Операция «Марко Поло»
В 1941 году командованию немецких ВМС едва хватало субмарин для ведения боевых действий в Атлантике. Поэтому создание новых театров подводной войны было нецелесообразно. Лишь во второй половине 1942-го первые подлодки рейха отправились в район Кейптауна. Впрочем, действовавшие там «серые волки» всегда возвращались на базы во Франции.
Идея разместить немецкие подлодки на острове Пенанг в Малайзии для операций в Индийском океане была предложена японцами в декабре 1942-го. Поскольку в том месте не было ни технических условий, ни припасов для немцев, Берлин предложение отклонил. Но весной 1943-го Токио вновь поднял этот вопрос. Кроме того, японцы запросили две подводные лодки в качестве образцов, чтобы начать их серийное производство для действий в Тихом океане против американцев. Гитлер эту просьбу удовлетворил, передав японцам лодку типа IXC.
"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике
Между тем командующий немецким флотом Карл Дёниц считал, что, пока в Атлантике хватает целей для «серых волков», нет смысла массово отправлять их на Дальний Восток. Но уже в мае там наступил кризис подводной войны, сподвигнувший Дёница принять предложение японцев и использовать базы в Малайзии. Такое решение соответствовало его стратегии нанесения ударов по слабозащищенным районам судоходства противника. К тому времени Индийский океан оставался единственной областью, где судоходство еще находилось в состоянии, близком к мирному времени, и система конвоев не была введена повсеместно.
А тем временем пришла пора отправлять в Японию обещанный Гитлером презент – подлодку U-511. Она воевала всего полгода, находилась в хорошем состоянии и была способна совершить дальний поход. Ее переход на Дальний Восток немцы окрестили операцией «Марко Поло». 10 мая 1943-го U-511 вышла из Франции с девятью пассажирами на борту, среди которых были японский военно-морской атташе в Берлине Наокуни Номура и немецкие инженеры-кораблестроители. Кроме того, «девятка» везла японцам чертежи лодки типа VIIС, один лодочный дизель и различные приборы.
В середине июня U-511 вошла в Индийский океан, где уже могла не соблюдать режим скрытности и атаковать встретившиеся одиночные суда. В результате от ее торпед погибли два американских транспорта типа «Либерти».
17 июля U-511 достигла японской базы Пенанг, став первой немецкой субмариной, побывавшей там. Взяв на борт группу японских офицеров-подводников, 24 июля она отправилась в Японию, прибыв 7 августа в порт Куре.
Переданная японскому флоту субмарина U-511 получила название Ro-500. 1943 год
Wikimedia Commons16 сентября немецкую субмарину официально передали императорскому флоту, где она получила новое название – Ro-500. После испытаний и тщательного изучения японцы пришли к выводу, что не будут строить корабли подобного типа. Они сочли их характеристики неудовлетворительными: низкая скорость подводного хода, ограниченный радиус действия и т.п. Дёниц оказался прав, когда убеждал Гитлера не разбрасываться такими подарками. Экс-«немка» стала учебным кораблем и в боевых действиях участия не принимала.
Группа «Муссон»
В июне 1943-го была проведена необходимая подготовка для того, чтобы усилить немецкие подводные крейсеры, все еще действовавшие по обе стороны мыса Доброй Надежды, и послать новую группу подлодок IX серии для охоты на суда в Индийском океане. Операцию планировалось провести до конца сентября, после окончания периода летнего муссона, поэтому данная группа «девяток» получила название «Муссон». Эти лодки должны были выйти из Франции не позднее июля и после завершения операции прийти в Пенанг.
Но мыса Доброй Надежды из девяти лодок «Муссона» достигли лишь пять. Три субмарины были потоплены в Атлантике, еще одна вернулась обратно из-за технической неисправности. 8 сентября – в день капитуляции Италии – «девятки» вошли в Индийский океан, после чего Дёниц приказал им рассредоточиться в Аравийском море.
Момент гибели в Атлантике подлодки U-848, входившей в "Муссон"
Wikimedia CommonsКак американцы упустили шанс изменить ход Второй мировой, захватив «Энигму»
К тому времени американские дешифровщики уже начали читать сообщения немецкого флота, закодированные «Энигмой». Благодаря этому союзники могли отслеживать лодки «Муссона», сводя к минимуму потери своего торгового флота. Пяти субмаринам удалось потопить лишь шесть судов, причем одна из подлодок при этом погибла. Итогом действий первой волны «Муссона» стало уничтожение восьми транспортов почти на 50 тыс. брт, с учетом успеха U-511.
В начале октября четыре «девятки» были в Пенанге. Кроме них на этой базе находился еще и подводный крейсер U-178, пришедший туда в августе. Изначально эта лодка не входила в «Муссон» и охотилась у Кейптауна. Но затем она получила приказ вместо Франции идти в Пенанг, чтобы подготовить там базу для приема других субмарин.
