Рогатая смерть из морских пучин
Морские мины в период Второй мировой войны были весьма эффективным оружием. На них погибло 1303 боевых корабля и 7550 транспортов воюющих сторон. Для сравнения: подводные лодки отправили на дно 465 кораблей и 4658 транспортных судов.
У кригсмарине надводных минных заградителей специальной постройки не было. Для этой цели с началом боевых действий переоборудовали паромы и обычные транспорты, такие как рефрижераторное судно «Рапид». Начало войны – 1 сентября 1939 года – застало его в порту Камеруна, но англичане и французы не сумели сразу установить морскую блокаду, и теплоход благополучно проскользнул в Германию.
18 марта 1940 года «Рапид» реквизировали для нужд кригсмарине. Спешно приспособленный под минный заградитель (минзаг) корабль в первом боевом походе установил мины у побережья Великобритании. В скором времени с ним случилось ЧП – стоявший в ремонте на судоверфи в Гамбурге минзаг загорелся и затонул. Через несколько месяцев его «воскресили» – подняли и устранили повреждения. И 25 ноября 1941-го корабль вновь вступил в строй под названием «Ульм».
Минзаг имел скорость хода 16 узлов; дальность плавания – 11 000 миль при скорости 10 узлов. Вооружение – одно 105-мм (боезапас 200 снарядов), одно 37-мм (2000 снарядов) и четыре 20-мм зенитных орудия (6000 снарядов). Главное оружие – 290 мин типа UMB или 482 мины тип EMC. Штатная численность экипажа – 209 человек, включая 10 офицеров.
В январе–июне 1942 года «Ульм» произвел несколько минных постановок в проливе Скагеррак, у северного побережья Норвегии, в проливе Ла-Манш и Северном море. Также он доставил груз мин из Киля в Финляндию. Вероятно, на выставленной «Ульмом» в Варангерфьорде мине 10 января 1942 года погибла советская подводная лодка М-176.
Задание в «Стране чудес»
В конце августа 1942-го «Ульм» решили привлечь к постановке 20 минных заграждений у северо-западного побережья Новой Земли. Там пролегали пути судов, следовавших по Северному морскому пути. Фактически задание было составной частью операции «Вундерланд» (нем. Wunderland – «Страна чудес»), проходившей 16–30 августа. Она была направлена против союзнических конвоев в Карском море, а также на разрушение советской портовой инфраструктуры.
В четыре утра 24 августа «Ульм» вышел из норвежского порта Нарвик и взял курс на север. В трюмах и на верхней палубе находилось 450 мин: 100 гальваноударных якорных мин типа EMC, 200 якорных антенных мин EMF и 150 донных неконтактных TMB и TMC.
Вечером в охранение «Ульма» вступили три эскадренных миноносца. А на расстоянии 10 часов хода впереди следовали две подводные лодки. Кроме выполнения задач дальней разведки, они служили ретрансляторами, так как радиостанция минзага (мощность 200 ватт) имела ограниченную дальность действия.
"Комплекс авианосца": почему немецкий флот боялся британской морской авиации
Вскоре сигнальщики «Ульма» заметили британский самолет. Якобы было перехвачено сообщение англичан: «Вероятно, наблюдаем немецкое судно, скорее всего это минный заградитель, вышедший из Тромсе. Намереваемся атаковать». По каким-то причинам удара с воздуха не последовало. В 12:30 25 августа «Ульм» расстался с эсминцами.
По плану, минная постановка должна была начаться ночью 27 августа в заданном квадрате. Однако до этого дело не дошло. 26 августа разведывательные самолеты люфтваффе обнаружили между Шпицбергеном и островом Медвежий не свой корабль, а тяжелый крейсер и пять эсминцев союзников. Американские и британские корабли следовали из Мурманска на запад. Немецкое командование предположило, что они могли столкнуться с «Ульмом». Результат этой встречи предугадать не составляло труда, но подтверждения гибели минзага не было.
Установить связь с пропавшим кораблем пытались несколько дней. Разгадка пришла 3 сентября, когда командовавший кригсмарине на северном побережье Норвегии контр-адмирал Август Тиле получил доклад о том, что в районе порта Вардё на берег выбросило спасательную шлюпку. На ее борту – 20 мертвых и 4 живых членов экипажа «Ульма» (один моряк скончался на следующий день). Выжившие рассказали о судьбе своего корабля, погибшего в неравном бою.
