«Чтоб никаков человек без ружья не был»
Первым документом, регулирующим оборот гражданского оружия, можно считать Соборное уложение 1649 года царя Алексея Михайловича, запрещавшее владельцам ружей и пистолей палить в неурочное время, а также грозить применением оружия судьям. При этом повсеместное владение огнестрелом не только не ограничивалось, но поощрялось и даже предписывалось.
Стрельцы в Кремле, 1682 год
Photo12/Universal Images Group via Getty ImagesНапример, грамота в Елецк стольнику и воеводе Борецкому (1652 год) прямо требовала, чтобы дети боярские и служилые люди всех чинов «к службе готовы были, лошадей кормили, и ружье всякое они сами и люди их крестьяне держали, чтоб в татарский приход никаков человек без ружья не был».
Все издававшиеся в то время нормативные документы регламентировали только использование оружия, но не касались вопросов его приобретения или владения. Так, в 1684 году был опубликован именной указ Иоанна V Алексеевича (старшего брата и соправителя Петра I), гласивший: «Московским и всяких чинов людям сказать, чтоб они в домах своих ни из какого ружья не стреляли и людям своим стрелять не давали». Причиной появления документа явились многочисленные пожары из-за подобной пальбы. Летом 1685-го вышел новый указ, запрещающий «по ночам пулями и пыжами стрелять и ракеты пускать в Китае, Белом и земляном городах Москвы».
С начала XVIII века огнестрельное оружие военного образца запрещалось держать людям «подлых сословий». В то время к «подлым» относили нерегулярных городских обитателей (бродяг) и «обретающихся в наймах и черных работах». Впрочем, данные запреты не касались охотничьих ружей – их позволялось иметь всем.
В царской России браунинг для продвинутой молодежи был чем-то вроде айфона
Первые серьезные ограничения для владельцев оружия в Российской империи появились лишь в XIX веке, и касались они регионов, где существовала угроза беспорядков и бунтов: Кавказ, приграничье с Польшей и царством Прусским и т. д. Впервые ограничительные регламенты были сведены в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года. Законопослушным и психически здоровым подданным давалось право приобретать в целях самообороны пистолеты и револьверы «нестроевых видов» с разрешения генерал-губернатора, губернатора либо градоначальника. Это разрешение не мог получить человек, состоявший под надзором полиции, а также нарушители правил охоты и пользования лесами. Подданные могли лишиться права на оружие из-за неосторожного либо «злонамеренного» его использования, также оружие могло изыматься во время народных волнений и возмущений.
Ношение оружия разрешалось военным, полицейским, жандармским чинам – всем тем, у кого оно входило в состав обмундирования. А также если обязательное ношение оружия было частью обычая. Наконец, иметь при себе огнестрел с разрешения властей могли гражданские лица, у кого по роду службы возникла необходимость в самообороне. При этом ограничений на гладкоствольные охотничьи ружья по-прежнему не существовало.
Почему уникальным боевым пистолетам ХХ века не нашли применения
Да, были еще секретные циркуляры, вводившие запрет на оружие для конкретных сословий, например, для евреев, находящихся вне черты оседлости.
В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1885 года были прописаны санкции для владельцев личного огнестрела. За нарушения «при выделывании и хранении оружия и пороха и нарушениях других» полагалось от двух месяцев тюрьмы до года и четырех месяцев заключения в крепости. Устав о наказаниях того же 1885 года, налагаемых мировым судьей, предусматривал штраф 25 руб. и конфискацию оружия за стрельбу из него в запрещенных местах. За хранение оружия без надлежащей осторожности налагался штраф 10 руб. без конфискации.
В целом такая система просуществовала до 1917 года, некоторые ужесточения были внесены в нее в начале XX века, после революционных событий 1905-го.
