эта свобода воли распространяется. Вечная Россия в любом случае воплотится где-то или реализуется, но если мы не будем ее любить, не будем любить себя, свой внутренний мир, себя как таковых и не будем стремиться к устроению России, то не исключен вариант о том, что этот великий проект, великая и Вечная Россия, может рухнуть на этой земле. Это не значит, что этот проект не осуществится в других мирах, этих миров достаточно. Но здесь, если мы сами не будем стремиться к самоутверждению России, то нельзя недооценивать опасность крушения России, поскольку мы все знаем о ситуации. Надеюсь, что этого, конечно, не будет, но этого не будет только при условии, если мы будем прилагать к этому все силы. Но, однако, мы можем сделать некоторый рисунок, идеальный, будущей России с нашей точки зрения. Не такого отдаленного будущего, а более-менее близкого. Речь идет о том будущем, которое уже будет, возможно, реализовываться после того, как мы выйдем из этого положения и обеспечим свой суверенитет.

Сейчас мы попробуем обрисовать эту картину России, основные черты, с моей точки зрения, идеального будущего. Основой этого будущего является суверенитет, независимость России, причем этот суверенитет не только политический или экономический. Суверенитет распространяется на все уровни жизни – и духовный, и психологический, и суверенитет в сфере образования. Это реальный суверенитет всех важнейших уровней бытия России. Почему это важно? Потому что из всего вышеизложенного ясно, что у России собственный путь, что именно только на этом пути она может реализоваться как духовно великая держава и более того. Поэтому, собственно говоря, если мы говорим на языке земной истории, то следствием этого, совершенно очевидно, является образование российской цивилизации. То есть то, что являет собой русский менталитет, духовность и черты Вечной России, настолько свойственно России, это ее черты, что образуется само понятие российской, русской цивилизации, к которой приобщаются и наши братские народы, оставаясь в то же время со своими национальными чертами и своей национальной сущностью. Суверенитет в сфере духовной, скажем обобщая, необыкновенно важен, потому что в центре цивилизации, в центре всего стоит человек. Человек творит экономику, творит политику, а не экономика творит человека. Каков человек, такая и цивилизация. Поэтому духовный момент очень важен во всех отношениях – и в отношении связи России с Богом, с высшими силами, и в отношении ее будущего, и в отношении защиты России от тех влияний, которые могут ее разрушить. Мы видим на примере истории, что эти влияния действительно могут разрушить Россию и превратить ее в анти-Россию. Следовательно, за этим уже следует колонизация в той или иной форме и гибель великой России. Поэтому Россия должна быть защищена своей духовностью. Она так же, как человек, имеющий внутреннюю мощную жизнь, защищен от всех информационных и других влияний, так же и суверенитет в сфере духа может защищать Россию от многочисленных явлений и влияний, которые могут разрушать не только нас, а еще и другие народы, все народы. Защитить может только броня нашей культуры и веры в Россию. Нечего и говорить о том, что суверенитет должен быть подтвержден силами обороны, так как без соответствующей обороны у нас не только не будет хорошего будущего, а вообще никакого будущего не будет, поскольку мы рискуем тогда просто не существовать, если не будем заботиться об обороне, ибо мы знаем, в каком мире живем.

Далее, что касается политической системы, то она должна быть демократической, насколько это вообще возможно, но главное – она должна работать для народа, для страны. Политическая система должна защищать страну, какой бы она ни была, она действенна только тогда, когда она работает для страны и народа, а не для какого-то отчужденного от страны капитала или других стран и так далее. В связи с этим, если говорить уж об экономике, хоть мы и не специалисты в этой сфере, но, конечно, важно, чтобы эта экономика работала прежде всего в таком идеальном виде. Это может быть экономика, которая сочетает сильные стороны капитализма и социализма, во всяком случае, настолько, насколько возможно добиться такой гармонии. Собственно, и европейская экономика так или иначе является компромиссом между социал-демократией и правыми силами, но это – европейская экономика, там всё другое. А наша экономика все-таки должна быть социальной, то есть она должна служить всей стране, всему своему населению, а специфические рекомендации нам трудно давать, для этого надо быть специалистом. Поэтому мы сразу перейдем к следующим чертам нашей России.

