Профиль

Благородные воины: как изменился имидж немецких подводников после войны

Подводная битва за Атлантику закончилась для Германии в 1945 году поражением. Однако вскоре немцам удалось взять своеобразный реванш – после войны они создали ряд литературных и кинопроизведений, благодаря которым вокруг подводников кригсмарине возник настоящий культ. В результате успехи подплава антигитлеровской коалиции оказались в тени, зато повсеместно стали известны такие выражения, как «стальные акулы», «волчьи стаи», «серые волки» и «стальные гробы», которыми привычно именуют подводные лодки Германии и их экипажи.

кадр из фильма Das Boot

Кадр из фильма "Подводная лодка" (Das Boot)

©ТАСС

Пропаганда и борьба за имидж

Кто на самом деле обеспечил успех одной из самых дерзких операций Кригсмарине во время Второй мировой войны

Уже в первый месяц Второй мировой войны немецкие субмарины отправили на дно десятки торговых судов и авианосец «Корейджес». А 14 октября 1939-го подлодка U-47 Гюнтера Прина проникла на стоянку британского флота в Скапа Флоу, потопив там линкор «Ройал Оук». Эти успехи прославили немецких подводников как в Германии, так и за ее пределами. Да и Министерство пропаганды без устали восхваляло победы субмарин и таланты подводников рейха. Последние пользовались особым вниманием подчиненных доктора Геббельса. Газеты печатали портреты и интервью подводных асов, а те издавали книги, написанные в соавторстве с журналистами.

В течение войны пропаганда продолжала превозносить подводников кригсмарине как непревзойденных профессионалов. Для освещения их деятельности военные корреспонденты выходили в походы на субмариных, собирая материал для прессы и кинохроники прямо на борту. В результате слава подводных рыцарей рейха выросла неимоверно.

По ту сторону фронта на них смотрели совсем иначе. Когда нападения немецких субмарин на судоходные маршруты англичан приобрели характер ожесточенной войны, Уинстон Черчилль опубликовал коммюнике, определившее суть Битвы за Атлантику: «Вражеские субмарины нужно называть "немецкими подводными лодками" (U-Boats). Термин "субмарина" может использоваться только в отношении подводных кораблей союзников. U-Boats – это трусливые злодеи, топящие наши суда, а "субмарины" – благородные храбрецы, которые топят злодеев».

На протяжении всей войны пропаганда союзников опиралась на эту формулировку. И, казалось бы, с окончанием боевых действий о немецких подводниках должны были судить только таким образом. Однако хотя историю и пишут победители, но в отношении «трусливых злодеев» кригсмарине это правило не сработало. За дело взялись бывшие геббельсовские пропагандисты, написавшие после войны десятки книг о подводниках Германии. В их работах немецкие моряки выглядели совсем не так, как их обычно изображали в странах антигитлеровской коалиции. Аудитории это понравилось, поскольку образы, выводимые пропагандистами победителей, были ходульными, клишированными и оттого не вызывающими доверия.

Литературный блицкриг

В 1951 году вышел роман Николаса Монсаррата «Жестокое море», повествовавший о трудностях службы на английских кораблях ПЛО и суровости подводной войны. Автор был отставным офицером британского флота, служившим на корветах. Казалось бы, это прекрасное произведение должно закрепить за немецкими подводниками реноме безжалостных убийц. Но в 1952-м в Германии бывший военкор кригсмарине Харальд Буш издал книгу «Такова была подводная война». Базируясь на рассказах ветеранов, он писал в ней о нюансах службы на подлодках. Буш показал читателю, что внутри «стальной трубы» находились не чудовища, а простые моряки, эталонные «братья по оружию».

В том же году вышли и первые послевоенные мемуары подводника кригсмарине. Их автор, командир U-977 Хайнц Шафер, взялся писать книгу, чтобы опровергнуть слухи о том, что он переправил в Аргентину Адольфа Гитлера и других нацистских бонз. Произведения Буша и Шаффера стали первыми залпами в войне за новый имидж подплава рейха. Перевод этих книг на другие языки привел к всплеску интереса к немецким подводникам у читателей разных стран. А в 1953-м свет увидела книга Вольфганга Франка «Волки и Адмирал: триумф и трагедия немецких подлодок», добавившая новых штрихов к образу немецких подводников и их начальника адмирала Карла Деница.

Операция «Радуга»: как немцы топили свои подлодки в мае 1945-го

Как и Буш, Франк тщательно разводил подводников и нацизм. Оба автора подчеркивали, что моряки были верны не Гитлеру и нацистской идеологии, а фатерлянду. При этом Франк утверждал, что моряки кригсмарине стали заложниками присяги и воевали за свою страну до конца, оставаясь преданными ей, когда поражение уже было неизбежно. Надо сказать, что здесь Франк вел тонкую игру. Подводные силы Германии были элитой и наиболее боеспособными среди других родов войск вермахта. Они сражались до конца, потопив тысячи судов и сотни военных кораблей. Правда, за этот результат пришлось дорого заплатить. Из 39 000 подводников погибли 33 000, а еще 5000 попали в плен.