Создание базы в Пенанге помогло немцам реализовать план использования подлодок в качестве грузоперевозчиков. Хотя Гитлер объявил, что U-511 была даром императору, на самом деле он обменял ее на поставки каучука. Нехватка в Германии каучука, олова, вольфрама и молибдена вынудила немцев доставлять их из Японии «блокадопрорывателями» – одиночными торговыми судами. Но поскольку они несли большие потери, требовалось найти более безопасный способ транспортировки. Так родилась идея использовать для перевозок подводные лодки.
Поскольку базе в Пенанге требовались припасы, а Германии – сырье, идея заключалась в том, чтобы наладить челночное сообщение с помощью подлодок. Некоторые из них, использовавшиеся для этой миссии, которая длилась с июня 1943-го по март 1944 года, были боевыми субмаринами типов IXC и IXD. Эти подлодки могли нести около 110 тонн груза, а также охотиться в пути. Кроме них, немцы использовали бывшие итальянские лодки, переделанные в транспортные.
Дальнейшие волны «Муссона»
Чтобы компенсировать потери, Дёниц решил послать «Муссону» подкрепление из нескольких лодок. Но из них до Малайзии добралась только одна – U-510, потопившая затем в Аденском заливе шесть судов на 40 тыс. брт. К тому моменту лодки «Муссона» начали готовиться к возвращению во Францию из-за проблем с торпедами в Пенанге. Загрузив стратегические материалы, они вышли в море, но в Европу пришли лишь U-178 и U-188. Остальным не хватило топлива на дорогу, так как союзники потопили в Индийском океане единственный немецкий танкер-заправщик. Поэтому три лодки вернулись в Пенанг, где их уже ждала U-510.
Тем временем Дёниц получил от командиров лодок, прибывших во Францию, плохие новости. Торпеды, поступившие на склад в Пенанг из Японии с немецких вспомогательных крейсеров и «блокадопрорывателей», испортились из-за долгого хранения в тропиках. Чтобы исправить ситуацию, на Дальний Восток были отправлены подводные торпедовозы типа VIIF с торпедами и запасными частями, из которых по назначению дошел лишь один.
«Серые волки» против «Оверлорда»: подводники Третьего рейха не смогли помешать высадке в Нормандии
Но, несмотря на потери «Муссона», командующий продолжал посылать новые боевые лодки на Дальний Восток. Его не остановила даже потеря французских баз в июне 1944-го после высадки союзников в Нормандии. Всего с февраля 1944-го по апрель 1945-го из Франции, Норвегии и Германии в Пенанг ушли почти три десятка субмарин. Из них до японской базы добрались девять, а остальные погибли в пути или капитулировали.
Со временем, чем дольше существовала группа «Муссон», тем яснее становилось смещение ее задач с боевых на транспортные. К примеру, некоторые из ее субмарин, отправленные на Дальний Восток в 1944-м, были полностью переоборудованы в подводные транспорты. Насколько важными были транспортные задачи, можно судить по тому, что даже весной 1945 года подводные лодки все еще уходили из Европы в Малайзию. Некоторые из них несли интересные грузы. К примеру, в 1945-м на U-234, U-874 и U-875 загрузили около 170 тонн ртути, свинца и оптического стекла.
По факту лодки «Муссона» совершили всего три боевых похода с японских баз, потопив только два судна. Одно из них – «Роберт Дж. Уокер» – было атаковано U-862 у восточного побережья Австралии. Это был единственный успех «серых волков» в Тихом океане.
Финал японской авантюры
В конце войны Индийский океан стал таким же опасным для подлодок, как и Атлантический. База в Пенанге имела очень ограниченные ресурсы, которые влияли на местные операции, а суда снабжения Оси больше не могли обеспечивать лодки топливом в море. Это означало, что субмаринам пришлось сократить время нахождения на позициях до минимума.
В конце 1944-го Дёниц решил вернуть группу «Муссон» в Европу. К тому моменту в группу входили 14 субмарин. Уходя с Дальнего Востока, они взяли на борт стратегические грузы, торпеды и топливо. Поскольку французских баз больше не было, подводные лодки должны были идти в Норвегию, заправляясь с других подлодок в море, когда это было необходимо.
С начала 1944 года путь через Атлантику становился все опаснее, и лишь немногие субмарины добрались до норвежских баз. Проблема заключалась в том, что большинство лодок «Муссон» не были оснащены шноркелем. Кроме того, им не хватало нового радиолокационного оборудования, а зенитное вооружение часто было недостаточным для противодействия вражеской авиации. Также им угрожали субмарины союзников, действовавшие у японских баз.
Финал группы «Муссон» был таков.
В 1944 году с Дальнего Востока в Европу с грузами добрались только две подлодки: U-178 и U-188. В 1945-м в Германию вернулись лишь две субмарины: U-843 и U-861, каждая из которых перевозила по 100 тонн цинка. U-843 добралась до Норвегии, но была потоплена при переходе на Балтику. U-510 и U-532 смогли достичь европейских вод к капитуляции рейха и сдались победителям. Еще три субмарины – U-181, U-195 и U-862 – остались в Индонезии, где перешли в руки японцев. Остальные лодки погибли, возвращаясь в Европу.