Профиль

Достойно уважения: как немцы хлопотали о награждении британцев Крестом Виктории

Проявленное в бою мужество может оценить даже враг. Примером тому служат трое британских военнослужащих, получивших Крест Виктории во время Второй мировой войны. Об их награждении просили офицеры вооруженных сил противника, ставшие свидетелями подвигов этих британцев.

Эсминец «Глоууорм» подвергается нападению крейсера «Адмирал Хиппер» 08.04.1940 г.

Британский эсминец "Глоууорм" (на заднем плане) и крейсер "Хиппер", 8 апреля 1940-го

©Sueddeutsche Zeitung Photo/Vostock Photo

Демократичная награда

Крест Виктории

Wikmedia Commons

Крест Виктории – высшая военная и самая престижная награда Великобритании, учрежденная в 1856 году. До появления этого ордена в британских вооруженных силах не существовало официальной стандартизированной системы признания и поощрения храбрости военнослужащих. После окончания Крымской войны королева Виктория решила исправить ситуацию, повелев военному министерству ввести новую награду, которая бы вручалась солдатам и офицерам за «выдающуюся храбрость, или какой-то дерзкий или необычайный акт доблести или самопожертвования, или чрезвычайную преданность долгу в присутствии врага» без оглядки на чины и сословия.

Несмотря на заявленную демократичность награды, получить Крест Виктории было непросто. Рекомендация к награждению за подвиг, соответствующий статуту ордена, должна была пройти через все инстанции, получить утверждение военного министерства и, в конце концов, монарха, подписывавшего указ о награждении. За всю историю существования ордена его кавалерами стали 1355 человек, включая 181 участника Второй мировой войны.

Важную роль в вопросе награждения играло подтверждение подвига тремя свидетелями. Но порой случалось так, что с британской стороны свидетелей найти не удавалось, поскольку все они были либо мертвы, либо в плену. В этой ситуации подтвердить доблесть британца мог неприятель. Именно так и произошло при награждении Крестом Виктории моряка Джерарда Рупа, пехотинца Томаса Дюрранта и летчика Ллойда Тригга.

«Приготовиться к тарану!»

В апреле 1940-го Норвегия стала полем боя для Германии и англо-французских союзников. Каждый из противников планировал первым оккупировать эту скандинавскую страну. Немцы делали ставку на воздушные и морские десанты, союзники – на минирование вод Норвегии и высадку в ее портах. Оба вторжения начались практически одновременно, что привело к столкновению враждующих флотов в море.

Командир эсминца "Глоууорм" Джерард Руп

Wikimedia Commons

5 апреля из Скапа-Флоу вышел британский линейный крейсер «Ринаун» с четырьмя эсминцами для прикрытия кораблей, которые через двое суток должны были начать ставить мины. На следующий день начался шторм и с эсминца «Глоууорм» смыло за борт матроса. Его командир Джерард Руп передал на «Ринаун», что остается для поиска своего человека. Но на базу корабль не вернулся. Лишь 8 апреля в Скапа-Флоу приняли сообщение с «Глоууорма» о его контакте с противником.

Не сумев отыскать оказавшегося в бурном море моряка, Руп решил идти к «Ринауну», но неожиданно столкнулся с неизвестными эсминцами. На запрос Рупа, из какой они страны, те ответили, что из Швеции. Британцы не поверили и открыли огонь. Решение было верным, поскольку на самом деле корабли были немецкими – «Глоууорм» встретил вражескую десантную группу, следовавшую в Тронхейм.

Британцы обменялись с противником несколькими залпами без попаданий. После этого немцы вышли из боя, поспешив укрыться в снежном шквале. Руп последовал за ними, не подозревая, что отступление вражеских эсминцев лишь уловка, призванная вывести его прямо на орудия лидера группы – тяжелого крейсера «Хиппер». Впрочем, позже моряки с «Глоууорма» вспоминали, что их командир хотел провести разведку боем, понимая опасность встречи с более сильным противником.

Выйдя из полосы непогоды, британский эсминец оказался перед вражеским крейсером. Хотя шансы победить «Хиппера» были минимальны, Руп вступил в бой. «Глоууорм» поставил дымовую завесу, под прикрытием которой совершил две торпедные атаки. Крейсер увернулся от десяти торпед, ответив метким огнем своих орудий. Эсминец загорелся после нескольких попаданий. Тогда Руп отдал команду: «Приготовиться к тарану!»

Выжившие после потопления "Глоууорма" моряки поднимаются на борт крейсера "Хиппер"

INTERFOTO/Vostock Photo

Хотя на «Хиппере» заметили маневр эсминца, избежать тарана крейсер не смог. Нос «Глоууорма» врезался в его правый борт, но удар получился скользящим. После этого британский корабль начал тонуть. Немцы прекратили огонь, начав подбирать из воды экипаж уходящего на дно эсминца. Из 149 британских моряков «Хиппер» спас лишь 40. Рупа среди них не оказалось. Находясь в воде, он помогал своим людям цепляться за лини, сбрасываемые с крейсера. Когда же он сам ухватился за линь, то не смог удержаться и утонул.

Восхищенный подвигом «Глоууорма», командир «Хиппера» Гельмут Хейе через Красный Крест обратился к британским властям с рекомендацией наградить Рупа Крестом Виктории за мужество «в бою с более мощным военным кораблем». Правительство Великобритании взяло этот случай на заметку, но решило дождаться других свидетельств. Они появились лишь после войны, когда выжившие моряки «Глоууорма» вернулись из плена. Единственный уцелевший офицер эсминца, лейтенант Рэмси подтвердил слова Хейе. В итоге 6 июля 1945 года король посмертно наградил Джерарда Рупа Крестом Виктории. Хотя указ о награждении Рупа был опубликован после войны, тем не менее по дате подвига командир «Глоууорма» считается первым кавалером этого ордена во Вторую мировую.

