Сразу проясним, что новости тут, в некотором смысле нет. Выступая в Конгрессе генерал Скапаротти упомянул, что периодически на ротационной основе к нему «с большой земли» прилетают истребители пятого поколения и бомбардировщики, и что он «ожидает с нетерпением» начала их постоянного базирования. То есть речь не идет о чем-то новом, в отличие, например, от морских дел — Скапаротти попросил еще пару эсминцев на испанскую базу - или изменениях в планах.
Но с другой стороны новость есть — по крайней мере, вероятно, для тех, кто писал громкие заголовки в стиле «США разместят в Европе истребители пятого поколения». Американцы действительно их разместят в ближайшее время и более того, перевооружение европейских союзников по НАТО уже идет полным ходом и это вопрос более чем серьезный и достойный внимательного рассмотрения.
Вторая «сделка века»
На заре программы-идейного предшественника F-35 Lightning II — F-16, еще в 1970-е, США удалось заключить очень выгодную с точки зрения экономики и имиджа сделку: до начала серийного производства на него «подписали» сразу четыре европейские страны, как раз искавшие замену своим F-104 разработки 1950-х. Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия взяли на старте в сумме почти 350 истребителей. Крупная закупка была поддержана контрактами для местных фирм, а в Бельгии и Нидерландах была даже организована окончательная сборка (на мощностях SABCA и «Фоккера» соответственно).
Через 20 лет это постарались не просто повторить, а превзойти — вместо четырех стартовых покупателей была сформирована целая система многоуровневого «партнерства» в программе «Единого ударного истребителя» (Joint Strike Fighter, JSF). Партнеры соглашались вместе с США принять участие в финансировании разработки самолета и в зависимости от величины своего вклада делились на три уровня:
- Великобритания с взносом порядка $2,5 млрд
- Италия и Нидерланды, порядка $1 млрд и $800 млн, соответственно
- Австралия, Дания, Канада, Норвегия и Турция с взносами в районе $100-200 млн
- «Наблюдатели» - Израиль и Сингапур с небольшими взносами
Реальное участие в разработке приняли только британцы, остальные партнеры фактически стали «предзаказчиками». Что они получили? Приоритеты в поставках и обучении персонала, цену «для своих», но самое главное — участие в производстве. Разумеется, F-35 все еще может производиться целиком в Штатах, но в качестве поощрения участникам программы партнерства раздают заказы на те или иные узлы. На самолеты ставят, например пилоны подвески оружия, сделанные в Дании, канадские компоненты шасси или австралийские лонжероны в центроплане. Для головного подрядчика — «Локхид Мартин» и бюджета Пентагона - это копейки, а для иностранных партнеров — тысячи рабочих мест на десятилетия вперед и потенциальная возможность вовсе выйти в плюс (ведь их узлы поставят не только на те самолеты, что они купят, а на все). При удачных раскладах можно подсуетится и получить финальную сборочную линию и региональный сервисный центр (Италия) или шансы сделать свою национальную систему оружия «общей» с перспективой сказочных барышей (Великобритания и Норвегия). Неудивительно, что даже в трудные для программы годы никто из партнеров, что называется «не соскочил» — даже Канада, несмотря на громкие заявления, продолжает исправно платить «профсоюзные взносы» (мы об этом уже писали).
Вернемся, однако, к Европе. Партнерами США на континенте, и по совместительству, членами НАТО, выступают Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Турция. Сразу стоит отметить, что случай Анкары особый — из-за ухудшения отношений, Вашингтон, используя как повод намерение Турции купить российский ЗРК С-400, планирует наложить на нее санкции, и, не исключено, так и не начнет поставки уже заказанных F-35. К слову, генерал Скапаротти на выступлении перед Конгрессом, с которого мы начали, на таком решении настаивал.
Выбывшую, по крайней мере, на время, Турцию заменила Бельгия, в конце прошлого года официально выбравшая F-35 в качестве замены для своих F-16. Кроме того, “Молния” активно продвигается в Германию, Швейцарию и Финляндию и уже почти официально выбран Польшей где заменит советские МиГ-29 и Су-22. В далекой перспективе он вероятно отправится и в Испанию.
Рассмотрим уже заключенные сделки:
- Бельгия. Официально выбрала F-35A в качестве замены для своих F-16 в октябре 2018 года. Планируется закупка 34 истребителей с поставками начиная с 2023 года, однако первые два года по плану бельгийские летчики и техники будут проходить обучение на своих самолетах в США. Перелет на родину планируется в 2025 году.
- Великобритания. Главный партнер США по программе, активно участвовавший в исследовательских проектах задолго до появления F-35. Еще с конца 1980-х англичане совместно с американцами продумывали возможную замену общих «Harrier II», как следствие с самого начала их интересовал самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (то есть F-35B). Во многом американский Корпус морской пехоты должен благодарить британцев за то, что получил «вертикалку» нового поколения. Официально Лондон планирует закупку 138 истребителей, однако весьма вероятно, что масштабы будут сокращены. На данный момент готово 17 британских машин, часть базируется в США, где готовятся пилоты, техники, и проходят испытания (в частности в английских интересах отрабатывают полеты с трамплина или английское вооружение). Часть начиная с лета прошлого года начала перелетать в Великобританию. Самолеты будут поделены поровну между ВВС и авиацией ВМС однако это будет сугубо формальное деление — техника будет идентична, подготовка персонала идет без разделения по видам вооруженных сил, и к полетам с новых авианосцев типа «Куин Элизабет» должны быть подготовлены все британские пилоты в равной мере. В январе Министерство обороны Великобритании объявило их достигшими начальной боеготовности.
