Быть не готовым к войне
15 августа 1939 года на базе подводных лодок в Киле раздался телефонный звонок из Берлина с приказом вызвать из отпусков всех офицеров-подводников для подготовки субмарин к выходу в море. Это была одна из превентивных мер Германии перед нападением на Польшу. Немецким подводникам отвели роль усмирителя союзников поляков – Великобритании и Франции. В случае их вступления в войну на стороне Варшавы подводные лодки Германии должны были начать действовать против их судоходства в Атлантике и Северном море. Поэтому командование кригсмарине приказало Карлу Деницу заранее вывести их на позиции и быть готовыми к началу военных действий.
Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами
Дениц, как ветеран Первой мировой, прекрасно понимал, что это означает. Он был одним из немногих офицеров кригсмарине, которые еще в мирное время предвидели новую войну с Великобританией. По его мнению, Германия должна была использовать все ресурсы для того, чтобы подготовиться к подводному противостоянию с англичанами. Дениц призывал массово строить субмарины и готовить их экипажи. Однако руководство Третьего рейха к нему не прислушалось. В результате к сентябрю 1939-го немецкие военно-морские силы имели лишь 57 подлодок, из которых только половина подходила для действий в океане.
Выполняя приказ командования, Дениц смог заранее вывести в Атлантику и Северное море лишь 43 субмарины. Из них два десятка океанских лодок образовали завесу от побережья Шотландии до Гибралтара. Оставшиеся лодки прибрежного типа заняли позиции в Северном море, окружая Великобританию с востока. Командующий подводными силами прекрасно понимал, что в случае начала войны он окажется без резерва. По истечении срока автономности подлодки вернутся на базы и смогут выйти в море лишь какое-то время спустя. Поэтому еще за неделю до начала войны Дениц писал, что имеющимися силами ему будет трудно обеспечить морскую блокаду британских островов. Для этого потребуется как минимум 130 субмарин: 43 единицы в море, 43 единицы, готовые их сменить, и 43 в базах на ремонте.
Однако у Германии такого количества субмарин не было. И единственное, на что могли рассчитывать кригсмарине, – потопить в первые дни войны как можно больше судов, совершавших одиночное плавание. Но это был бы разовый успех, так как введение системы конвоев союзниками не позволило бы его повторить.
Удар пальцем, а не кулаком
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а спустя два дня ей объявили войну Великобритания и Франция. За первый месяц боевых действий немецкие подводники смогли собрать неплохой «урожай» из потопленных судов. В сентябре в Атлантике и Северном море они потопили 35 английских и французских судов общим тоннажем свыше 150 000 брт. Однако для противников Германии это было, что слону дробина. По довоенным оценкам, торговый флот Великобритании составлял около трех тысяч судов на 17,5 миллиона брт. А вот на смену возвращающимся на базы лодкам в сентябре Дениц смог послать в море лишь три субмарины.
Вдобавок он сам снизил шансы своих подводников на успех. Деницу пришлось отозвать подлодки, вышедшие в августе, уже в середине сентября. Это было необходимо для их быстрейшей отправки в Атлантику в следующем месяце. Однако Дениц сомневался, что в октябре ему удастся собрать на позициях столько же лодок, как в августе, так как многим из них мог потребоваться длительный ремонт. Безусловно, такое положение дел не могло не сказаться на результатах сентябрьских и будущих походов. Поэтому командующий подводными силами в дальнейшем рассчитывал высылать в море по шесть-восемь субмарин, концентрируя их в местах оживленного судоходства. А затем достигнуть большого успеха, например, уничтожив целый конвой.
Подводных лодок остро не хватало. Необходимо было стимулировать их строительство. А для этого нужно было получить «добро» от руководства Рейха. И тут Деницу помог случай. 17 сентября 1939-го подводная лодка U-29 капитан-лейтенанта Отто Шухарта удачно атаковала и потопила британский авианосец «Корейджес». Уничтожение Шухартом корабля такого класса стало самым ярким успехом немецких подводников в первый месяц войны. Когда лодка вернулась в Вильгельмсхафен, ее командира наградили Железным крестом сразу обеих степеней. Это была небывалая честь, которой до того удостоился только легендарный подводник Первой мировой Отто Веддиген.
А 27 сентября чествовать Шухарата и его экипаж приехал сам Гитлер. В тот же день он посетил штаб Деница в Вильгельмсхафене. Командующий подводными силами рассказал фюреру об успешных действиях субмарин и дальнейших перспективах подводной войны. По его мнению, английская противолодочная оборона оказалась не столь надежна, как считалось ранее. Это позволило подводникам сразу достичь хорошего результата. Дениц убеждал Гитлера, что субмарины способны нанести Великобритании решающий удар в ее самое чувствительное место – морскую торговлю. Но для победы необходимо не менее трехсот лодок. Свою речь командующий завершил так: «Если такое количество субмарин доступно, я считаю, что они могут достичь решающего успеха».
Неприоритетное оружие
Слова о слабости противолодочной обороны противника Дениц вскоре подтвердил делом. В ночь на 14 октября 1939 года U-47 Гюнтера Прина проникла в Скапа Флоу, где потопила линкор «Ройал Оук». Берлин ликовал, встречая своих подводников, как героев. Гитлер лично принял Прина и его экипаж в рейхсканцелярии, наградив их орденами. На этой волне всеобщего восторга командующий кригсмарине Эрих Редер решил выбить у Гитлера средства на строительство новых субмарин. Согласно его программе, верфи должны были спускать на воду по 29 лодок в месяц. Правда, срок их постройки с момента выдачи заказа до сдачи должен был составлять от двух с половиной лет до одного года семи месяцев.
