Что такое морская блокада?
Морская блокада – средство ведения морской войны, заключающееся в преграждении силами одной из воющих сторон доступа с моря к побережью, принадлежащему другой стороне либо контролируемому ей, с целью прервать морское сообщение и дезорганизовать морскую торговлю.
Морская блокада может распространяться на отдельный порт, побережье или целую страну. В таком случае она затрагивает и открытое море, и нейтральные страны.
Морская блокада является одним из основных видов действий военно-морского флота. Знаменитый американский военно-морской теоретик, один из основателей геополитики Альфред Мэхэн считал блокаду одним из двух важнейших способов достижения победы в войне на море наряду с генеральным сражением.
Морская блокада необязательно означает боевые действия. При наличии существенного военно-морского превосходства блокировать вражеские порты можно без единого выстрела. Однако любая морская блокада – это агрессивное политическое действие, которое может послужить поводом для войны.
Как международное право регулирует морскую блокаду?
Первые международные правила морской блокады зафиксировали в 1909 году в лондонской Декларации о праве морской войны. Вот что говорится в самых важных из них:
- Блокада может применяться только к портам или берегам, принадлежащим неприятелю или им занятым. Блокировать нейтральные порты и берега запрещено.
- Блокада должна поддерживаться силой, достаточной для фактического воспрепятствования доступа к побережью.
- Блокада применяется беспристрастно к судам любых государств.
- Блокирующая сторона официально оповещает о начале блокады как нейтральные стороны, так и местные власти заблокированных портов.
- Нельзя захватывать нейтральные суда, которые в момент захвата направлялись в не блокированные официально порты, даже если их груз можно было бы считать военной контрабандой.
- Военной контрабандой безусловно считаются оружие и военное снаряжение. Остальные грузы должны быть публично объявлены запрещенными, иначе блокирующая сторона не имеет права их конфисковывать.
- Перевозка личного состава воюющей стороны приравнивается к контрабанде.
- Уничтожать нейтральные суда с военной контрабандой можно только в крайнем случае. Команде уничтожаемого судна необходимо обеспечить безопасность.
- Если нейтральное судно уничтожено без доказательств крайней необходимости, блокирующая сторона обязана возместить убытки, даже если судно действительно везло военные грузы.
- Сопротивление осмотру со стороны команды нейтрального судна влечет за собой его конфискацию.
Лондонскую декларацию подписали все ведущие военно-морские державы начала XX века, но ни одна из них ее не ратифицировала, поэтому документ так и не вступил в силу. Его принципы на практике постоянно нарушались в ходе обеих мировых войн и других военных конфликтов XX–XXI веков.
В 1945 году Устав Организации Объединенных Наций установил блокаду, в том числе морскую, как одну из форм поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Согласно статье 42 Устава Совет Безопасности имеет право «предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации».
Морские блокады должны осуществляться в соответствии с международным правом, касающимся морских конфликтов. «Руководстве Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море» описывает некоторые правила морских блокад, но это не юридически обязательный договор, а авторитетный свод документов по международному праву.
Он используется в лучшем случае как ориентир в международных спорах. Например, на него ссылались во время обсуждения правомерности действий осуществлявших блокаду сектора Газа военно-морских сил Израиля в конфликте с экипажами судов «Флотилии свободы» 30–31 мая 2010 года.
Показательные примеры морской блокады
Стратегия морской блокады была известна еще в Античности. Например, в 405 году до н. э. спартанский флотоводец Лисандр разгромил афинский флот в сражении при Эгоспотамах. После этого Спарта установила морскую блокаду уже осажденных с суши Афин. Лишенный подвоза продовольствия и источника денег от пошлин полис вскоре капитулировал. Спартанцы одержали победу в длившейся более четверти века Пелопонесской войне.
Первой успешной попыткой полной морской блокады страны считаются действия британского флота под командованием адмирала Эдуарда Хока во времена Семилетней войны. После победы над французским флотом в битве при Кибероне в 1759 году он установил блокаду атлантического побережья Франции от Дюнкерка до Бордо. Британцы также заблокировали средиземноморский Марсель и морской доступ к американским колониям в Новой Франции. По итогам этой войны Великобритания получила Канаду.
До XIX века морская блокада всегда считалась актом войны. Однако в 1827 году англо-франко-русская эскадра без объявления войны блокировала морские силы Османской империи и ее вассалов в Наваринской бухте, чтобы заставить Стамбул признать независимость Греции. Бескровной блокады не получилось. Союзный флот уничтожил турецкие и египетские корабли. Но ни Великобритания, ни Франция в войну против Османской империи не вступили.
Первой мирной морской блокадой некоторые историки считают действия британского флота в 1837 году. У Лондона возник конфликт с южноамериканской Республикой Новая Гранада (нынешние Колумбия и Панама) после суда над британским консулом. Флотское командование специально получило инструкцию избегать боевых действий.
В 1838 году Франция впервые в истории официально уведомила другие страны об установлении морской блокады. Это произошло после того, как французский флот заблокировал столицу Аргентины. Уведомления о блокаде были направлены дипломатам в Париже и Буэнос-Айресе.
В XX веке практически ни один конфликт между обладающими выходом к морю политическими силами не обходится без морской блокады.
Во время Первой мировой войны Антанта и Тройственный союз пытались осуществить морскую блокаду друг друга. Германия для этого активно использовала новый класс кораблей – подводные лодки. Прекратить морскую торговлю Великобритании у Германии не получилось, а вот немецкие порты оказались в блокаде со стороны Антанты.
Ситуация повторилась и во Второй мировой войне. Стратегия и тактика морской блокады активно использовались и антигитлеровской коалицией, и странами Оси. Германия вела на море неограниченную подводную войну, союзники блокировали контролируемые Берлином морские порты. Как и в Первую мировую, Германия потерпела на море полное поражение и не добилась ни одной своей цели. Более того, главкома немецкими подводными силами Карла Дёница Нюрнбергский трибунал признал виновным в нарушении правил ведения войны и приговорил к 10 годам тюрьмы.
После Второй мировой войны морские блокады стали обычной частью арабо-израильских конфликтов. Например, Суэцкий кризис 1956 года был спровоцирован блокированием Египтом израильского судоходства через стратегически важный Суэцкий канал. Израиль периодически осуществлял морскую блокаду во время конфликтов с Ливаном в 1982–2000 и 2006 годах. В 2007 году ВМС Израиля установили морскую блокаду палестинского сектора Газа, продолжающуюся до сих пор.
Блокада США Кубы в октябре 1962 года была официально названа в Вашингтоне «карантином», поскольку термин «блокада» мог быть воспринят как объявление агрессивной войны. Американская блокада Кубы сыграла важную роль в эскалации Карибского кризиса между СССР и США и едва не привела к третьей мировой войне между ядерными державами.
Изредка морская блокада устанавливается в рамках санкций ООН. Например, в 1992–1993 годах морские силы США, Италии, Германии, Турции, Нидерландов и Греции блокировали порты Югославии в рамках резолюции Совета безопасности ООН 787. Это был первый пример подобной официально санкционированной морской блокады.