- Дания. Планирует приобретение 27 истребителей, на данный момент это самый скромный заказчик F-35 (если не считать Сингапура, объявившего пока только о заказе на 4 машины с опционом на еще 8 — очевидно, что в итоге он купит куда больше). Начиная с 2021 года, планируется начать получать самолеты в США для обучения, с 2022 года начать переброску на родину.
- Италия. Второй по размеру вклада партнер по программе после Великобритании, на авиабазе в Камери построен и запущен цех окончательной сборки, где планируется собирать из машинокомплектов не только итальянские, но и небольшую часть других европейских машин. Планируется закупка 90 истребителей (60 F-35A для ВВС и 30 F-35B, по 15 для ВВС и ВМС). Одна из четырех стран планирующих эксплуатацию F-35 с авианосцев (кроме очевидных США и Великобритании недавно о таких планах объявила еще и Япония). Пришедшее к власти в 2018 году правительство «Движения пяти звёзд» и «Лиги» сначала оперировало популистскими лозунгами, грозя отменить закупки F-35, но по рассмотренным выше экономическим причинам отказалось от этого и заявило о том, что поставки будут просто более растянуты по времени. На данный момент для Италии построено 11 F-35A и 2 F-35B, новые машины имеются как в США, так и дома. Италия первой в Европе объявила о достижении начальной боеготовности 30 ноября 2018 года, с конца прошлого года истребители активно принимают участие в учениях местных ВВС.
- Нидерланды. Планируется закупка 37 истребителей, но рассматривается вопрос об увеличении заказа в рамках роста расходов на оборону. На данный момент готово 7 самолетов, все базируются в США. Развертывание дома планируется с конца этого года.
- Норвегия. Планируется закупка 52 истребителей. Специально для Осло разрабатывается контейнер с тормозным парашютом, который скандинавская страна считает необходимым для эксплуатации в зимний период (в стандартном оборудовании F-35 тормозной парашют не предусмотрен). Большие надежды Норвегия связывает с интеграцией на F-35 своей крылатой ракеты JSM, созданной на основе корабельной NSM. Потенциально она может стать основной ракетой такого класса для Lightning II, так как в отличие от американской JASSM помещается по внутреннем отсеке вооружения, что сулит сказочные барыши. Построено 19 самолетов, часть находится в США, перелеты на родину начались в конце 2017 года. Начальную боеготовность планируется объявить в этом году.
Турецкий заказ, как уже было сказано, находится в подвешенном состоянии по политическим причинам. При этом из запланированных к покупке Анкарой 100 F-35A четыре уже готовы и турецкие летчики начали на них учебные полеты. Впрочем, даже если контракт сорвется, то освободившиеся в производственном плане места будут просто заняты другими покупателями, которым придется меньше ждать своей очереди — например Польшей или недавно резко увеличившей объем заказов Японией.
Перечисленные выше «партнерские» европейские заказы будут в целом выполнены в течение 10 лет, таким образом, уже к концу 2020-х в европейских странах НАТО будет на вооружении почти 400 истребителей пятого поколения. И это без учета европейского развертывания американских истребителей, а генерал Скапаротти говорил именно об этом.
Пока что у американских F-35 были только краткие «турпоездки» — например, весной 2017 года, когда они посетили даже Эстонию. Постоянное развертывание американских F-35 в Европе планируется начать в 2021 году с английской авиабазы Лейкенхит. Следующей на очереди будет замена F-16 развернутых на базах Авиано и Шпангдалем в Италии и Германии соответственно. Одной из важных задач, которую возьмет на себя F-35 в Европе станет обеспечение американского ядерного зонтика над НАТО: «Молния» - главный перспективный носитель новой управляемой ядерной бомбы B61-12.
Важно отметить, что говорил генерал Скапаротти не конкретно о F-35, а об «истребителях пятого поколения и бомбардировщиках». Хотя пока F-22 так же ограничиваются «евротурами», в случае дальнейшего обострения российско-американских отношений может быть принято решение об их развертывании, вероятно в Великобритани. Туманный Альбион так же главная потенциальная база для американских бомбардировщиков — небольшие группы B-52H зачастили в свой старый дом в английском Фэйрфорде, хотя пока не на постоянной основе, а в «командировки» длительностью в несколько месяцев.
В целом после десятилетий «застоя» - европейцы в основном до сих пор летают на F-16 построенных в 1970-80-х - в 2020-х у них начнется резкое обновление авиатехники. В этой связи вызывает беспокойство неторопливый темп закупки российскими ВКС Су-57, который судя по всему по крайней мере до середины следующего десятилетия будет ограничен несколькими машинами в год. Понятно желание начать массово приобретать машину только после доведения до желаемого облика, но закупки на ранней стадии позволяют набрать опыт строевой эксплуатации и массово переподготовить летный и наземный персонал.
Разумеется, нет смысла даже пытаться конкурировать с набирающим обороты конвейером F-35 буквально — их уже 370, а к концу следующего года будет больше 600. Однако потенциальная ситуация подавляющего одновременно и качественного и количественного превосходства в той или иной области — в рассмотренном случае в тактической авиации, может создать у наиболее горячих голов (не обязательно в Америке) иллюзию вседозволенности, чреватую неприятными последствиям для всех. Произведенная и освоенная в войсках в рассматриваемое десятилетие хотя бы сотня-полторы Су-57 могла бы стать становым хребтом для ВКС и достаточным, при поддержке модернизированных истребителей четвертого поколения, зонтиком на случай, если молнии засверкают слишком близко.