Это было слишком долго, так как с момента спуска подлодки на воду до выхода ее в район боевых действий проходило еще три-четыре месяца, в течение которых шли ходовые испытания и освоение лодки экипажем. Поэтому командование могло рассчитывать на увеличение числа действующих субмарин не раньше второй половины 1941-го, то есть спустя почти два года после начала войны.
Редер запросил у Гитлера особые полномочия на реализацию этой программы. Фюрер ее одобрил, но полномочий не дал. По его мнению, ими уже обладал фельдмаршал Геринг, а гросс-адмиралу и его кригсмарине придется встать в очередь за люфтваффе. В результате попытки Редера добиться выделения дополнительных производственных мощностей и материалов для строительства субмарин успеха не имели. Как писал позднее Карл Дениц, «в первой половине 1940 года в месяц строилось в среднем две единицы, во второй половине – шесть единиц. В первой половине 1941 года со стапелей сходило ежемесячно 13 подводных лодок вместо предусмотренных 29 или 25. Только во второй половине года их число возросло до 20 единиц».
Желаемое в начале войны число лодок Дениц получил лишь к апрелю 1942-го. Возникает вопрос: почему же командование кригсмарине не добивалось их строительства до войны, если понимало важность этого шага?
Видит око, да зуб неймет
Став командующим подводными силами в 1936 году, Дениц, как уже было сказано, полагал, что новый конфликт немцев и англичан неизбежен. Он считал, что решающую роль в нем сыграет подводная лодка. Победу над Британией обеспечит успешная тоннажная война, то есть ситуация, когда субмарины топят больше судов, чем успевает построить противник, уничтожая торговый тоннаж по миллиону брт ежемесячно. По расчетам Деница, триста субмарин за полгода войны уничтожили бы треть английского торгового флота. А за год-полтора Великобритания понесла бы невосполнимые потери, пострадали бы ее промышленность и экономика.
Но когда Дениц доложил о своих расчетах гросс-адмиралу Редеру, то был разочарован реакцией. Оказалось, что они не соответствовали политической ситуации. Гитлер не видел в англичанах противника. В 1935 году он заключил с Лондоном морское соглашение, ставшее первым военным договором, признававшим отмену условий Версальского мира. Согласно ему, Германия могла легально строить флот, используя квоту в 35% от тоннажа британского флота. Англичане предоставили немцам право строить субмарины, соблюдая паритет в тоннаже с их лодками. Однако Гитлер отказался, предпочтя иметь свои подводные силы с ограничением в 45% от тоннажа субмарин Королевских ВМС.
Фюрер начал рассматривать Великобританию как противника только в 1938 году. Он поручил Редеру создать программу строительства флота, способного бросить вызов британскому. Так появился на свет десятилетний «план Z», предусматривавший увеличение ВМС за счет разных типов кораблей. Но, получив разрешение, Редер не получил нужных ресурсов и средств для воплощения плана. У Германии их просто не было. Она лишь смогла довести свой подводный флот до 100% от английского. За несколько месяцев до начала войны Гитлер отказался соблюдать договорные ограничения, но возможность начала массового строительства субмарин так и осталась неиспользованной. К началу Второй мировой Германия успела построить лишь 57 лодок: 30 малых и 27 средних и больших.
И все же многих любителей истории волнует вопрос: а что было бы, если бы Германия начала войну с Великобританией с тремя сотнями субмарин?
А что было бы, если…
Карл Дениц мыслил верно. Обладая таким количеством подлодок, ему бы удалось создать для противника кризисную ситуацию. В начале войны Великобритания не была готова защитить свои коммуникации от вражеских субмарин. Для охраны судоходства и создания эффективной системы конвоев ей не хватало кораблей ПЛО. Британская морская авиация тоже не могла считаться угрозой для немецких подлодок, поскольку не была должным образом подготовлена. Средства обнаружения и уничтожения подлодок также оставляли желать лучшего. Неготовность Великобритании к подводной войне признал ее официальный флотский историк Стефан Роскилл: «Медлительность, с которой немцы наращивали темпы строительства подводных лодок, имела для Британии чрезвычайно счастливые последствия».
Казалось бы, ситуация ясна. Немцы упустили шанс победить англичан еще в начале войны. Но такой вывод неверен. Во-первых, вряд ли за четыре предвоенных года Германия смогла бы построить три сотни лодок и подготовить для них экипажи. Кроме того, необходимо было бы изготовить десятки тысяч торпед. Но сделать все это без ущерба для других родов войск вермахта не получилось бы. Во-вторых, даже если к сентябрю 1939 года немцы построили хотя бы тот самый минимум в 130 субмарин, о котором писал Дениц, то ситуация на море все равно сложилась бы не в их пользу.
«Ахиллесовой пятой» немецких подводных сил были торпеды. Из-за халатности лиц из Экспериментального института торпедного оружия флот Германии получил на вооружение некачественные стальные «сигары». Они не только часто не держали заданную глубину во время пуска, но и имели проблемы со взрывателями. В результате в начале войны немецкие подводники быстро разочаровались в торпедах. Часть из них не только не попадала в цель, но даже не взрывалась при попадании. Заваленный жалобами своих подчиненных на ненадежное оружие, Карл Дениц уже осенью 1939-го был вынужден признать, что как минимум треть выпущенных торпед оказалась бракованной. При таком положении дел победа над Великобританией была бы затруднительной, даже с тремя сотнями субмарин.