Наган для коммуниста
Большевики, придя к власти, почти сразу взялись разоружать население – это объяснялось в том числе крайне высоким уровнем преступности в условиях Гражданской войны. 10 декабря 1918 года Совет народных комиссаров (СНК) издал декрет «О сдаче оружия»: все выданные прежде разрешения объявлялись недействительными, само оружие надлежало сдать в местные советы. Нарушителям грозил тюремный срок до 10 лет. По истечении периода, отведенного для добровольной сдачи оружия, вводились денежные вознаграждения за доносы на тех, кто все же решил припрятать что-нибудь стреляющее. Гражданин, указавший на скрытую от конфискации винтовку, получал 600 рублей, на пулемет – 1,2 тыс. рублей.
В некоторых районах СССР охотникам-промысловикам с 1928 года разрешили по предъявлении охотбилета приобретать охотничье нарезное оружие
Mary Evans/Interfoto/Vostock PhotoДействие данного декрета не распространялось на членов ВКП(б) – они могли иметь по одной винтовке и одному пистолету либо револьверу.
Впрочем, уже в 1920 году СНК принял декрет «Об охоте», который разрешал любому совершеннолетнему гражданину приобрести гладкоствольное охотничье ружье, – нужно было лишь получить охотничий билет в Народном комиссариате земледелия.
Оборот неохотничьих стволов регулировался приказами силовых ведомств. Так, приказ ОГПУ от 29 декабря 1924 года разрешал иметь служебное оружие не только коммунистам, но и членам РЛКСМ, ответственным работникам государственных, общественных и профессиональных учреждений и организаций, отдельным рядовым членам этих организаций, а также остальным гражданам, «которым по тем или иным причинам требовалось оружие».
С 1928 года охотникам-промысловикам в некоторых районах СССР разрешили по предъявлении охотбилета приобретать охотничье нарезное оружие, при этом винтовки надо было обязательно ставить на учет в милиции. Гладкоствольные ружья регистрировать не требовалось. В том же 1928-м рядовым гражданам разрешили покупать малокалиберные винтовки, обязав ставить их на учет в милиции. Зато у комсомольцев и ответственных работников служебное оружие отобрали, вместо них вооружаться наганами и прочим короткостволом разрешили селькорам и рабкорам по ходатайству органа печати. В итоге число владельцев служебного оружия после 1928-го заметно сократилось.
В начале 1930 года было сделано несколько важных уточнений в правилах владения оружием – и служебным, и гражданским. В постановлении СНК от 23 января были прописаны запрет на его передачу другим лицам, обязанность сообщать об утере оружия в милицию (по месту его регистрации) плюс давать объявление в газету. Срок действия разрешений на нарезное оружие ограничивался тремя годами.
Через три года, в 1933-м, в СССР провели повсеместную перерегистрацию оружия, которая сопровождалась его массовым изъятием. Стволов лишались те, кто вовремя не продлил разрешение, а также душевнобольные и лица, на которых в ОГПУ и в угрозыске имелся компрометирующий материал. Кроме того, под предлогом полной стабилизации обстановки в стране значительно сократили число работников, кому полагалось служебное оружие.
Почему «охотничье» оружие Второй мировой исчезает из магазинов
Следующие несколько лет прошли без серьезных изменений в оружейном законодательстве. Менялся лишь порядок владения малокалиберным оружием: его то разрешали приобретать свободно, то требовали для покупки письменное разрешение НКВД.
В 1940 году власти установили ограничение на количество охотничьих стволов: охотник-любитель мог владеть двумя ружьями, а охотник-промысловик – пятью. Для покупки оружия теперь требовалось специальное разрешение из милиции. Там же, в милиции, регистрировали приобретенное ружье. При этом возраст владения оружием снизился до 16 лет, а в основных охотничьих регионах – до 14 лет.
С началом Великой Отечественной войны от всех владельцев оружия потребовали сдать стволы в органы милиции по месту жительства. Небольшое послабление делалось только для охотников-промысловиков – их оружие хранилось в заготконторах и выдавалось им вместе с патронами.