Другой важнейшей чертой является, конечно, духовная составляющая. Без нее России вообще не может быть. Всякая великая страна велика именно благодаря этому уровню, потому что когда создается великая культура и духовное начало в целом, выраженное в религии, метафизике, философии, культуре и так далее (именно так происходило в китайской, индусской, персидской, греческой истории), тогда страна при помощи этого духовного начала не только обеспечивает себе связь с высшими силами и Богом, но и обеспечивает длительность существования страны, потому что то, что делается ценного в этой сфере и потом может становиться мировым достоянием или нет, принадлежать только этой стране, требует продолжительности, при которой разворачиваются все эти явления, которая относится к относительно вечным моментам. Другим важнейшим моментом является та роль, которую Россия может нести в мире как страна, стремящаяся к гармонии цивилизаций и в конечном итоге к миру. Это вытекает из того, что Россия обладает всем, что ей нужно для своего процветания и жизни, и нам не нужна никакая экспансия, тем более какая-либо агрессия, поэтому задача России в международном плане – это обеспечение мира для всех народов, больших и малых, и для гармонизации мировых отношений. Совершенно очевидно, что мировое господство – это абсурд, это неосуществимо, это приносит вред и разрушения даже тому государству, которое пытается это осуществить, поэтому неизбежно сосуществование нескольких цивилизаций, таких, например, как российская, китайская, индийская, мусульманская, западная, европейская, американская, латиноамериканская, которая только начинает образовываться, и установление мира между ними за тем, чтобы избежать термоядерной войны, чтобы избежать бесконечных конфликтов и истощения сил человечества, которые пригодятся для многих других испытаний, которые человечеству предстоят в отдаленном будущем, может быть, даже довольно близком – всё это составляет цель России, с нашей точки зрения, цель в международных отношениях. Конечно, желательно иметь союзников, но мы должны ровно относиться ко всем в том отношении, чтобы избежать войны, серьезных конфликтов и угрозы существования человечества.

Другой существенной чертой нашей великой России является характер отношений между людьми – это необычайно важно, потому что это вытекает из самой идеи России Вечной. Согласно этой идее, Вечная Россия отражается в душе наших людей, нашего народа и образует, применительно к личности, внутреннюю Россию каждого из нас. Таким образом, мы фактически являемся братьями и сестрами по духу и генетически, в конце концов, тоже. Но главное – духовное начало. Недаром говорят, что быть русским – это состояние сознания, особое состояние сознания. Это совершенно вытекает из России Вечной, из всего предыдущего сказанного, что это – нисколько не генетическая связь, а связь высшая, духовная, и это определенное, выраженное больше или меньше, состояние сознания. Поскольку мы являемся не только людьми, но и братьями и сестрами, то, конечно, должна присутствовать любовь, быть интерес друг к другу, интерес к общению, к душе наших соотечественников – они вместе образуют некую картину России, внутренней духовной России. Должна царствовать любовь, основанная на этом единстве, любовь между нами – в семье, к детям, к соотечественникам.

Что еще следует из всего перечисленного – проследим за вытекающими следствиями. Одним из самых важных следствий является так называемый духовный патриотизм. Он вытекает из самого существа великой России, тем более Вечной России. Этот патриотизм, основанный на отношении к православию, к нашей культуре, к нашей душе, независим даже от политического патриотизма, от национального патриотизма, который тоже необходим, но духовный патриотизм образует особый вид патриотизма, который не зависит от того, плохо ли жить в стране, хорошо ли, потому что он является патриотизмом духа, патриотизмом сферы, которая не зависит от политики, от того, кто нами правит и так далее. Конечно, правление должно соответствовать интересам России – это понятно, но в общем духовный патриотизм образует некую независимую силу, которая может, так сказать, быть своего рода мировоззрением, которое держит Россию на уровне. В связи с этим очень важно подчеркнуть, что в этой великой России должно быть полностью преобразовано образование и воспитание, гуманитарное прежде всего. Это образование должно основываться на принципах духовного познания тех реалий, о которых мы говорили. Скажем, если говорить о культуре или литературе, которая является основой культуры, прохождение классики, образующей именно эти элементы Вечной России, которая обращена к самым глубинным моментам русской души, и надо изучать это таким образом и выбирать то, что имеет вечное значение, то есть значение, актуальное для каждого человека любого времени, потому что вечность стоит над временем. Те моменты, которые выражены в поэзии Блока, Есенина, Пушкина, в гениальнейших творениях Толстого и Достоевского, они образуют именно круг русской души, и надо выделить эти моменты в творениях наших гениев. Это – большая работа для учителей, для образования, они сами должны научиться быть духовно русскими и дать это образование в школе, причем этот духовный патриотизм имеет характер, приемлемый для всех народов нашей родины, для наших братских народов при сохранении, разумеется, их национальной культуры тоже.