Прекрасно владевшие пером, немецкие публицисты привлекли внимание читателей разных стран к подводникам кригсмарине уже в первое послевоенное десятилетие. А в 1958 году еще гросс-адмирал Дениц опубликовал мемуары. Окончательно же изменил общественное мнение о подводниках выход трех книг, вызвавших настоящим бум в продажах литературы о немецких субмаринах. Их публикация закрепила за подводниками имидж достойного противника, вызвав у миллионов любителей истории огромный интерес к тем, кого сейчас привычно именуют «серыми волками».

«Золотая подкова», «Стальные гробы» и «Лодка»

В 1956 году в Англии вышла «Золотая подкова» Теренса Робертсона, посвященная Отто Кречмеру – лучшему подводнику Германии. С одной стороны, это было неудивительно, так как англичанам льстило, что они пленили в бою этого аса. С другой – автор книги искренне восхищался Кречмером и фактически создал его мемуары, так как «Золотая подкова» была написана по рассказам знаменитого немца и его экипажа. После выхода книги началась пропагандистская кампания, делавшая акцент не только на значении победы Британии в Битве за Атлантику, но и примирении с бывшим противником. Кречмер приехал в Лондон, где встретился на телешоу с Дональдом Макинтайром, пленившим его в 1941-м. Они стали друзьями. Все это сильно подстегнуло интерес публики к книге Роберстона, где немцы впервые были описаны англичанином как благородные и мужественные бойцы.

Вторая волна популярности накрыла «серых волков» Деница в 1969-м с выходом «Стальных гробов» Герберта Вернера. Ее автор, офицер-подводник, принимал участие в Битве за Атлантику и испытал на себе всю тяжесть поражения немецкого флота в 1943–1945 годах. В своих мемуарах Вернер живописует, что пришлось пережить молодому моряку, попавшему в мясорубку подводной войны. Его рассказ заставляет читателя сопереживать экипажам «стальных гробов», обреченным на гибель после 1943 года. При этом Вернер без особого пиетета отзывался о Денице, намекая, что тот бросал на убой своих подчиненных. Эмоциональность «Стальных гробов» и нестандартный для той поры взгляд немецкого подводника на войну привлекли внимание мировой общественности, поспособствовав тому, что книга стала бестселлером в 14 странах.

Но наибольший вклад в создание общемирового культа немецких подводников внесла книга Лотара-Гюнтера Буххайма «Лодка» (Das Boot). Этот антивоенный роман вышел в Германии в 1973 году и с тех пор неоднократно издавался в разных странах большими тиражами. Основу сюжета составляют воспоминания автора, совершившего поход на U-96 в качестве корреспондента. Публикация «Лодки» сопровождалась большим скандалом – ветераны немецкого подплава разбились на сторонников и противников Буххайма. Одни не могли простить автору его мрачное видение подводной войны и нелестную оценку Деница. Другие поддержали Буххайма, так как он смог сказать о том, о чем не решались заговорить сами подводники.

Могли ли немцы победить во Второй мировой с помощью 300 подлодок?

Последовавшая в 1981-м экранизация «Лодки» считается одним из лучших военных фильмов в истории мирового кинематографа. Режиссер Вольфганг Петерсен и его съемочная группа реалистично воссоздали жизнь экипажа субмарины во время похода. Благодаря этому зритель не может остаться равнодушным к происходящему на экране. Фильм Петерсена окончательно смел все представления о немецких подводниках, рожденные военной пропагандой союзников, закрепив иной их образ в умах поклонников «Лодки».

В завершение хотелось бы отметить один факт. Перечисленные произведения – лишь верхушка горы книг и фильмов о немецком подплаве Второй мировой. В реальности же их счет идет на сотни. У этого есть как плюсы, так и минусы. Положительной стороной здесь стала популяризация темы, привлекшая внимание историков разных стран к Битве за Атлантику. Вряд ли в летописи Второй мировой войны найдется еще одна глава, изученная столь же тщательно. Но в то же время обратной стороной этого интереса к подводникам кригсмарине стала недооцененность их противников – подплава стран антигитлеровской коалиции. Удивительно, но факт: победителей стали воспринимать лишь как «приложение» к побежденным.

Любопытно, что увлечение «стальными гробами» и «серыми волками» долгое время обходило нашу страну стороной. Отечественные любители истории смогли познакомиться с упомянутыми выше произведениями лишь после падения «железного занавеса», когда книги Буххайма, Вернера и других авторов были изданы в России, а фильм Das Boot стал доступен киноманам. Благодаря этому теперь мы знаем о Битве за Атлантику гораздо больше. И каждый читатель или зритель может сам решить, какой образ подводников Третьего рейха ему ближе – созданный пропагандой союзников или западными публицистами и кинематографом.

Самое читаемое
Exit mobile version