Неистовый коммандос

После капитуляции Франция передала немцам свои атлантические порты в целости и сохранности. В одном из них, в Сен-Назере, что в устье Луары, находился самый большой сухой док, построенный для обслуживания лайнера «Нормандия». Это сооружение было единственным, которое могло принять линкор «Тирпиц». Если бы тот прорвался в Атлантику и пришел во Францию, то Сен-Назер стал бы для него удобной базой. Великобритания готова была заплатить любую цену, чтобы не допустить этого.

В марте 1942-го Королевский флот вместе с коммандос провели рейд на Сен-Назер, выведя его из строя. Нападавшие понесли большие потери, но, тем не менее, совершили немало подвигов, в том числе оцененных и противником.

Сержант Томас Дюррант

Wikimedia Commons

В ночь на 28 марта катера с коммандос, двигаясь вверх по Луаре в направлении порта, были обстреляны немецкими береговыми батареями. Пулеметчик катера ML306 Томас Дюррант открыл ответный огонь. Даже получив ранение, он продолжил стрелять по вражеским артиллеристам и прожекторам. Двигаясь по реке далее, катер был атакован немецким миноносцем «Ягуар». Против такого противника у ML306 не было шансов. Не ожидая серьезного сопротивления, командир «Ягуара» Фридрих Пауль предложил британцам сдаться. Ответом на это стал обстрел Дюррантом мостика миноносца.

Ошеломленный наглостью и свирепостью сопротивления Пауль приказал открыть огонь из всех орудий и попытался таранить ML306. Однако британцы продолжили бой. Очевидцы вспоминали, что пулемет Дюрранта строчил буквально до тех пор, пока истекающий кровью коммандос еще мог стоять на ногах. И все же исход схватки был предрешен. Когда «Ягуар» снова подошел к катеру, оставшиеся в живых британцы сдались.

Многие из них были ранены, но тяжелее всех пострадал Дюррант. Филипп Дарк, один из британцев, ухаживавший за ранеными на борту «Ягуара», позже писал, что «сержант Дюррант оставался в сознании, но он страдал, невероятно страдал». Герой был еще жив, когда его доставили на берег, но вскоре после этого скончался.

Ценой жизни: как британцы смогли во второй раз взломать "Энигму"

Немцы не скрывали восхищения храбростью Дюрранта, проявленной в «безнадежном положении». Несколько дней спустя Пауль посетил находившегося в плену старшего офицера-коммандос подполковника Чарльза Ньюмана, рассказав тому о героизме сержанта и рекомендовав представить погибшего к высокой награде.

В Великобритании о подвиге Дюрранта узнали через Красный Крест в июле 1942 года. Но его награждение было отложено до возвращения пленных на родину. Лишь в мае 1945-го военное министерство получило от Ньюмана и других коммандос подтверждение героизма Дюрранта. 19 июня вышел указ короля о награждении Дюрранта Крестом Виктории. В указе было сказано, что его мужество «было высоко оценено немецкими офицерами». Награждение Дюрранта – единственный случай, когда этот орден дали пехотинцу за подвиг в морском бою.

Сражение без победителей

Во время Битвы за Атлантику авиация ПЛО была самым опасным противником для немецких подводников. На ее счету 245 из 717 субмарин Германии, погибших в море. Этот успех ВВС союзников оплатили потерей около 700 самолетов, из которых 119 погибли непосредственно в бою с подлодками. Одним из них стал бомбардировщик «Либерейтор» из 200-й эскадрильи Королевских ВВС, пилотируемый новозеландцем Ллойдом Триггом.

Новозеландский летчик Ллойд Тригг

Wikimedia Commons

11 августа 1943 года, патрулируя воды западнее Дакара, Тригг обнаружил U-468 Клеменса Шамонга. Бомбардировщик ринулся в атаку, но подлодка, вместо того чтобы уклониться погружением, осталась на поверхности и открыла огонь из зениток. Тригг же не ушел с боевого курса, продолжая лететь к цели сквозь шквал свинца.

Зенитчики Шамонга стреляли метко. Вскоре «Либерейтор» был подбит и загорелся. Однако Тригг продолжил вести объятый пламенем самолет прямо на субмарину. Вероятно, происходившее напоминало финальную сцену из фильма «Торпедоносцы», где советские летчики тоже совершили акт самопожертвования. Когда бомбардировщик оказался над U-468, он сбросил на нее шесть глубинных бомб, после чего врезался в море и взорвался. Весь его экипаж погиб.

Но и немцам пришлось несладко. Бомбы нанесли субмарине такие повреждения, что через десять минут она затонула. Большинство из тех, кто успел ее покинуть, вскоре стали кормом для акул и барракуд. Спаслись лишь семь подводников, включая Шамонга, – им посчастливилось найти на месте падения самолета резиновую лодку. Спустя два дня выживших подобрал британский эсминец.

На допросе немцы подробно рассказали об атаке Тригга, заявив, что они были «безоговорочно восхищены мужественным поступком экипажа самолета». Их признания убедили министерство авиации, что погибшего Тригга нужно наградить Крестом Виктории посмертно. 2 ноября 1943 года король издал указ, которым новозеландский пилот был удостоен этой награды. В указе было отмечено, что в Битве за Атлантику британские летчики совершили немало героических атак на вражеские подлодки, но подвиг Тригга выделяется среди них, как пример «суровой решимости и высочайшей храбрости».

Самое читаемое
Exit mobile version