Профиль

Финал битвы за Норвегию: немецкие линкоры против английского авианосца

Восемьдесят лет назад в истории Второй мировой войны произошло важное и необычное событие. 8 июня 1940 года в Норвежском море немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» потопили английский авианосец «Глориес». Его гибель ознаменовала конец битвы за Норвегию между вермахтом и англо-французскими союзниками. При этом бой «Шарнхорста» и «Гнейзенау» с «Глориесом» стал первой и единственной в морской истории схваткой линкора и авианосца, в которой победа досталась стальному, бронированному гиганту.

Линкор «Шарнхорст»

Линкор «Шарнхорст»

©ТАСС

Сражение в Скандинавии

Начало войны в Европе Норвегия встретила как нейтральное государство. Однако, учитывая, сколь стратегически важное положение на карте Европы она занимала, враждующие стороны понимали: допустить захват Норвегии противником нельзя. Поэтому Германия и англо-французские союзники практически одновременно начали готовить вторжение в Скандинавию. Берлин оказался быстрее: 9 апреля 1940-го вермахт высадил в норвежских портах морские и воздушные десанты, опередив англичан с французами на сутки. Смириться с произошедшим союзники не могли и 14 апреля начали высадку своих войск в центральной и северной Норвегии.

Почему немецкие подводники потерпели фиаско во время захвата Норвегии

В центральной части страны их действия оказались неудачными. Но у важнейшего северного порта Нарвик все было не так однозначно. Уничтожив группу эсминцев кригсмарине, союзники сосредоточили значительные силы для штурма города, все еще находившегося в руках немецкого десанта. Но выбить из Нарвика немцев оказалось непросто. Сражение за него длилось больше месяца – он пал лишь 28 мая.

К этому времени Нарвик союзникам уже был не нужен. На континенте вовсю шло наступление вермахта во Франции, сделавшее бессмысленным нахождение англо-французского контингента в Норвегии. Поэтому взятие Нарвика было лишь делом принципа. Его штурмовали только для того, чтобы потом уйти, разрушив все портовые сооружения. Эту работу английские саперы сделали качественно. Характер разрушения порта Нарвика был таким, что немцы не смогли его использовать для вывоза руды вплоть до января 1941-го.

Закончив уничтожение порта, союзники приступили к эвакуации своих войск. Погрузку солдат и вооружения на войсковые транспорты прикрывали с воздуха истребители 46-й и 263-й эскадрилий Королевских ВВС, действовавших с земли, и авиагруппы авианосцев «Арк Ройал» и «Глориес». К 8 июня эвакуация была завершена. Вместе с транспортами в Великобританию ушли и авианосцы, на которые пилоты упомянутых эскадрилий посадили свои самолеты. Начиналась Битва за Британию, и теперь метрополии требовался каждый истребитель, чтобы противостоять натиску люфтваффе.

Операция «Юно»

Военно-морские силы Германии сыграли в захвате Норвегии важную роль, но при этом понесли большие потери. 9 апреля во время десанта в Осло-фьорде погиб тяжелый крейсер «Блюхер». Затем настала очередь легких крейсеров «Карлсруэ» и «Кенигсберга». Первый был торпедирован английской подлодкой, второй погиб в Бергене во время налета английских пикировщиков. Апогеем потерь кригсмарине в Норвежской кампании стала гибель десяти эсминцев коммодора Бонте, доставивших немецкие войска в Нарвик. Блокированные английским флотом, они были вынуждены принять неравный бой и погибли. Кроме того, несколько немецких кораблей получили повреждения и выбыли из строя на месяц.

К началу лета 1940-го кригсмарине смогли собрать свои силы, чтобы устроить горячие проводы союзникам, эвакуировавшимся из Норвегии. В рамках операции «Юно» 4 июня из Киля вышла эскадра тяжелых кораблей под флагом адмирала Вильгельма Маршалля для нападения на англо-французские конвои, следовавшие в Великобританию. Английская авиаразведка из-за плохой видимости не заметила ее появления в Северном море. В результате два немецких линкора, тяжелый крейсер «Хиппер» и несколько эсминцев прорвались в Норвежское море, где нанесли удар по коммуникациям союзников. Стоит отметить, что Маршалль решил не следовать приказам начальства и провел операцию «Юно» по своему усмотрению. Такая инициатива позволила ему быстро достичь успеха в водах, где господство британского флага было бесспорным.

Рано утром 8 июня немецкая эскадра обнаружила прямо по курсу танкер «Ойл Пайонир», эскортируемый вооруженным траулером «Джунипер». Оба этих английских корабля были играючи уничтожены «Хиппером» и эсминцами. В 09:40 немцы остановили английское госпитальное судно «Атлантис», но отпустили его без досмотра, чтя Женевскую конвенцию. Спустя короткое время корабли Маршалля встретили вражеский войсковой транспорт «Орама», единственными пассажирами на котором были военнослужащие вермахта, плененные под Нарвиком. «Хиппер» и эсминцы сняли их вместе с командой, а потом артиллерийским огнем пустили «Ораму» на дно.

