«Крестник» великой княжны
Первая катастрофа в отечественном подводном флоте датирована 16 июня 1904 года. Миноносец «Дельфин» – в отдельный класс кораблей субмарины были выделены два года спустя – во время тренировочного погружения затонул у западной стенки Балтийского завода. Через два дня корабль подняли, для этого использовали подъемный кран. Потребность в специальных спасательных судах, способных оказывать помощь терпящим бедствие в открытом море подводным лодкам, а также ремонтировать и обслуживать их, стала очевидна.
Удачное решение нашли в Германии: в Киле в 1907 году на воду был спущен «Вулкан» – судно-катамаран (плавучий док). Его проект и взяли за основу корабелы Путиловского завода Санкт-Петербурга, когда выполняли аналогичный «госзаказ» для Российского императорского флота.
Немецкий "Вулкан" – прототип спасательного судна "Волховъ"
Bundesarchiv/Wikimedia CommonsОднако это не было слепым копированием зарубежной разработки. «Волхов» (оригинальное написание «Волховъ») – так назвали спасательное судно – по большинству технических характеристик превосходил прототип. Водоизмещение – 3200 тонн против 1600 тонн, длина – 96 метров против 85,3, ширина в миделе – 18,57 метра против 16,8, осадка 3,65 метра против 3,8.
17 ноября 1913 года на церемонии спуска «Волхова» со стапелей Путиловской верфи присутствовал Николай II. Среди высоких гостей – царская дочь великая княжна Мария, которая стала «крестной матерью» судна. По традиции юной царевне доверили разбить о борт бутылку шампанского – на счастье. Андреевский флаг на плавбазе дивизии подводных лодок Балтийского флота был поднят в разгар Первой мировой войны – 14 июля 1915 года. Первым командиром был назначен капитан второго ранга Александр Якубовский. Место базирования – Ревель (ныне Таллин).
Спуск на воду спасательного судна "Волховъ", Путиловская верфь, 17 ноября 1913 года
Wikimedia Commons«Волхов» даже по современным меркам можно считать во всех отношениях универсальным судном. Оно не имело вооружения, зато в состав экипажа входили более 20 водолазов, на борту имелись ремонтные мастерские, запасы торпед и топлива, зарядное оборудование. Проектом были предусмотрены каюты и кубрики для размещения экипажей подводных лодок, лазарет. Два корпуса катамарана соединялись четырьмя арочными фермами, укрепленными поперечными балками. С них опускались лебедки. Мощность четырех подъемных механизмов составляла 1000 тонн – более чем на 100 тонн больше водоизмещения (подводного) самых больших субмарин того времени.
Команда на подъем
Впервые по прямому назначению «Волхов», переименованный после Гражданской войны в «Коммуну», был использован в июне 1917 года. В Аландских шхерах затонула «АГ-15». Лодку подняли, отремонтировали, и уже через месяц она вернулась в строй. В сентябре того же года из-за навигационной аварии получила повреждения и пошла на дно подводная лодка «Единорог». Всего через две недели субмарина была поднята и доставлена для ремонта в Ревель. В 1920–1930-е годы такие операции стали рутиной для моряков-спасателей. На счету «Коммуны» – поднятые со дна подводные лодки «Красноармеец», «Рабочий», «М-90», посыльное судно «Кобчик», торпедный катер и самолет. Кроме того, спасательное судно обеспечивало пробные погружения лодок серии IX-бис (С-7, С-8).
Особняком стоит операция 1928 года, в ходе которой в Финском заливе была поднята английская L-55. Субмарина, построенная в конце Первой мировой войны, погибла в бою с эсминцами Балтфлота в мае 1919 года. Благодаря «Коммуне» советские инженеры и конструкторы, занимавшиеся проектированием лодки «Декабрист», получили возможность ознакомиться с секретами британских корабелов.
Английская подводная лодка L-55
UllsteinBild/Vostock PhotoА потом была Великая Отечественная война. Все дни блокады Ленинграда спасатели поднимали потопленные врагом корабли и суда, ремонтировали подводные лодки и катера – морские охотники. Водолазы с «Коммуны» работали на Дороге жизни. Со дна Ладожского озера они достали тонны различных грузов, 31 автомобиль, два трактора и четыре танка. После войны судно без дела также не простаивало. Среди приоритетных задач – очистка от мин и взрывоопасных предметов акватории Финского залива. Так водолазы-спасатели переквалифицировались в минеров.
В 1954-м, после 39 лет непрерывной эксплуатации, «Коммуну» отправили в Амстердам – на капитальный ремонт. Голландские мастера устранили повреждения корпуса, полученные во время войны, заменили дизельные двигатели.