Другой особенностью, касающейся культуры, является проблема русского языка. Не будем повторять и говорить о том, насколько русский язык – великое явление. Мы хотим здесь сказать о другом. Поскольку русская идея выходит в запредельное, в богопознание в поиске последней истины, то неутоленность и прорыв в эти сферы нуждаются в соответствующем языке, даже сакральном. Не потому, что он чисто религиозный, он – язык народный, но для нас он – сакральный, язык нашего общения, нашей культуры. Эти прорывы в Россию Вечную – это создание фактически новой метафизики, это ясно выражено в моей книге «Судьба бытия», они нуждаются в языке, в том отношении, что возникает совершенно новое понятие, невыразимое на языке существующем, и нуждаются в образовании новых понятий, глубоких обозначений. Присутствие в России, в нашем сознании «второй реальности», о которой мы говорили, всё это нуждается и будет нуждаться в великом углублении русского языка, тем более будущее, уже более отдаленное, будет сопровождаться невероятными открытиями, которые тоже нуждаются в понимании. Невероятными до такой степени, что эти явления могут поразить современного человека, как если бы христианин XVIII века оказался в современном Нью-Йорке. Углубление русского языка в сторону неизвестного – тоже дело культуры. Поэтому я считаю, что русский язык для нас – сакральное явление, и мы должны развивать, беречь, укреплять его всеми силами.

Другим важным аспектом нашей великой России является необходимость по отношению к состоянию, в котором мы находимся, нравственной революции. Дело в сознательном вторжении так называемого капитализма в Россию в его самом худшем варианте. Даже не капитализма, а просто сознательного разрушения, когда совершенно дикие частные инстинкты господствовали над всем и вся и разрушали всё – нашу психологию, нашу историю, нашу духовность, нашу культуру. Сметали всё с лица земли с такой же яростью, как если бы это делало насильственным путем гитлеровское вторжение. Может, я преувеличиваю, по крайней мере, у нас был элемент свободы, и мы могли сопротивляться этому разрушению на всех уровнях. Собственно, разрушения были и в сфере нравственности, потому что господствовал самый дикий культ эгоизма, свобода джунглей, ведь свобода имеет и негативные стороны – она может быть не только высшей, разумной, человеческой, ведущей к Богу и, по крайней мере, нормальному человеческому существованию, любви к семье, к людям, к соотечественникам, к родине. А свобода джунглей – свобода дикого эгоизма, свобода, беспощадная к другим людям. Когда говорят «свобода», то всегда почему-то думают только о ее позитивной стороне, в то время как свобода может нести страшные негации – есть свобода для Бога, и есть свобода для дьявола.

Свобода – вовсе не однозначное слово, оно может быть также негативным, как и многие другие выражения, и поэтому, чтобы выйти из этого тоталитарного торжества эгоизма, который перерастает в какую-то уголовщину (всем понятно, о чем идет речь), мы нуждаемся всё же в нравственной революции, в частичном возврате консервативных ценностей и так далее. Нужно особо подчеркнуть важность возвращения человеческой морали, совести, любви к людям и понимания того, что дикий эгоизм наносит удар не только другим людям, но и, прежде всего, самому себе. Нравственная революция тоже должна стать частью идеальной России, о которой мы говорим. Самым лучшим возрождением в этом плане может являться не какой-то кодекс морали, который надо выполнять по закону, а возрождение чувства любви. Если вы будете любить своих соотечественников и будете относиться к ним как к братьям и сестрам, если вы будете любить свою семью, детей, уже не говоря о родине, о любви к которой мы уже говорили, то вы неизбежно не будете приносить вред и зло другим людям. Если кого-то любишь – не приносишь ему зло. Этот момент тоже необычайно важен. Таким образом, основы существования великой России, если их обобщить, следующие: мы не призываем к какому-либо аскетизму – эти времена христианской чистоты давно прошли, и возвратить их невозможно, но многое можно сделать в этом направлении. На данном этапе истории человека, в этом тысячелетии, неизбежен интерес человека к земной жизни и к ее пониманию, поэтому неизбежно мощное развитие по горизонтальной линии – по линии науки, материального потребления и так далее. Попытки научных открытий неизбежны. Они могут быть грандиозными, например, продление человеческой жизни до нескольких столетий, могут быть и более существенные открытия. Но эти открытия, как и всякая подобная направленность, неизбежно будет иметь негативные стороны, как развитие науки имеет позитивную и негативную стороны, негативную – из-за атомных бомб, угрозы войны, самоуничтожения, отравления планеты, так что негации всегда будут, но открытия неизбежны, как и успехи в этом отношении. Хотя горизонтальная линия очень мощная, и она может поглотить человека – это означает, что человек может погибнуть духовно, для нашей цивилизации это особенно очевидно.

