«Морские коровы»
В 1919 году Версальский мирный договор поставил крест на немецких подводных силах. Проигравшей Первую мировую Германии было запрещено не только иметь субмарины, но и строить их в коммерческих целях. Лишь в 1935-м, после заключения англо-германского морского соглашения, немцы вновь получили право создавать подлодки. Теперь германский флот мог иметь собственные подводные силы, но был обязан ограничить их 45% тоннажа от английских.
"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике
Введенный лимит стал предметом ожесточенных споров между командующим подлодками Карлом Деницем и штабом главнокомандующего кригсмарине гросс-адмирала Редера. Готовясь к будущей схватке в Атлантике с английским торговым судоходством, Дениц делал ставку на тактику «волчьих стай». По его мнению, для таких задач идеально подходили средние 500-тонные подлодки VII серии. Их-то, полагал Дениц, и нужно строить в первую очередь. Но Главный морской штаб настаивал на строительстве больших 750-тонных подводных лодок IX серии, считая, что в грядущих войнах их можно будет эффективно использовать на дальних коммуникациях, в том числе у Гибралтара и в Средиземном море. Благодаря своему водоизмещению «девятки» могли брать больше топлива, торпед и провизии для экипажа, что продлевало их автономность и дальность плавания. Но для «волчьих стай» они подходили плохо. За неповоротливость и увеличенное время срочного погружения экипажи «девяток» прозвали их «морскими коровами».
В итоге к началу Второй мировой кригсмарине имели 56 лодок, включая 18 «семерок» и восемь «девяток». И хотя до войны Редер не принял предложение Деница о закладке на одну лодку IX серии трех субмарин VII серии, время все расставило по местам. Строительство германских подлодок в военные годы все же свелось к именно такому принципу.
Неудачи на севере и перспективный юг
Из-за нехватки подводных лодок немцы в первый год конфликта практически не атаковали конвои «стаями», а нападали на них поодиночке. Не уходили большие подлодки и в дальние походы, так как посылать туда было некого. К весне 1940-го из восьми субмарин типа IXA погибло пять, а оставшиеся три лодки действовали в районе Бискайского залива, но не добились выдающихся успехов.
Во второй половине 1940-го боевые флотилии кригсмарине начали пополняться «девятками» типа IXB. Однако ситуация требовала использовать их в Северной Атлантике наравне с «семерками». И лишь после падения Франции, когда немцы получили базы на ее побережье, «серые волки» смогли сосредоточиться на конвойных маршрутах и опробовать тактику «волчьих стай» в деле. Уже осенью 1940-го от их нападений сильно страдали несколько английских конвоев. Сами немцы при этом потерь не понесли.
Однако Деницу этого было мало. Кроме конвойной войны в Северной Атлантике, он решил применить и стратегию ударов по дальним коммуникациям, где англичане не ввели систему конвоев. Целью стал африканский порт Фритаун. Там был зафиксирован большой судоходный трафик, а противолодочная оборона района была слабой, так как там еще не действовала ни одна немецкая лодка. По мнению Деница, неожиданный набег нескольких субмарин мог стать очень успешным.
В октябре 1940-го к Фритауну была послана «девятка» U-65. Сначала она доложила об обилии целей. Но затем англичане, знавшие о нахождении этой лодки у Фритауна, изменили маршруты судов и усилили воздушное патрулирование района. Это привело к тому, что U-65 после первоначальных успехов около месяца не видела ни одного судна. Из-за этого Дениц усомнился в целесообразности отправки других лодок к Фритауну. Однако вскоре он изменил свое мнение.
Результаты, достигнутые немецкими лодками в Северной Атлантике в январе 1941-го, уже не выглядели удовлетворительными. Великобритания приняла меры, стараясь всеми силами остановить рост потерь на маршрутах конвоев. В этой связи Карл Дениц решил, что его подводники теперь смогут добиться успехов на юге. Из доклада вернувшегося командира U-65 следовало, что он торпедировал девять судов – в среднем одно судно за пять дней нахождения у Фритауна. Полагая, что отправка туда нескольких субмарин позволит добиться еще более впечатляющих успехов, Дениц направил в африканские воды сразу три «девятки»: U-105, U-106 и U-124.
Фритаунское побоище
Фритаунская операция началась 22 февраля 1941 года с выходом из Франции U-105 Г. Шеве. Через несколько дней за ней последовали U-106 Ю. Оестена и U-124 В. Шульца. С 4 по 6 марта лодки дозаправились топливом на Канарских островах с немецкого танкера, после чего продолжили движение на юг. К этому моменту командиры «девяток» уже знали, что будут действовать у африканского побережья не одни, так как в том же районе находилась эскадра адмирала Лютьенса, состоящая из линейных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау».
