- "Кто на «малютке» не бывал, тот и горя не видал"
- В начале славных дел
- Командир счастливой "Щуки"
- Лучший подводник ЧФ
«Кто на "Малютке" не бывал, тот и горя не видал»
Родился Михаил Васильевич 15 ноября 1912 года в деревне Будановке ныне Золотухинского района Курской области. После окончания семилетки в 1929-м он перебрался в уральский Магнитогорск, где выучился на электрика в фабрично-заводском училище. Пройдя практику по этой специальности в Донбассе, Грешилов вернулся на Урал, где начал работать на Магнитогорском коксохимическом комбинате.
Топи их всех: подводники какого из советских флотов были лучшими
А далее его жизненный путь резко меняется. В 1933 году Грешилов стал курсантом Военно-морского училища имени Фрунзе в Ленинграде, где обучался на штурманском отделении. После выпуска в 1937-м его распределили на Черноморский флот (ЧФ), назначив штурманом на лодку «Щ-202». А в начале 1939-го Грешилов – уже помощник командира подлодки «А-1».
В начале 1941-го Грешилов стал командиром новой «М-35» – малой подлодки типа М, которые на флоте прозвали «Малютками». Подводники не любили эти субмарины за плохие бытовые условия. Как вспоминал ветеран подплава ЧФ Николай Белоруков, сложилась даже поговорка: «Кто на "Малютке" не бывал, тот и горя не видал».
Подводники других стран поняли бы эти слова. К примеру, немецкий ас Петер Кремер, командовавший схожей с «Малюткой» лодкой типа IID, утверждал, что, когда его перевели на большую субмарину, он почувствовал себя как человек, «пересевший из "Фольксвагена-жук" в "Мерседес"».
Малые подлодки не были рассчитаны на долгие походы. Их размер не позволял обеспечить комфорт команде. Но советским подводникам приходилось особенно трудно, потому что на «Малютках» в экипаже не было кока. Еду готовили торпедисты!
В начале славных дел
Война застала «М-35» в Севастополе. Ее боевая деятельность началась 28 июня 1941 года с дозора у мыса Тарханкут на подходах к главной базе ЧФ. Также в июле–сентябре лодка совершила четыре похода к Одессе, где вместе с другими «Малютками» несла дозор на случай попыток врага высадить десант.
За тот период Грешилов провел в море более 40 суток, но ни разу не встретил противника. Все изменилось в октябре, когда командование ЧФ решило повысить активность своих лодок, нарезав им новые позиции и районы крейсерства у вражеских берегов. Чтобы обеспечить бесперебойное обслуживание подлодок, было прекращено несение дозорной службы у баз флота. С 10 октября до середины декабря лодки ЧФ совершили 38 походов, 28 раз встретившись с противником. В этих событиях отметилась и «М-35».
16 октября Грешилов вышел в шестой поход для крейсерства в районе Констанца–Сулина, где спустя двое суток обнаружил у острова Китук немецкий конвой из шести паромов Зибеля и трех буксиров. Обе выпущенные торпеды прошли под мелкосидящими целями, а сама подлодка была обнаружена и обстреляна противником. Израсходовав боезапас, 20 октября «Малютка» вернулась на базу. Погрузив торпеды и заправившись топливом, «М-35» на следующий день отправилась на ту же позицию.
Забытый подвиг "Щ-317": как советская "Щука" охотилась на Балтике
26 октября «Малютка» обнаружила конвой. Грешилов атаковал его артиллерией, повредив паром SF-35, который затем выбросился на берег и был окончательно разрушен штормом. Следующим вечером «Малютка» атаковала немецкое судно «Лола». «М-35» выпустила две торпеды, после чего подводники услышали взрыв. Позже, увидев над «Лолой» дым, Грешилов счел цель пораженной. Однако в действительности транспорт получил попадание неразорвавшейся торпедой, а вторая прошла под ним и взорвалась, ударившись о мол.
Следующие полгода «М-35» не встречала вражеских кораблей. В декабре 1941-го – мае 1942-го она совершила восемь коротких разведывательных походов. В июне–августе лодка прошла ремонт, после чего снова была привлечена к работе на позициях возле устья Дуная.
В сентябре–октябре «Малютка» совершила четыре похода, в которых неоднократно атаковала противника и чуть было не погибла сама. 14 сентября, уклоняясь погружением от самолета, «М-35» из-за неправильных действий стажера-курсанта провалилась на глубину около 100 метров. Лишь благодаря своевременному вмешательству старшины Александра Морухова субмарина не ушла на критическую глубину и избежала гибели. За это Грешилов представил старшину к званию Героя Советского Союза.