Любопытно, что потопленные немцами суда не успели передать сообщение о нападении кораблей противника. Как писал историк Сергей Патянин, в эфир пытался выйти только «Орама», но немецкие радисты заглушили его сигналы. Таким образом, британский флот продолжал оставаться в неведении, что буквально у него под носом действует немецкая эскадра. Это играло на руку Маршаллю. Он отпустил эсминцы и крейсер на заправку топливом в Тронхейм, продолжив искать британские конвои силами «Шарнхорста» и «Гнейзенау». Скоро линкоры обнаружили лакомую цель – авианосец «Глориес», следовавший в Скапа Флоу в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста».

Линкоры против авианосца

Первый контакт с «Глориесом» немцы установили в 16:46, заметив его дым на горизонте. На протяжении пятнадцати минут линкоры сближались с ним, оставаясь незамеченными. Их появление стало сюрпризом для англичан. На их кораблях отсутствовали радары, а на «Глориесе» даже не удосужились отправить сигнальщиков в «воронье гнездо» (наблюдательный пост над марсовой площадкой фок-мачты корабля), чтобы наблюдать за горизонтом. В результате авианосец оказался абсолютно не готов к бою – ни в воздухе над ним, ни на взлетной палубе самолетов не было. Такая беспечность дорого обошлась англичанам.

Найден немецкий крейсер, чей капитан нанес Британии унизительное поражение

Когда же на «Глориесе» наконец заметили линкоры, его командир Гай Д'Ойли-Хьюз совершил ошибку. Он не изменил курс, продолжая сближаться с немцами. То, что перед ними враг, Д'Ойли-Хьюз понял, лишь когда «Ардент», посланный для выяснения нации «незнакомцев», вступил с ними в бой. Эсминец несколько раз неудачно атаковал противника и погиб, разбитый артиллерией линкоров.

От меткого огня немцев Глориес» не спасли ни поворот с увеличением скорости, ни дымовая завеса, поставленная эсминцами. Уже третьим залпом «Шарнхорст» накрыл авианосец. Попадание снаряда главного калибра линкора нанесло «Глориесу» серьезные повреждения. Но главная беда заключалась в том, что оно вывело из строя взлетную палубу. Авианосец горел, но упорно пытался уйти от немцев. Второе попадание разрушило его мостик, убив там всех, включая командира корабля.

Казалось бы, линкоры выигрывают бой вчистую, но тут в дело вступил «Акаст». Ему удалось то, с чем не справился «Ардент». Прикрывая отход авианосца, этот эсминец пошел в торпедную атаку и, прежде чем погибнуть от немецких снарядов, успел попасть в борт флагманского «Шарнхорста». Повреждение линкора заставило Маршалля выйти из боя и взять курс в Тронхейм. К тому моменту судьба израненного «Глориеса» уже была решена. Приблизительно в 19:10 он перевернулся и затонул.

Кто виноват?

Причиной гибели трех английских кораблей и полутора тысяч моряков стала целая цепочка ошибок, совершенных не только командиром авианосца, но Адмиралтейством. Главная из них – недооценка немцев, осмелившихся провести операцию в зоне действий британского флота. После начала Норвежкой кампании их корабли не показывались в море с месяц. Из-за этого в Адмиралтействе решили, что кригсмарине больше не представляют угрозы. Это предположение подтверждалось тем, что в мае 1940-го британские авианосцы совершили не менее шести походов в район Нарвика, имея лишь незначительный эскорт.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

К началу июня англичане совсем потеряли бдительность. Дело дошло до того, что Адмиралтейство, получив сообщение о радиоперехватах с немецких кораблей, сочло этот факт недостаточным, чтобы поверить в их выход в море. По мнению английского историка разведки Патрика Бизли, Адмиралтейство решило ничего не предпринимать, поскольку донесения службы радиоперехвата другими источниками не подтверждались. Поэтому операция по перехвату эскадры Маршалля не проводилась. Кроме того, Их Лордства даже не удосужились предупредить ни свой флот, ни свою авиацию о наличии в Норвежском море кораблей противника, позволив немцам действовать совершенно безнаказанно.

Как ни странно, но в Германии результат операции «Юно» ликования не вызвал. Успех Маршалля был очевиден – он потопил четыре военных корабля и два крупных судна. Но вместо благодарности командование немецких ВМС подвергло его резкой критике за инициативу и нежелание следовать приказам. Из-за разногласий с начальством оскорбленный адмирал подал в отставку. Таким образом, можно сказать, что Норвежская кампания завершилась у обоих противников скандалами в морских министерствах.

Напоследок хотелось бы отметить один факт. Вторая мировая война стала периодом заката для линкоров – кораблей, способных наносить мощные артиллерийские удары и выдерживать их. На море началась эра авианосцев, ставших главной ударной силой флотов ведущих морских держав. Однако даже восемьдесят лет спустя единственный бой, в котором авианосец пал жертвой артиллерии тяжелых кораблей, продолжает привлекать к себе внимание своим необычным финалом. Его можно расценить как попытку линкора доказать свою значимость перед тем, как стать частью морской истории.

Самое читаемое
Exit mobile version