Цивилизация «второй смерти» – то явление, которое в религии обозначают тогда, когда после физической смерти человека наступает смерть духовная и отторжение от образа и подобия Божьего со всеми последствиями существования в низших мирах. Чтобы гибели высшей человеческой души не произошло, необходимо одновременное существование вертикали. Сейчас, в нашей цивилизации, она тотально оборвана, особенно это умудрились сделать на Западе – всё, что относится к духу, или профанировано, или растоптано. И к нам всё это заползает. Таким образом, нормальное развитие может быть только тогда, когда горизонтальное развитие сопровождается наличием мощного вертикального. Это сочетание горизонтального и вертикального развития может дать относительную гармонию, и Россия способна это сделать. Надеюсь, и всё человечество, но эти надежды немного блекнут, судя по многим предсказаниям. Во всяком случае, скажем, в Индии, наличие вертикали очевидно. У нас в России вертикаль должна актуально существовать вообще по определению России, и она есть и сейчас и всегда была, даже в девяностые годы XX века. Эту возможность нельзя упустить – возможность и спасения души, и внутреннего духовного расцвета, который обеспечивает существование космологических Россий, продление жизни на Земле, поэтому наша задача – не дать погибнуть этой вертикали, иначе погибнет Россия, потому что испытания, которые предстоят человечеству, – огромны. Там будут огромные достижения, но и огромные испытания в лице природных катаклизмов, в лице вторжения из невидимого Космоса, но уже не богов, а, скорее всего, негативных существ. Я прочту одну фразу, кажется, перевод с санскрита, она очень древняя, еще до нашего времени, до прихода Христа, может быть, несколько тысячелетий назад. Фраза такая, что будет время, когда люди будут летать на железных птицах, но дела их будут злы, и они отойдут от веры, от религии. Короткая фраза, написанная за несколько тысячелетий до христианства. Насколько она точно характеризует всю страшную суть современной цивилизации. С одной стороны – мощнейшие технологии, которые несут не только комфорт, но и негатив, с другой стороны – нравственное падение. История XX века показывает, что «дела их злы», мягко говоря. Всемирная история, я имею в виду, в которой и до XX века были колониальные войны и уничтожение целых народов, она говорит сама за себя. Потом очень важный момент, что они отойдут от веры, – вот этого при всем зле, которое творилось до XX века, еще не было, а сейчас есть и это, и это носит опасный фатальный характер не только для будущего человека, после его смерти, а это – удар, который несравним ни с какими бедами земной жизни, потому что это касается уже другой жизни, бесконечной, мы не будем уточнять, но современный человек стал настолько далек от духовной жизни, что он может просто не осознавать этого, ему, может быть, просто наплевать на всё, что относится к духовной сфере. В России, к счастью, это не так. Есть молодое поколение, которое просто ничего не знает, его заставили быть необразованным, ему просто не дали образования, сознательно оставили без сил, неизвестно как, но по душе они – нормальные люди. Опасность и необычность разрушения религии, которого не было в такой степени раньше, касается также и земной жизни, будущего. Поскольку такие вещи, пустоты обычно заполняются чем-то иным, и в такой тупиковой ситуации возможно всё что угодно, в том числе любые катаклизмы, так что нам следует всеми силами реально поддерживать вертикаль в том подлинном виде, в котором она дана Богом, высшими силами, высшим разумом, и сохранять ее, избегать профанации. В этом состоит призвание великой России, но это – не просто консерватизм в данном случае, это не только сохранение традиционных ценностей, но и умение наше в будущем реагировать на те вызовы, о которых современный человек не имеет никакого представления. Это могут быть страшные вызовы, которых человечество никогда не переживало, поскольку невидимые миры существуют, и то, о чем говорит религия, абсолютно реально. Ответ на эти вызовы зависит от нашей способности к живой духовной жизни. Не то, что к затвердению каких-то старых правил, а к сохранению живой духовной жизни, которая сможет правильно реагировать на все вызовы, которые нам предстоят уже в более отдаленном будущем. Но, может быть, и в относительно близком. Поэтому то, что мы описали, относится к той России, которой желательно, с нашей точки зрения, восторжествовать уже в ближайшее время, и здесь, конечно, ключи ко многому лежат в системе образования, мы не будем говорить, в чем именно, хотя и так понятно, в каком направлении нужно идти, потому что именно гуманитарные науки делают человека, обладающего духовностью, а не какого-то потребителя, которым якобы легко управлять. Глупцами тоже трудно управлять, они бывают взрывчатыми, потому что вообще ничего не понимают. Нам нужен человек, а не потребляющий дурак. Капитализму нужно, чтобы пожирались все эти продукты и накапливалась их стоимость, но интересы народа и страны должны быть прежде всего, а не интересы каких-то групп людей, потому что среди капиталистов есть люди чистые, такие же, как мы, которые любят свой народ и свою страну.

Всё, что я пережил в эмиграции, дало свои плоды, потому что только там я осознал, в какой стране живу. Действительно, большое видится на расстоянии, потому что у советской власти, несмотря на все ее достижения, было то, что совершенно невозможно было переносить. По крайней мере, многим людям, и поэтому мы оказались в эмиграции, но так или иначе Россия в нас жила всегда, где бы мы ни были. А сейчас мы все должны и действовать, и молиться о защите России. О ее выходе и спасении из этой ситуации, в которую она попала. Слава России и ее непознаваемости!

Самое читаемое
Exit mobile version