Расшифрованная тайна кригсмарине
Около 22 часов по Гринвичу 25 августа с «Ульма», который находился в 150 милях к востоку от острова Медвежий, обнаружили три британских эсминца. Они шли встречным курсом строем фронта на расстоянии 5 миль друг от друга. Это не было случайностью: еще 19 августа разведка англичан перехватила и расшифровала немецкую депешу, в которой речь шла о предстоящем походе «Ульма». Так что миссию минзага можно было с самого начала считать провальной.
Разгадка "Энигмы": как англичанам удалось взломать шифры вермахта
Обнаружив врага, которого они ждали, эсминцы увеличили ход до 29 узлов и пошли на сближение. «Ульм» поднял панамский (по другим данным – американский) флаг. Однако англичан провести не удалось, с дистанции 8100 метров они открыли артиллерийский огонь.
Понимая безнадежность положения, командир «Ульма» капитан-лейтенант резерва Эрнст Бит решил принять бой. Он отдал приказ поднять германский военно-морской флаг и стрелять в ответ. На берег была отправлена радиограмма, которую так никто и не получил.
Пытаясь оттянуть гибель, минзаг поставил дымовую завесу. Шансов у немцев не было. Скорость – почти в два раза ниже, чем у английских эсминцев. Одному 105-мм орудию и четырем малокалиберным зениткам «Ульма» англичане противопоставили шестнадцать 120-мм, три 102-мм, двенадцать 40-мм, восемь 20-мм орудий и двенадцать 533-мм торпедных аппаратов.
Немцы успели выпустить полтора десятка 105-миллиметровых снарядов, при уменьшении дистанции до противника ввели в дело зенитные пушки. Стреляли метко – два снаряда попали в один из эсминцев, выведя из строя кормовую артустановку и разбив глубинные бомбы на корме. К счастью для англичан, они не взорвались. При этом погибли пять британских моряков, пятеро были ранены.
Эсминцы в долгу не остались – артогнем вывели из строя рулевое управление «Ульма». Замолчало поврежденное 105-мм орудие, вспыхнули пожары. Опасаясь взрыва запаса мин, командир приказал уничтожить секретные документы, подготовить корабль к взрыву, начать спуск спасательных шлюпок и плотов.
Британский эсминец "Марн"
Royal Navy/Wikimedia CommonsВ 22:16 с дистанции 2700 метров эсминцы выпустили две торпеды, но они прошли мимо. Приблизившись к вражескому кораблю, англичане открыли губительный огонь из счетверенной 40-мм зенитной установки «пом-пом». Целили по мостику, по морякам «Ульма», ждавшим разрешения занять места в спасательных плотах и шлюпках.
Еще через четверть часа была проведена успешная торпедная атака. Минный заградитель стремительно затонул. Такова британская версия. Командир же «Ульма» утверждал, что сработали подрывные заряды в машинном отделении.
Эсминцы на месте гибели немецкого корабля подобрали 60 человек, включая командира минзага. В 23:00 они ушли, оставив без помощи около 40 человек. Из них 24 сели в шлюпку. Командование взял на себя старший рулевой Вилли Бон. До берега предстояло пройти около 200 миль (примерно 370 км). Они проделали этот путь за пять суток. Когда берег был рядом, выгрести против ветра и волн у немцев сил не осталось. На сигнальные ракеты и горящие фальшфейеры на суше никто не реагировал. Шлюпка тем временем дрейфовала на восток. В ночь со 2 на 3 сентября, когда ветер сменился, ее, полную мертвецов, выбросило на берег.
Подробный отчет о последнем бое «Ульма» командование кригсмарине получило от Эрнста Бита. Офицер в сентябре 1943 года вернулся в Германию по программе обмена пленными. Он был повышен в звании и до конца войны служил командиром минного заградителя «Кайзер».
Что касается итогов боя для англичан, то они могли записать на свой счет не только потопление «Ульма», но и сохранение от потенциальной гибели нескольких своих и советских судов. Согласно статистике Второй мировой войны, для того чтобы потопить один корабль или транспорт, в среднем требовалось 50 морских мин. Ну а на отправленном на дно немецком минзаге их, как достоверно известно, было 450.