Профиль

Как вермахт провел единственную военную операцию на территории Северной Америки

22 октября 1943-го подлодка U-537 совершила единственную за все время Второй мировой высадку вооруженного десанта на североамериканскую землю. Долгое время об этой операции и ее целях не было вообще ничего известно. Разгадать загадку удалось лишь через 40 лет после окончания войны.

Канадская береговая охрана проводит первое обследование остатков немецкой метеостанции Курт, 21 июля 1981 года

Береговая охрана Канады впервые обследует обломки немецкой метеостанции "Курт", 21 июля 1981 года

©canadian national archives/Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)
Содержание:

Борьба за погоду

1943-й стал переломным в Битве за Атлантику. Технологическое превосходство союзников затрудняло ведение Германией войны на море. В мае того года гросс-адмирал Дениц отозвал свои субмарины с маршрутов североатлантических конвоев, фактически признав поражение. Только появление у немецких подводников самонаводящихся торпед и шноркеля (устройства для работы дизеля под водой) давало Берлину надежду на успешное продолжение борьбы. Кроме того, решающее значение имела информация о погоде.

"Черный май": как немецкие подводники потерпели поражение в Атлантике

Метеосводки всегда были важнейшей частью военных операций. Облачность мешала работе бомбардировщиков, а из-за проливных дождей в грязи вязли наступавшие армии. Прогноз погоды над холодными водами Атлантики влиял на маршрутизацию конвоев союзников и, соответственно, определял условия действий немецких «волчьих стай».

Метеослужба ВМС Германии активно собирала сведения о погоде, стараясь выдавать максимально точные прогнозы. Учитывая, что погодные фронты обычно перемещаются через Атлантику с запада на восток, для нее было крайне важно, чтобы подлодки в море усиливали метеосеть из надводных кораблей и береговых станций, как можно чаще передавая в штаб данные по радио.

К таким заданиям Дениц привлекал лодки, уже израсходовавшие свои торпеды, но еще имевшие достаточный запас топлива. Также он часто приказывал «серым волкам» слать сводки, когда они меньше всего этого ожидали, например во время действий у восточного побережья США и Канады. Их передача часто означала нарушение длительного радиомолчания, что приводило к пеленгации субмарин союзниками.

Глава метеослужбы Третьего рейха доктор Фриц Конрад

UBL/Vostock Photo

Такая система не могла обеспечить стабильность получения сводок из Атлантики и Арктики. В 1941-м метеосводки почти перестали поступать, поскольку в районе практически не осталось немецких кораблей и подлодок. Предвидя такую ситуацию, глава метеослужбы рейха доктор Конрад инициировал создание плавучих и наземных метеорологических автоматов. Первый из них метеобуй WFS был специально разработан для подлодок, ставивших его на якорь в районах с глубинами до 2 км. Напоминавший торпеду, WFS был напичкан измерительными приборами и имел радиопередатчик с антенной для отправки данных.

Первое же использование WFS в 1940-м выявило его недостатки. На их устранение ушло два года. После того как работы были завершены, субмарины «разбросали» в водах Арктики и Атлантики дюжину таких приборов. После установки они могли работать полтора месяца, передавая сообщения четыре раза в сутки. Но этого было недостаточно. Поэтому Германия построила 21 наземную автоматическую метеостанцию типа WFL, которые могли передавать конкретные данные в заранее установленное время.

"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике

Разработанная концерном Siemens, WFL представляла собой комбинацию метеорологических приборов, коротковолнового передатчика мощностью 150 Вт и никель-кадмиевых аккумуляторов. Станция была упакована в 10 цилиндрических контейнеров, каждый из которых весил до 100 кг. В контейнере с приборным блоком находилась антенная мачта высотой 10 м с анемометром и ветровым флюгером. В отличие от метеобуев, WFL имела срок автономной работы до девяти месяцев.

Немецкими подлодками в арктических и субарктических районах были установлены 12 таких станций: две на Шпицбергене, две – на Новой Земле, шесть – на острове Медвежьем, по одной –на Ян-Майене и у мыса Нордкап. Еще одна была размещена в Ботническом заливе, на Аландских островах. Но когда в 1943-м немецкой метеослужбе потребовалось снабдить «волчьи стаи» точными прогнозами погоды в западной части Атлантики, особенно в районе Ньюфаундленда, она решила расширить сеть своих станций, разместив еще одну на Лабрадоре.

Операция «Курт»

Летом 1943-го Дениц поручил командиру U-537 Петеру Шреве секретную миссию по доставке к Канаде станции WFL-26, именовавшейся «Курт». За техническую часть операции отвечали метеоролог Курт Зоммермайер и его ассистент Вальтер Хильдебрандт. Но из-за повреждений лодки во время бомбежки Киля миссию отложили до завершения ее ремонта. Шреве смог выйти в море лишь 18 сентября.

Немецкая подлодка U-537 в бухте Мартин, 22–23 октября 1943 года

Bundesarchiv/Wikimedia Commons

Из-за задержки U-537 отправилась в Атлантику, когда там бушевали осенние штормы. 13 октября у Гренландии лодка попала в ураган. Поднятые им волны сорвали с ее палубы счетверенную зенитку. Шреве практически лишился зенитного вооружения, что было серьезной проблемой для субмарины без шноркеля. По иронии судьбы в тот момент он выполнял приказ Деница по дезинформации союзников, передавая в эфир сигналы, призванные создать видимость нахождения в том районе «волчьей стаи». Но нелетная погода не позволила самолетам союзников обнаружить U-537.

