Само решение было принято 6 февраля.
"Союзники договорились о новом распределении ответственности старших офицеров в командных структурах НАТО. Европейские союзники… будут играть более значительную роль в военном командовании альянса", – указали в НАТО.
Представитель Великобритании возглавит командование (Joint Force Command) в Норфолке (США), Италии – в Неаполе (Италия). Представители Германии и Польши будут по очереди возглавлять командование в Брюнсюме. В сфере ответственности штаба в Норфолке – Северная Атлантика, штаба в Неаполе – Средиземноморье, штаба в Брюнсюме – Европа, в том числе Восточная.
Представители США будут возглавлять все три командования уровня ТВД: они сохранят за собой командование объединенными силами на суше (Allied Land Command) и в воздухе (Allied Air Command), а также примут на себя ответственность за море (Allied Maritime Command). Кроме того, американец выступает и в роли главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.
Эти изменения предполагается реализовать постепенно в течение ближайших лет, в соответствии с существующими расписаниями ротации старшего комсостава.
В заявлении НАТО отмечается, что принятое решение с одной стороны отражает сдвиг в сторону более справедливого распределения ответственности в рамках НАТО, а с другой четко показывает приверженность США к участию в командных структурах альянса.
Перспективы НАТО остаются неясными
Риторика американского президента Дональда Трампа и выдвинутые им претензии на принадлежащую Дании Гренландию заставили в последние месяцы усомниться в будущности НАТО. Американские министры предпочитают более мягкий тон, но, кажется, не они командуют в Белом доме.
18 января глава американского Минфина Скотт Бессент в интервью телеканалу NBC News указал, что США намерены и в дальнейшем оставаться частью НАТО.
Бессент подчеркнул, что США остаются частью альянса, не уточнив, что важнее для страны – присоединение Гренландии или поддержка НАТО. "Это неправильный выбор. Европейские лидеры придут в себя и поймут, что им необходимо быть под зонтиком безопасности США", – отметил Бессент.
Президент США Дональд Трамп заявил 20 января, что ни один лидер не сделал для НАТО больше него, и без его участия альянс уже не существовал бы.
Трамп подчеркнул, что это печальная, но правда. Американский президент отметил, что Североатлантический альянс оказался бы на "свалке истории" без его участия.
В свою очередь, генсек НАТО Марк Рютте в беседе с евродепутатами 26 января признал резкую перемену взаимоотношений внутри Североатлантического альянса. "Эпоха, когда мы без особых усилий полагались на США в вопросах нашей общей безопасности, подошла к концу", – сказал он.
Генсек указал, что НАТО сталкивается с серьезными и долгосрочными вызовами в области безопасности, и призвал Европу и Канаду взять на себя большую ответственность за собственную защиту.
"При этом более сильная европейская оборона имеет ключевое значение, однако крайне важно, чтобы усилия ЕС в этой сфере были совместимы с НАТО", – добавил Рютте.
Вместе с тем он счел невозможным создание "европейских сил" вне НАТО.
28 января госсекретарь Марко Рубио на слушаниях в комитете по иностранным делам американского Сената заявил: "Мы не отказываемся от наших обязательств, мы не сворачиваем наше присутствие <…> Мы будем в Европе вместе с союзниками".
Однако, уточнил он, есть проблема гибкости, так как необходимо реагировать на новые обстоятельства.
"Мы намерены на том или ином этапе изменить конфигурацию наших сил в мире, чтобы реагировать на имеющиеся реалии", – отметил Рубио.