Вечером 21 октября у порта Сулина Грешилов заметил конвой – танкер «Ле Прогресс» в охранении военных кораблей. Сблизившись с ним, «Малютка» поразила танкер двумя торпедами. Когда противник контратаковал, «М-35» легла на грунт на глубине всего 11 метров. Вокруг нее на разном расстоянии взорвались 32 глубинные бомбы, однако ни одна не причинила ей вреда. После этого лодка ушла с места атаки, оставив врага с носом.
Командир счастливой «Щуки»
Погрузка торпед на подводную лодку Щ-215
Vostock PhotoЗа действия на «М-35» Грешилова наградили орденом Красного Знамени. А 24 ноября его назначили командиром «Щ-215». Уже в первом походе на новой субмарине, 23 января 1943-го, он атаковал конвой у побережья Крыма. Когда торпеды прошли мимо, «Щука» вступила с врагом в артиллерийскую дуэль, которая завершилась ничьей. В следующем походе, в марте, Грешилов дважды выходил в торпедные атаки на вражеские суда, но безрезультатно.
Не удалось «Щ-215» достичь успеха и в третьем, уже майском походе. Крейсируя у Севастополя, Грешилов действовал напористо и агрессивно. 16 мая он атаковал торпедами немецкие самоходные баржи. На следующий день «Щука» атаковала конвой, выпустив торпеды в итальянский транспорт. А 29 мая напала еще на один конвой. Хотя сам Грешилов считал, что в трех атаках потопил три судна, на самом деле его торпеды целей не поразили. Зато в следующем походе его ждал громкий успех.
Вечером 23 августа «Щ-215» вышла из Батуми к Босфору, где, по данным разведки, ожидался проход важного конвоя с грузом хромовой руды. Цель была обнаружена вечером 30 августа. Грешилов видел, что транспорт охраняют четыре корабля, включая два эсминца. Но они не помешали «Щуке» всадить в борт немецкого судна «Тисбе» две торпеды. Груз хрома, столь важный для Германии, оказался на дне. За этот успех командир «Щ-215» был второй раз награжден орденом Красного Знамени.
Кто из советских подводников стал прообразом для «Командира счастливой «Щуки»
К слову, об орденах. На тот момент у Грешилова их было уже четыре, включая и американский Военно-морской крест, полученный весной 1943-го. Дело в том, что президент Рузвельт предложил советскому правительству вручить американские ордена и медали 60 советским военнослужащим, которые могли быть признаны «отвечающими классификации наград, установленной военным и военно-морским ведомствами США». Одним из них стал Грешилов, представленный советским командованием к такой награде.
Следующую победу Михаил Васильевич одержал уже в ноябре. Его лодка вновь патрулировала побережье Крыма, где несколько раз нападала на вражеские корабли. В ночь на 11 ноября она дважды неудачно атаковала конвой, включавший немецкий транспорт «Петер» и танкер «Продромос». А спустя четыре дня «Щ-215» атаковала конвой из десантных барж. Первые две торпеды прошли мимо цели. Но через четыре часа Грешилов повторил атаку и потопил самоходную баржу F-592. Через пару дней, 16 ноября, «Щ-215» атаковала немецкий танкер, шедший в охранении сторожевых катеров, однако на этот раз успеха не добилась.
Лучший подводник ЧФ
Придя в Батуми, подводная «Щука» встала на ремонт и вернулась в строй только в марте 1944-го. 23 марта она вышла в очередной поход, продлившийся больше месяца. В это время «Щ-215» действовала между Крымом и Румынией, охотясь на вражеские конвои. Увы, в этот раз удача Грешилову не сопутствовала, и 23 апреля он вернулся на базу без побед.
Охота на "Щук": как финские подводники воевали с советскими субмаринами
Этот поход стал последним в карьере Михаила Васильевича. 16 мая 1944 года вышел указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но Грешилов больше не мог командовать лодкой из-за проблем со здоровьем – сказалось нервное напряжение трех лет подводной войны.
Чтобы восстановиться, прославленному подводнику потребовалось полгода. Он вернулся на службу в начале 1945-го, но уже не как командир субмарины, а как штабной работник. После окончания войны Грешилов продолжил служить в ВМФ СССР. Он вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга в 1959-м. После долгое время работал старшим инженером в Институте акустики АН СССР в Москве.
Михаил Васильевич по праву может считаться одним из самых активных командиров подлодок в годы Великой Отечественной. На его счету 25 боевых походов, в ходе которых он провел в море 259 суток, совершив более 20 торпедных атак и выпустив 46 торпед. Ему было засчитано 10 уничтоженных целей, которые современные данные сократили до четырех. Но даже эта цифра делает Грешилова одним из лучших подводников Черноморского флота.