7 марта Лютьенс обнаружил английский конвой SL-67, сопровождавшийся линкором «Малайа», но нападать не стал, так как имел приказ избегать боя с вражескими линейными кораблями. Узнав об этом, Дениц решил помочь коллеге, приказав «девяткам» атаковать «Малайю», чтобы затем вместе с немецкой эскадрой уничтожить беззащитный конвой. Однако нападение лодок на английский линкор провалилось, и Лютьенс не решился начать атаку SL-67. Правда, «девяткам» удалось отправить на дно пять судов из состава конвоя: четыре записал на свой счет Шульц, одно Шеве. На этом взаимодействие лодок и надводных рейдеров завершилось. Немецкая эскадра ушла на север, а «девятки» отправились к Фритауну.
Субмарина против линкора: почему 105 лет назад провалилось Ирбенская операция
17 марта U-106 обнаружила конвой SL-68, который также охранялся «Малайей». В течение трех дней она вместе с U-105 преследовала и атаковала противника. В результате Шеве повторил успех Шульца, потопив из состава SL-68 четыре судна, а Оестен не только отправил на дно два «купца», но и сумел торпедировать английский линкор, нанеся ему повреждения. Можно только гадать, каких результатов удалось бы добиться немцам, прими участие в этой операции «Шарнхорст» и «Гнейзенау», но они были уже далеко от места событий.
Всего же за март 1941-го лодки Шеве, Оестена и Шульца потопили 16 судов общим тоннажем около 90 тыс. брт. Для закрепления успеха Дениц в апреле отправил к берегам Африки еще три «девятки»: U-38, U-103 и U-107. Однако из-за вмешательства главного морского штаба в районе Фритауна действовали лишь четыре субмарины, так как U-105 и U-106 были временно отправлены охранять немецкое судно «Лех», следовавшее во Францию из Бразилии. Несмотря на это, фритаунская группа продолжила наращивать счет победам, отправив в апреле на дно еще 14 судов.
Май и июнь 1941 года стали наиболее удачными для лодок, действовавших в африканских водах. В этот период там оперировали пять «девяток»: в группу вернулись лодки Шеве и Оестена, но U-124 ушла во Францию. Англичанам не хватало сил для охраны вод у Фритауна, чем немцы не преминули в полной мере воспользоваться. Результаты, достигнутые «девятками», были очень весомые, так как на этот раз удалось отличиться всем лодкам без исключения: U-106 отправила на дно три судна, U-105 пять судов, U-38 и U-107 по восемь судов каждая, а U-103 записала на свой счет 12 пароходов.
Самая результативная лодка Фритаунской операции – «девятка» U-107. На сделанном в июне 1941-го снимке запечатлено общение членов экипажа субмарины с выжившими с одного из потопленных судов
WikipediaПосле этих событий все субмарины фритаунской группы вернулись во Францию. Берлин ликовал, трубя об успехах своих подводников на юге. На них пролился дождь из наград – каждый из командиров «девяток» получил Рыцарский крест или дубовые листья к нему. Но на этом история Фритаунского побоища не закончилась. В июне 1941-го к Африке вышли «девятки» U-66 и U-123. Их поход начался очень удачно – они атаковали западнее Канарских островов конвой SL-78 и потопили семь судов.
Участники дальних походов к Фритауну, Кейптауну и восточному побережью США – «девятки» U-107 (справа) и U-159
WikipediaРезюмируя, можно сказать, что в 1941-м «морские коровы» в африканских водах добились выдающихся успехов. За четыре месяца восемь субмарин потопили 73 судна общим тоннажем свыше 400 тысяч брт и вывели из строя английский линкор. При этом каждая «девятка» находилась в море более 12 недель, продлевая свою автономность плавания за счет топлива, провизии и торпед, получаемых с немецких судов снабжения. Такой опыт использовался немцами впервые.
Наиболее результативной во Фритаунской операции стала U-107 Гюнтера Хесслера, установившая рекорд по количеству потопленных целей: 14 уничтоженных транспортов общим тоннажем 86 699 брт. Превзойти этот результат так никому и не удалось – ни одна немецкая субмарина за один поход не отправила на дно столько судов.
В целом действия лодок IX серии весной 1941 года можно оценить не только как очень удачные, но и как самые результативные для них с самого начала войны. Использование «девяток» на дальних коммуникациях, где противолодочная оборона противника была крайне слаба, позволило немцам существенно потрепать английское судоходство. Опыт и навыки, полученные во время Фритаунской операции, были задействованы в 1942-м, когда «морские коровы» устроили масштабное избиение торговых судов союзников у восточного побережья США и Кейптауна.