Через два года судно вернулось в строй. В 1956 и 1957 годах экипаж «Коммуны» поднял со дна две подводные лодки и торпедный катер. Однако будущее спасательного судна оказалось под угрозой. В те годы Военно-морской флот (ВМФ) стал получать на вооружение новые подводные лодки, значительно превышающие старые проекты размерами и водоизмещением. Осуществить подъем этих кораблей «Коммуна» была уже не способна. Несмотря на хорошее состояние корпуса и основных механизмов, судно могли отправить на слом за ненадобностью.
У начальника аварийно-спасательной службы ВМФ контр-адмирала Николая Чикера подписать такой приказ рука не поднялась. Он нашел способ сохранить для флота и истории заслуженный корабль: предложил переоборудовать его в базу – носитель глубоководных аппаратов. Идея получила поддержку «наверху», и в 1967 году «Коммуна» совершила переход из Кронштадта в Севастополь. На «Севморзаводе» судно переоборудовали, оснастив глубоководным аппаратом «Поиск-2» (проект 1832), способным опускать на глубину до двух километров и поднимать на поверхность груз весом до полутонны. В 1977 году новые «способности» старого судна пригодились, когда с глубины 1,7 километра пришлось поднимать рухнувший в море у берегов Кавказа штурмовик Су-25.
В 1980-е годы началась очередная модернизация «Коммуны». Судно-ветеран прошло докование. На нем заменили выработавшие ресурс дизельные двигатели, увеличили водоизмещение и дальность плавания. Это позволило более эффективно решать задачи в интересах ВМФ. А потом распался СССР. В 1992-м, когда между Россией и Украиной происходил раздел Черноморского флота, экипаж «Коммуны» сделал свой выбор – поднял на мачте самодельный Андреевский флаг. В 2005 году судно-долгожитель вновь было отремонтировано, получило свидетельство о годности к плаванию в Черном и Азовском морях, что позволило ввести его в состав сил постоянной готовности ЧФ.
Ветеран смотрит в будущее
«Коммуна», которая в ноябре 2023 года отметит свое 110-летие, по сей день в строю. Согласно требованиям безопасности, выход подводных лодок на боевое патрулирование должен обеспечиваться спасательными судами. Этим и занимается экипаж старейшего судна отечественного ВМФ. Пять лет назад его оснастили мини-субмариной АС-28 (проект 1855 «Приз»), рассчитанной на стыковку с аварийной лодкой и подъем на поверхность за один раз до 20 человек. Стоит отметить, что у другого судна-спасателя Черноморского флота – «Эпрон» – возможности для проведения таких операций скромнее. Оно оборудовано водолазным колоколом, где есть места для семи подводников.
Глубоководный спасательный аппарат "АС-28" на палубе судна "Коммуна"
Георгий Зимарев/РИА НовостиЛетом прошлого года «Коммуна» приняла участие в учениях Черноморского флота. Экипаж успешно выполнил поставленную задачу – подготовку, выгрузку и погружение батискафа к «аварийной» субмарине. Ну а судовые учения проводятся минимум два раза в месяц. В ходе них отрабатывается подготовка к экстренному спуску глубоководного аппарата. Контрольное время – 30 минут.
Неразгаданные секреты долголетия
Нынешний капитан «Коммуны» Сергей Попов – кстати, 13-й в этой должности за 108 лет непрерывной службы судна-спасателя – высоко оценивает его техническое состояние. И не сомневается в том, что, несмотря на почтенный возраст, этот корабль еще долгие годы может оставаться в строю. Действительно, обшивка подводной части не имеет сквозной коррозии, швы не текут, все заклепки на местах. Для поддержания в таком состоянии судно достаточно своевременно ставить в сухой док, очищать днище, приваривать на истончившиеся участки накладные листы усиления.
Устойчивость корпуса «Коммуны» к коррозии объясняется тем, что он изготовлен из вязкой (мартеновской) корабельной стали. На Путиловском заводе в начале прошлого века знали особый метод воронения. Плотная оксидная пленка на поверхности металла надежно предохраняет его от образования ржавчины. Остается сожалеть, что после революции и Гражданской войны технология была утеряна.
Несколько лет назад специалисты предприятия «Композит», работающего со сплавами для космической отрасли, пытались разгадать загадку века. Однако современные технологии не помогли точно определить химический состав, марку и технологию изготовления стали, обладающей высокими антикоррозийными свойствами. Зато ответы дают легенды о «Коммуне». Первая – якобы стальные листы полгода «вымачивали» в Пинских болотах. Другая – из нескольких тысяч заклепок, которыми «сшит» корпус, одна «счастливая» – из чистого золота – бережет корабль не только от ржавчины, но и от опасностей, с которыми сопряжена морская служба.
Золотую заклепку, впрочем, найти не удалось, но на борту «Коммуны» сохранились другие раритеты – клейма с двуглавым императорским орлом, медная табличка с первым названием – «Волховъ» – и символикой Путиловской верфи, машинный телеграф. Есть и действующее «оборудование» той эпохи – пианино фабрики братьев Дидерихс. Оно, как и в 1915 году, стоит в офицерской кают-компании.