Новая либерализация оружейных регламентов произошла в период с 1953 по 1959 год. Гладкоствольное оружие тогда продавалось свободно, даже без предъявления охотничьих билетов. Именно в эти годы сформировался огромный рынок незарегистрированного оружия, которое и сегодня составляет огромную часть «неучтенки». «Мелкашки» тоже продавались без предъявления охотбилета, а офицеры Министерства обороны, МВД, КГБ, а также спортсмены-разрядники и мастера стрелкового спорта автоматически получали разрешения на их хранение.
Данный порядок изменили 11 мая 1959 года – с этого дня продажа гладкоствольного оружия стала осуществляться только по предъявлении разрешения милиции и охотничьего билета. Исключение составляли т.н. районы массовой охоты, но позже новое требование коснулось и их. С 30 декабря 1961-го все функции по учету оружия были полностью сосредоточены в органах внутренних дел (прежде таковые частично находились в ведении Минсельхоза, а также командования армии и флота).
Установленный регламент с минимальными изменениями просуществовал практически до 1975 года (в 1969-м, например, ввели порядок изъятия оружия с последующей продажей его через комиссионные магазины). 23 июля 1975-го Совет министров СССР выпустил постановление, согласно которому контроль за всем оружием, находящимся на руках у граждан, возлагался на органы внутренних дел. Продажа всех видов оружия стала возможной только с разрешения милиции. В течение месяца со дня покупки винтовки и ружья надлежало поставить на учет и получить специальное разрешение. Перерегистрация стала проводиться один раз в три года. За регистрацию каждого ствола надо было заплатить три рубля, за перерегистрацию – рубль. Нарезным оружием, в том числе малокалиберными винтовками, могли владеть только охотники-промысловики, продажа пистолетов и револьверов была полностью запрещена.
С этого времени от желающих вооружиться стали в обязательном порядке требовать справки из наркологического и психоневрологического диспансеров. Кроме того, кандидат проверялся по милицейским базам: оружие было недоступно для лиц, нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих алкоголем, судимых и обвиняемых по уголовным делам, а также переданных на поруки трудовым коллективам.
У владельцев оружия потребовали сдать стволы милиции с началом Великой Отечественной войны. Послабление сделали только для охотников-промысловиков
Ковригин Вадим/ТАССРужья, карабины, травматы
Новый этап в отношениях государства и вооруженных граждан начался 20 мая 1993-го, когда в Российской Федерации был принят первый закон «Об оружии». Через три года вышел второй закон с тем же названием – в нем были учтены выявленные недостатки первого. Теперь любой гражданин с 18 лет мог получить право на приобретение гладкоствольного охотничьего и/или газового оружия. Соискателю надо было иметь охотничий билет, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров об отсутствии у него хронических заболеваний, пройти медосмотр (иметь не менее восьми пальцев на обеих руках, оба видящих глаза, не страдать судорожными припадками). Также соискателя проверяли на наличие непогашенных судимостей. Наконец, необходим был акт о наличии сейфа для хранения оружия.
Через пять лет владения гладкоствольным оружием гражданин получал право на приобретение нарезного. Всего можно было иметь не более пяти стволов каждого вида: пять гладкоствольных ружей, пять нарезных карабинов, пять газовых пистолетов. Патроны продавали строго в соответствии с калибрами, указанными в разрешении; емкость магазинов ограничивалась десятью патронами. Полноценные револьверы и пистолеты по-прежнему оставались недоступными.
Владеть или не владеть: как в России планируют ужесточить закон "Об оружии"
В 2010 году произошла некоторая либерализация законодательства – на спортивных объектах (тиры и стрельбища) при проведении тренировок и соревнований разрешили использовать в охотничьем оружии магазины без ограничения емкости. Это было сделано по настоянию представителей Федерации практической стрельбы – в те годы этот вид спорта стал активно развиваться. А в классах «ружье» и «карабин», как правило, использовалось оружие, зарегистрированное как охотничье.