Операция "Паукеншлаг": как "литавры" Деница разбудили Америку

18 октября Дениц прекратил эту радиоигру, велев Шреве следовать к Лабрадору для выполнения основного задания. Выбор места для высадки, по-видимому, был оставлен на усмотрение командира U-537 и его технических консультантов. Чтобы избежать любых контактов с людьми на берегу, особенно, как писал Шреве, с «эскимосами, идущими на юг в это время года», он решил разместить станцию как можно дальше на севере Лабрадора. Шреве было известно, что лед пока не представляет угрозы и в случае необходимости он сможет всегда уйти на юг.

На минимальной скорости U-537 двигалась к побережью почти вслепую, поскольку снежные бури с 18 по 21 октября лишили ее штурмана возможности точно определить местоположение. К полудню 22 октября она вышла к мысу Чидли на северо-западной оконечности Лабрадора. Не рискнув высаживаться в малоизученном месте, где могли быть мели и рифы, Шреве решил идти на юг, пока береговая линия не начнет точно совпадать с картой. После нескольких часов опасного плавания лодка обогнула полуостров Хаттон и вышла к бухте Мартина, где встала на якорь в 300 м от побережья.

Затем немцы высадили на берег разведывательную группу, подыскавшую площадку для установки «Курта» в 200 м от моря. Расставив часовых на высотах, группа вернулась обратно. После этого экипаж начал грузить аппаратуру в две шестиметровые надувные лодки, которые вместе с ней доставили на сушу двух метеорологов и 10 вооруженных матросов.

Подводники U-537 в Северной Америке, 22–23 октября 1943 года

UBL/Vostock Photo

Метеостанцию монтировали на скалистом, заснеженном полуострове почти в полной темноте. Все контейнеры были покрыты черной и белой краской, чтобы сливаться с ландшафтом. Закончив работу, немцы разбросали вокруг пустые пачки американских сигарет, чтобы создать впечатление, будто станцию установили союзники. Кроме того, чтобы замести следы, немцы написали на одном из контейнеров «Канадская метеослужба», допустив тем самым нелепую ошибку – такой службы у Канады тогда еще не было. Более того, Лабрадор в ту пору был доминионом Великобритании и стал канадской провинцией только в 1949 году.

Первую передачу WFL-26 радировала в эфир с трехминутным опозданием, но в остальном все было технически безупречно. Убедившись, что задание выполнено успешно, Шреве снялся с якоря. На все про все у его команды ушло 28 часов. Так завершилась единственная за время Второй мировой немецкая военная операция на территории Северной Америки. Конечно, в течение войны «серые волки» еще высаживали шпионов, но эти акции были не военными, а диверсионно-разведывательными.

Загадочный объект

В течение некоторого времени «Курт» работал исправно, но затем по неизвестным причинам замолчал. Любопытно, что канадские станции не слышали его передач, так как пеленговали только сигналы с моря. Поэтому про «Курт» союзники так ничего и не узнали. Успех Шреве побудил Деница организовать вторую экспедицию на Лабрадор. В сентябре 1944-го туда отправилась U-867 с новой станцией на борту, получившей кодовое имя «Герберт». Но эта лодка была возле Норвегии потоплена британским самолетом.

За что Карл Дениц отдавал командиров субмарин под суд

А U-537 благополучно вернулась во Францию. В следующем походе Шреве отправили в Индонезию, где в ноябре 1944-го его лодка погибла со всем экипажем. Из свидетелей установки станции пережить войну удалось лишь Зоммермайеру, Хильдебрандту и нескольким подводникам с U-537, переведенным с лодки до ее ухода на Дальний Восток.

Таким образом, «Курт», чей секрет знали единицы, простоял безжизненный и заброшенный, до 1977 года, когда был запущен археологический проект «Торнгат», в рамках которого началось изучение побережья Лабрадора. Один из ученых, участвовавших в проекте, Питер Джонсон, нашел немецкую метеостанцию, но решил, что это старый канадский военный объект.

История «Курта» получила известность лишь в начале 1980-х благодаря Францу Зелингеру, работавшему инженером в Siemens. После выхода на пенсию он решил написать историю немецкой метеорологической службы. Среди бумаг покойного доктора Зоммермайера Зелингер обнаружил фотографии одной метеостанции и подводной лодки, не вписывавшиеся в систему немецких восточных арктических станций, которые ему ранее удалось идентифицировать документально.

Изучая свою находку, Зелингер пришел к выводу, что на снимках побережье Канады. Однако ни канадские, ни американские власти не смогли подтвердить его теорию. Зелингера это не смутило, и он продолжил собирать доказательства существования немецкой метеостанции на канадской территории. С помощью историка Юргена Ровера и сына доктора Зоммермайера, а также вахтенного журнала Шреве, хранившегося в архиве ФРГ, ему удалось точно опознать на снимке U-537 и выяснить детали ее секретной миссии в 1943-м.

В 1980 году Зелингер написал историку Минобороны Канады Алексу Дугласу, сообщив, что документы кригсмарине подтверждают немецкую высадку на Лабрадоре. Получив эту информацию, Дуглас организовал выезд в залив Мартин на ледоколе канадской береговой охраны, где обнаружил остатки «Курта». Сегодня эта метеостанция выставлена в Канадском военном музее.

Самое читаемое
Exit mobile version