В июле 2011-го закон вновь подстроили под требование времени: в него ввели понятие «оружие ограниченного поражения», узаконив травматы (они до того времени существовали под названием «газовое оружие с возможностью стрельбы резиновым снарядом»).
Дискуссия о предоставлении гражданам права иметь короткоствольное оружие шла между государством и представителями различных стрелковых сообществ с 1996 года. Например, о том, чтобы разрешить владельцам оружия с десятилетним стажем приобретать револьверы и пистолеты для спорта или добора зверя на охоте. В июле 2014-го при поддержке МВД и Минспорта такое послабление было сделано для спортсменов высокого класса (олимпийских видов). Тогда же сотрудники МВД заговорили о возможном скором введении «доборного охотничьего короткоствола» при условии «специальной разработки его конструкции, внешне и технически отличной от существующих образцов».
Это был период наиболее лояльного отношения властей к гражданскому оружию. Число владельцев ружей и карабинов неуклонно росло: с 1,5 млн в 2000 году до 4,2 млн – в 2016-м. Развивалась культура оружия в обществе, Россия стабильно входила в число лидеров на международных стрелковых соревнованиях – как в олимпийских видах, так и в практической стрельбе.
Полный разворот
В марте 2016 года я работал над интервью с генерал-майором Леонидом Веденовым, возглавлявшим тогда лицензионно-разрешительную систему в составе МВД РФ. Мы подводили итоги и обсуждали возможности облегчить жизнь владельцев оружия: увеличение срока между контрольными проверками, возможность цифровизации процедур регистрации, особенности паспорта спортсмена, а также больную тему легализации короткоствола. Текст был подготовлен, завизирован и, наконец, в окончательном виде отправлен на согласование. Леонид Владимирович прочитал его и сказал, что есть несколько замечаний, которые он к утру внесет.
Готово ли государство пересмотреть отношение к вооруженным россиянам
Утром я получил совсем другой текст. В нем ничего не говорилось о либерализации. Наоборот, акцент делался на ужесточении контроля и увеличении требований к безопасному хранению оружия, о недопустимости спешки в сложных вопросах, особенно в части короткоствольного оружия. Например, в исходном варианте была фраза о том, что доборное оружие очень нужно охотникам и надо разработать требования к нему, чтобы исключить возможность криминального применения. Мол, руководство МВД «понимает потребность и будет всячески способствовать…». В согласованном варианте звучало прямо противоположное: в ближайшие годы говорить о гражданском обороте любых видов короткоствольного оружия, в том числе доборного и спортивного, не приходится – общество не готово и не созрело.
Согласованный текст я получил 2 апреля 2016 года. А 5 апреля был опубликован Указ президента о создании Федеральной службы войск национальной гвардии и о передаче новой структуре контроля за гражданским оружием. В Росгвардию в полном составе перешли все разрешители во главе с генерал-майором Веденовым. В декабре того же года он получил звание генерал-лейтенанта полиции.
Именно с этого дня государство сделало крутой поворот от стремления развить оружейную культуру к стремлению взять под полный контроль всех владельцев оружия и сделать само владение оружием весьма дорогим удовольствием. Росгвардия потребовала – и после нескольких лет борьбы добилась – права автоматически подключаться к информационным базам органов здравоохранения и получать информацию о состоянии здоровья владельцев оружия.
Среди последних ограничительных мер – увеличение с 18 лет до 21 года минимального возраста для владения оружием, обязательное приобретение в качестве первого ружья двустволки или одностволки (многозарядное оружие можно купить лишь через два года) и т. д. Изменилась и стоимость владения оружием. Появилось требование к владельцам травматов каждые пять лет пересдавать экзамены, а при необходимости снова проходить обучение. В итоге число владельцев оружия стало сокращаться – с 4,2 млн в 2018 году до 3,7 млн в 2021-м. И такая динамика сохраняется.